Другой город
Челябинск
Воскресенье 24 сентября, 2017 06:34 +5°
Новости в Челябинске
24.06.2015 09:06

Бунт Родниковского поселения. Как закон об отмене прямых выборов глав местного самоуправления скажется на Челябинской области

Бунт Родниковского поселения. Как закон об отмене прямых выборов глав местного самоуправления скажется на Челябинской области

 

Наличие системы местного самоуправления – одна из основ конституционного строя. 12 статья Конституции России говорит, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в систему органов государственной власти. Все местные сообщества на определённой территории и жители этого района имеют возможность участвовать в самоуправлении (право избирать и быть избранным). Если посмотреть на опыт других развитых стран, местное самоуправление – институт, который позволяет обеспечивать реализацию интересов жителей на конкретных территориях и строить гражданское общество.
 
Статья 131 Конституции России указывает, что население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправление. Это базовый посыл. Ни региональный, ни федеральный уровень не может жителям в конкретной территории сказать «Ваше местное самоуправление должно осуществляться так-то и так-то». В зависимости от проблем и потребностей, регион сам определяет, какая структура самоуправления ему нужна.
 
Что произошло в Челябинской области?
 
Федеральный законодатель в лице Государственной Думы с принятием 136 Закона в мае прошлого года решил разнообразить структуру органов местного самоуправления и позволить ему формироваться по-разному. Но, безусловно, определение порядка избрания глав муниципальных образований осталось за местным сообществом в соответствии с законом субъекта федерации.
 
«Законодательное собрание Челябинской области восприняло закон как позволение нарушить Конституцию, - рассказывает специально для lentachel.ru Юрий Гурман, руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений (АСМО и ГП).-  Раз региональному законодательству разрешили установить порядок избрания, значит, можно принять закон, по которому во всех муниципальных образованиях Челябинской области глав муниципальных образований будут избирать прямыми выборами, но глава будет возглавлять местную администрацию».
 
Гурман уточняет: региональный законодатель в ноябре 2014 года решил сделать так: воспользоваться предоставленным на федеральном уровне правом и зафиксировать наличие выборов. «Но в итоге всё равно везде главы возглавляют администрацию. Это плохо, потому что Заксобрание вторглось в самостоятельность местного самоуправления».
 
В начале нынешнего года Магнитогорское городское собрания объявило, что хотело бы поменять свою структуру. Но из-за закреплённого императивно закона в ноябре 2014, Магнитогорск не может поменять её самостоятельно. 10 февраля в письме спикеру ЗСО Владимиру Мякушу они попросили сделать это Законодательное собрание области.
 
«Это нонсенс. Никакое не местное самоуправление, получается. У них нет возможности поменять структуру самостоятельно, они вынуждены просить. Абсурд и доказательство того, что их ставят в зависимость от воли регионального законодателя», - заявляет руководитель Ассоциации.
 
11 марта Заксобрание внесло на рассмотрение проект закона, которым отменяются прямые выборы во всех муниципальных образованиях. Глав будут назначать по итогам конкурса, проведённого конкурсной комиссией. И глава будет возглавлять местную администрацию.
 
«Закон области был внесен 11 марта вечером, а уже 12 марта утром на внеочередном заседании Законодательного собрания его приняли в трех чтениях. По регламенту органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы, и с ними принятие такого закона должно было быть согласовано. Но никто ничего не согласовывал. По 122 статье регламента от первого до второго чтения должно пройти не менее месяца, проект нормативного акта должен быть разослан во все органы самоуправления и всем субъектам законодательной инициативы, которые имеют право предоставить поправки, чего также не было сделано», - напоминает Юрий Гурман.
 
После второго чтения законопроекта также должно пройти время для внесения поправок. Преодолеть этот срок можно только при положительном заключении комитета, экспертизы, и если при голосовании в первом чтении не поступило замечаний ни от одного депутата. Как подчеркивает Гурман, «в данном случае восемь депутатов высказались против, а трое из них предложили не голосовать за него вообще».
 
По словам Гурмана, по стенограмме и диктофонограмме аседания, «на кнопку нажимали» только один раз, а постановления оказалось два. То есть помимо всего прочего возникла проблема в связи с нарушениями порядка принятия закона.
 
20 марта «Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений» рассмотрела этот вопрос. В ассоциацию также обратились депутаты, которые как раз голосовали против. Например, депутат Егоров от Партии КПРФ.
 
Для села принятие такого закона – большая проблема. Главе, который не избран жителями, а назначен, будет сложно общаться с населением. Он будет являться не лидером местного сообщества, а нанятым чиновником. «Никакого самоуправления не будет. Совершенно другая мотивация», - уверен Гурман.
 
Принятый областной закон противоречит и 131 федеральному закону (п.3, ст.17): органы местного самоуправления районов и поселений не соподчинены, они самостоятельны и действуют в интересах населения. Если в назначении участвуют представители «вышестоящих» структур, самоуправление выхолащивается, жители перестают отвечать на содержание своих территорий. Хотя решать проблемы всё равно будут люди «на местах».
 
Гурман обратился в областной суд с просьбой обжаловать закон. 10 июня Законодательное собрание ходатайствовало об отложении рассмотрения дела, так как вносятся корректировки. 11 июня Заксобрание отменило принятый закон и приняло новый - «Об особенностях организации местного самоуправления» - причем, сразу в трех чтениях. «Тот же самый по сути закон, только с исправленной формулировкой первого абзаца», - комментирует работу законодателей Гурман.
 
18 июня состоялось очередное судебное заседание по делу. Несмотря на то, что закон отменён, в силе остаются юридически значимые решения, принятые на его основании в течение трех месяцев, пока он действовал – ведь он отменён не по решению суда.
 
18 июня Гурман дополнил требования по жалобе Ассоциации упоминанием второго закона, но суд пока прекратил производство. Отметим, что соответствия законопроектов Конституции проверяет Конституционный суд, в который можно обратиться в случае проигрыша дела в областном суде.
На данный момент депутаты Родниковского сельского поселения приняли решение о назначении на 13 сентября прямых выборов главы населенного пункта, отказавшись выполнять решение региональных парламентариев, отменивших прямые выборы глав муниципалитетов во всей Челябинской области.
 
«Мы проводили опрос населения, собрали подписи и выяснили, что люди против отмены выборов главы поселения. Поэтому было принято такое решение. Если оно кого-то не устраивает, пусть подают в суд и отменяют постановление совета депутатов», — говорит глава Родниковского поселения Николай Гуцуляк.
 
В деревне Ключевка тоже более половины населения высказались против отмены выборов главы, местные депутаты готовятся их назначить.
«Было бы замечательно, если бы прокуратура отреагировала на такие решения протестом. Если возникнет судебный процесс, прокуратура вынуждена будет ссылаться на закон области, и здесь станет очевидным, что воля местного самоуправления была одна, а принятый закон говорит о другом. Станет понятно, что нарушается Конституция», - объясняет руководитель Ассоциации корреспонденту Lentachel.ru.
Выяснился и ещё один любопытный момент: возникшая правовая коллизия. Отмена мартовского областного закона отменяет его весь – в том числе статью пятую, которая признает недействительным закон ноябрьский. Отмена мартовского, следовательно, ведёт к признанию действительным ноябрьского закона (где говорилось, что выборы будут). А принятый июньский закон говорит об отмене прямых выборов (он повторяет мартовский). Соответственно, действуют одновременно два закона с противоположными положениями.
 
Отмена принятых законов, надо отметить, не создаёт правового вакуума, так как существует 67 закон, регулирование Уставами.
К вышесказанному можно добавить заключение президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Э. Маркварта о неконституционности Челябинского закона об отмене прямых выборов:
«… Поскольку обжалуемая норма Закона № 137-ЗО содержит жесткое (без права выбора населением того или иного варианта структуры органов местного самоуправления) закрепление для каждого муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения единственно допустимой модели организации местного самоуправления (системы органов местного самоуправления и порядка их формирования), то данная норма, по нашему мнению, вступает в противоречие с нормами Европейской хартии местного самоуправления и, в еще более очевидной форме, - с нормами Конституции РФ, являющимися нормами прямого действия, и имеющими безусловный приоритет перед законодательством субъекта РФ».
 
Lentachel продолжит следить за ходом событий.
 
Ева Полякова

 

471
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления