24.07.2015 09:15

Стометровые рельсы ЧМК помогут в создании высокоскоростных магистралей в России

Рейтинг: 0
Стометровые рельсы ЧМК помогут в создании высокоскоростных магистралей в России

Глава РЖД Владимир Якунин вместе с главой региона Борисом Дубровским посетили Челябинский металлургический комбинат, где на универсальном рельсобалочном стане изготавливаются длинные рельсы повышенного качества для скоростных железных дорог. В реализацию проекта привлечены заёмные и собственные средства компаний. После посещения стана Якунин и Дубровский  провели совещание Уральского межрегионального координационного совета РЖД.

Группа «Мечел» (в состав которой входит ЧМК) завершила реализацию уникального для российской металлургии проекта по строительству универсального рельсобалочного стана (УРБС) в 2013 году. Подобный производственный комплекс в России построен впервые. Проект предусматривает единую цепочку производства рельсобалочной продукции: от выплавки стали до прокатки и термообработки. Это позволяет гарантировать контроль качество на каждом этапе. Объем инвестиций в проект, включая сталеплавильные и прокатные мощности, превысил $900 млн.

Челябинский металлургический комбинат – одно из крупнейших отечественных предприятий полного металлургического цикла по выпуску качественных и высококачественных сталей, основной производитель нержавеющей стали в России. Комбинат входит в металлургический дивизион группы «Мечел».
«Для нас «Мечел» представляет собой компанию-партнёра, с которым мы пять  лет назад подписали соглашения и этим побудили к разработке новой технологии прокатки (с раздельной закалкой) рельс. Они необходимы для проектирования высокоскоростных магистралей, - сказал Якунин. – Это толкает к развитию весь комплекс – и железнодорожный, и металлургический».
 
Михаил Зарецкий, заместитель начальника прокатного цеха №3 ЧМК, рассказал: «Наш комплекс запущен в эксплуатацию в 2013 году. На данный момент это крупнейший подобный комплекс в стране – площадь его составляет 186 тысяч квадратных метров. Протяжённость всего цеха – 1,4 километра, а технологической линии – порядка 3,5 километров».
 
Линия состоит из нескольких основных участков: участок нагревательных устройств, где происходит процесс нагрева металла перед прокатом; сам универсальный рельсобалочный стан (УРБС); участок подготовки; большой участок отделки металла, который делится на отделку сортового проката и рельсовой продукции. В процессе производства задействовано полторы тысячи рабочих.
 
На данный момент освоено 18 типов продукции, два из которых – рельсовая продукция: Р-65 и Р-50. Уникальность рельсовой продукции ЧМК заключается в том, что прокатка осуществляется на универсальном стане непрерывно-литой заготовки в четырёх плоскостях при помощи универсальных плетей. За счёт этого достигается высокое качество поверхности и геометрии и профиля.
 
После прокатки происходит процесс дифференцированной закалки головки рельса в полимере, что придаёт уникальность продукции и увеличивает износостойкость и долговечность в эксплуатации.
 
«Изначально наши рельсы мы положили у себя, потом поставляли рельсы для производственных предприятий. 26 июня наш комбинат получил сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза на производство рельса Р-65 общего назначения, который позволяет производить рельсы для нужд РЖД», - сообщил Зарецкий.
 
Это большой вклад ЧМК в реализацию федеральной программы импортозамещения. Проект  имеет важное стратегическое значение как для группы «Мечел», так и ОАО «РЖД». Результаты испытаний ВНИИЖТ подтвердили, что продукция комбината соответствует лучшим мировым аналогам, а по ряду показателей их превосходит.
 
Раньше рельсы длиной 100 метров, которые свариваются впоследствии в плети длиной 800 метров на специальных предприятиях, в стране в принципе не производили. На данный момент такие рельсы изготавливают ещё на Новокузнецком металлургическом заводе, но до этого времени РЖД закупал рельсы за рубежом (Япония).
 
Заметим, ввод в эксплуатацию универсального рельсобалочного стана позволил создать около 1,4 тысячи новых рабочих мест.
 
Пока ЧМК не вышел на контрактную производительность с РЖД. Объёмы и сроки поставок находятся на рассмотрении и согласовании. ЧМК способен выпускать 1 млн 100 тысяч металлопродукции в год (верхний порог – 1,5 млн), из них 500 тысяч – рельсовая продукция.
 
На тестовом полигоне под Москвой при испытании эти рельсы отстояли за полгода полтора миллиона тонн-километров. Это очень высокие показатели износостойкости. «И это не предел», - уверяет Зарецкий.
 
Роман Филимонов, начальник центральной дирекции по ремонту путей ОАО РЖД, также высказал позитивные оценки: «100-метровые рельсы нового поколения мы планируем использовать как на Восточносибирской железной дороге, так и на основных ходах БАМа, главных ходах Октябрьской железной дороги, на высокоскоростных магистралях».
 
РЖД, несомненно, выигрывает от такого соглашения. Длинные рельсы позволят РЖД обеспечить более качественную эксплуатацию с точки зрения комфорта пассажиров и безопасности движения. Чем меньше стыков, тем более плавно идёт поезд. Снижен и риск возникновения дефектов значительно - по сравнению с 25-метровыми рельсами прошлого поколения. Из-за меньшего количества стыков и обслуживание рельсов становится проще. Конечно, скорость поездов возрастёт, грузы и пассажиры будут доставляться быстрее.
 
«Мечел является для нас и клиентом по перевозке угля. Сотрудничество с предприятием остаётся приоритетным. Надеемся, «Мечел» справится со своей экономической ситуацией», - заметил глава РЖД по поводу всем известных долговых проблем компании.
 
«Мечел» действительно затянул с аттестацией своей продукции. Сейчас эти работы ведутся семимильными шагами. Надеемся, к концу года будут приняты все решения. С 2016 года производство 100-метровых рельс будет востребовано», - подтвердил Дубровский.
 
Якунин ответил и на вопрос о пригородных перевозках в Уральском федеральном округе и в целом по стране: «После вмешательства главы государства в эту тему – чего мы допускать не должны были – дело пошло на лад. Мы значительно продвинулись в договорённостях  регионами. В Челябинской области этот вопрос мы практически закрываем. Такими темпами мы сможем добиться решения стратегической задачи: чтобы пригород не рассматривался как убыточное предприятие, которое постоянно нужно подкармливать. Чтобы он рассматривался как элемент социального обеспечения граждан, проживающих в регионах, и превратился в предприятие, которое рассматривалось бы самостоятельно».
Планируется производство одно- и двухвагонных передвижных составов, что снимет вопросы об эффективности таких перевозок. Особенно это важно для сибирских регионов.
 
Глава РЖД поддержал идею создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Челябинском и Екатеринбургом. Это простимулирует развитие промышленного, сталелитейного комплекса: для РЖД, к примеру, это не только рельсы, но и 19 других промышленных отраслей.
 
«В прошлом году закупали в Челябинской области продукцию на 10 млрд рублей, а в этом закупим на 15 млрд. Надо рассматривать вопрос в комплексе», - заметил Якунин. На данный момент у РЖД есть предварительные соглашения с казахстанскими и китайскими партнёрами.
ВСМ Екатеринбург– Челябинск вольётся в магистраль Москва – Пекин. Борис Дубровский активно продвигает эту тему. РЖД, по словам Якунина, понимает цель этой активности и собирается поддерживать такие договорённости, которые построены на принципах экономической целесообразности. «Мечел» будет выпускать рельсы и для этой магистрали (так же, как и ОАО Евраз в Новокузнецке).
 
На заседании Уральского межрегионального координационного совета РЖД под председательством губернатора Дубровского и президента РЖД Якунина, глава региона напомнил, что Южно-Уральская железная дорога как филиал РЖД является давним социальным партнером и крупным работодателем: «Здесь работает около 44 тыс. человек, только в 2014 году отчисления в областную казну составили 2,9 млрд рублей».
Не менее важно налаженное сотрудничество ЮУЖД с предприятиями региона. После нескольких лет спада происходит существенный рост в металлургии (ММК, ЧТПЗ).Только Магнитогорский металлургический комбинат закрывает половину объемов перевозки по черным металлам на Южно-Уральской железной дороге. Объемы поставок будут возрастать, прежде всего, за счет длинномерных рельсов производства ЧМК-Мечел.
 
«Мы очень заинтересованы в трассировке ВСМ через наш регион по линии Урумчи-Астана-Казань с обустройством транспортных коридоров Троицк – Екатеринбург – Казань и Кустанай – Магнитогорск – Уфа – Казань», - подчеркнул губернатор Челябинской области.
 
Напомним, проект продолжения высокоскоростной магистрали до Челябинска был представлен на ИННОПРОМе. Вице-президент РЖД Александр Мишарин обещал, что Средний и Южный Урал получат колоссальный экономический эффект от железной дороги: до 500 млрд рублей к 2020 году при капиталоемкости в 154 миллиарда.
 
В федеральной стратегии развития железнодорожного транспорта предусмотрено строительство вторых главный путей на участке «Челябинск — Нижняя — Каменск-Уральский». ЮУЖД подготовлен проект «Строительство двухпутных вставок на участке Челябинск – Каменск-Уральский» со сроком до 2018 года.
 
«Для области это основное транспортное звено в реализации масштабного проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», — заявил Дубровский.
 
Ева Полякова
 

 

955
Популярное
Лента новостей