Другой город
Челябинск
Пятница 18 августа, 2017 04:11 +8°
Новости в Челябинске
Новости дня
09.07.2015 07:56

Тефтелев размечтался про метро ценой 75 миллиардов за чужой счет

Тефтелев размечтался про метро ценой 75 миллиардов за чужой счет

Странный в Челябинске сити-менеджер, если подумать. В городе элементарно дороги не ремонтируются, ливневая канализация в никаком состоянии, что подтверждает каждый приличный дождь. Да что там ливневка? Колодцы без крышек на проезжей части. В районе Тополиной аллеи, в центре города… А Евгений Тефтелев мечтает о метро.

    Да кто ему эту мысль в светлую его голову заложил-то? Проект 70-х годов, кое-как исправленный в 80-х, совершенно не вяжется с современными пассажиропотоками Челябинска. Нелепо даже пытаться строить станцию метро в районе ЧТЗ. Кто там будет ездить сейчас на метро? И самое главное, кто за всё это будет платить? Бюджет города?
 
      Но главный вопрос – цена строительства. В свое время власти города по причине банальной нехватки средств отказались от реализации этой голубой мечты губернатора Петра Сумина, который, похоже, даже не хотел вникать в экономику проекту. Как и в его стратегический смысл. Это, понимаешь ли, мечта. Какие же тут могут быть расчеты? Метро - совершенно неподъемная тема для бюджета, как выяснилось. Зато хорошая с точки зрения предприятий, что профессионально роются в земле. Как можно оценить эффективность их работы?
 
    Время идет – в Челябинске появился новый мечтатель. Из того же комсомольско-партийного поколения, что и Сумин. Даже не знаешь, как воспринимать заявления главы администрации, который сам себя выставил на всеобщее посмешище, заявив о возобновлении проекта века. Цена строительства метро нынче составляет (Тефтелев сам оперирует этими цифрами) 75 миллиардов рублей. Для сравнения – построить Южноуральскую атомную станцию (а это заложено в генеральную схему размещения объектов энергетики на период до 2020 года) будет стоить всего лишь в два раза больше. И то проект, предусматривающий федеральное финансирование, под большим вопросом. Кстати, Южно-Уральская АЭС – тоже своего рода мечта. Площадку для станции начали возводить в начале 80-х. Но в 1986-м страшная Чернобыльская авария надолго погасила желание создавать подобные объекты. 
 
   Итак, 75 миллиардов рублей на метро. А расходы годового бюджета Челябинска, превышающие, кстати, доходы, составляют 25 миллиардов рублей. Областной бюджет денег не даст (особенно в условиях нынешнего затяжного кризиса), на региональном уровне сейчас вполне оправданная линия на тотальную экономию средств. А федералы давно уже объяснили, что на них рассчитывать в подобных авантюрах не стоит.
    Тем не менее наш сити-менеджер рассказывает (и не где-то в кулуарах, а на аппаратном совещании), что ряд фирм из Москвы и Белоруссии (названия, понятно, не звучат) намерены вступить в переговоры по строительству метро в Челябинске. «Пока это лишь интерес. Ждем переговоров и предложений от этих компаний», – подчеркивает глава администрации.  Одновременно Тефтелев отвергает предположения, что метро в Челябинске будут строить на китайские средства. В частности, представители Южно-Уральской торгово-промышленной палаты делали заявления о том, что метро в Челябинске могут построить на деньги Китая. Деньги, предположительно, могут быть направлены из фондов Азиатского банка инфраструктурных проектов. 
 
   Мне кажется, сам по себе этот разговор лишен смысла. Какой дурак будет зарывать 75 миллиардов рублей в землю Челябинска? Во-первых, у кого сегодня в России (и тем более Белоруссии) есть такие огромные свободные средства? Во-вторых, без надежды на какую-либо отдачу (а метро в миллионном городе – проект  заведомо убыточный) даже тысячу рублей инвестировать странно. Есть много других, куда более реальных проектов. Теоретически возможно говорить на эту тему в том случае, если сооружать не просто станции метро и рыть тоннели, а делать всю окружающую современную инфраструктуру. Используя передовой опыт ведущих стран.  Разные там подземные стоянки автотранспорта (в которых в Челябинске большая нужда), торговые центры, прилегающие к станциям метро и многое другое, что способно генерировать деньги. Но такого рода замыслы требуют чрезвычайно глубокой проработки. И есть подозрение, что бывшие комсомольские аппаратчики в принципе на это не способны.
 
    Челябинская подземка строится уже более 20 лет. На сегодня проведено только 18% работ. В январе прошлого года рассматривали возможность остановки строительства метро. Но выяснилось, что закопать «стройку века» тоже стоит денег -  6-8 миллиардов рублей. Таких свободных средств у города нет. И вышестоящие бюджеты денег тоже не дают.
 
     Тут-то глава администрации Евгений Тефтелев и предложил найти для достройки метро частных инвесторов. После его прихода к власти в Челябинске возобновилась работа по подготовке проектных документов. Но почему-то есть ощущение, что когда Тефтелев уйдет с поста главы администрации Челябинска, работа по строительству метро будет примерно на той же  стадии, что и сейчас. Поскольку денег-то нет. И взяться им пока неоткуда. Спрашивается, зачем тогда воздух сотрясать? Видимо, чтобы как-то отвлекать внимание горожан от проблем, действительно требующих решения. Ибо нет ни денег, ни свежих идей по развитию Челябинска. А управлять городом хочется. 
690

Фотогалерея