23.09.2015 06:57

История 11-го лицея в Челябинске. Начало советской школы

Рейтинг: 0
История 11-го лицея в Челябинске. Начало советской школы

В этом году 19 октября лицей № 11 Челябинска будет отмечать 25-летие лицея и 95-летие со дня создания школы. Lentachel.ru начинает публикацию серии исторических материалов, посвященных одной из лучших школ Урала и России. Сегодня говорим о рождении школы в первые годы Советской власти.

В начале ХХ века город пережил настоящий школьный бум. Как отметил Боже В.С. в книге «Школьный мир дореволюционного Челябинска», в Челябинске росло  число учебных заведений и количество учащихся, был благополучно решен вопрос  о введении всеобщего начального образования, создан отдел по народному образованию при городской управе, возникли педагогические и благотворительные общества. Приглашенные из Москвы и Петербурга  педагоги и психологи на практике проверяли  здесь новые научные разработки. Но доминирующими в оставались начальные и неполные средние учебные заведения. К ним относились более двух десятков самых различных школ: низшие начальные (приходские) мужские, смешанные и женские училища, еврейская и мусульманская школы, казачья, церковно-приходская (Соборная) школа, ремесленное училище, железнодорожные церковно-приходское и мужское училища, переселенческая школа, 1-е и 2-е высшее училище, епархиальное  и духовное училища, торговая школа, женские гимназия и прогимназия, реальное училище, учительская семинария.

Чернавский Н.М. в статье «Город Челябинск за революционный период (1917-1927 гг.)»  рассказывает об изменениях в системе образования в Челябинске после революции 1917 года. Он перечисляет существующие школы. На 1 сентября 1919 года в городе работали:  Реальное училище, три женских гимназии,  Учительская семинария; Торговая школа;  Ремесленное училище; Духовное училище; пять высших начальных училищ, пять мужских начальных училищ и шесть женских; восемь смешанных училищ. Кроме того, железнодорожные школы, кои сначала были переданы Губоно (Губернский отдел народного образования): два высших начальных училища и три смешанных начальных училища. Перешли к городу три школы в Никольском казачьем поселке, причисленном к городу. Кроме того, были еще  Польская школа, Еврейская школа, школа на Михайловском хуторе, на Кожевенном заводе (вновь открытая), на Степановской и Архиповской мельнице и  рукодельная школа, а также  женская татарская школа.
Советскими школами I и II ступеней учебные заведения Челябинска стали только в сентябре 1920 года. При этом советской школой I ступени №11 станет бывшая еврейская школа.
 
Общеобразовательная еврейская школа по улице Азиатской (ныне Елькина), 7 работала до сентября 1919 года. Затем ее помещение было занято Сибирским ревкомом. Самуил Бакшт, заведующий еврейской школы, отвечал на вопросы анкеты для советских служащих так: «отсутствие помещения для училища, недостаток в учительском персонале и учебных  пособиях, необходимо выписать с запада опытных еврейских учителей».
Сведения о школе есть и весной 1921 года, уточняется, что в школе было 120 учеников. Часто в документах 1920-1921 годов 11-я школа будет называться «еврейской школой» или «еврейским училищем». В сентябре 1923 года созданная при педтехникуме опытно-показательная школа  I ступени №11  набрала 114 учеников.
 
Школы I и II ступени должны были находиться в отдельных помещениях. Все мальчики и девочки обучались вместе. Число детей в классе не должно было превышать 40 человек. Равные между собой школьные работники должны были нести коллективную ответственность за всю школьную работу.  Для принятия решений по вопросам школьной жизни создавался школьный совет, в состав которого, кроме преподавателей, входили представители учащихся.
 
Начало истории школы №11 - год 1920
В требовательной ведомости на выдачу жалованья  преподавателям и служащим школ Челябинска за ноябрь 1920 года в 11-й школе I ступени записаны только два педагога: Бакшт С.М. и  Дейч.  В то же время, по разным данным, в первый состав учителей школы I ступени №11 помимо Бакшта и Дейча входили Кошелева, Словцов, Володин, Лончинская, Аксенов, Морозович, Балакина.
 
 Кошелева Анна Андреевна, 1890 года рождения,  выпускница историко-филологического факультета Петроградских высших женских курсов по специальности русский язык и словесность. В 1923 году Анна Андреевна приняла на себя заведование практической школой при педтехникуме.
Словцов Юлий Михайлович родился  21 июня 1876 года в городе Ирбит Пермской губернии. Получил  высшее музыкальное образование в Петроградской  консерватории Императорского Русского музыкального общества, старейшей консерватории России, той самой, выпускником которой был Чайковский. Начинал свою педагогическую  деятельность в Перми. В первые годы после революции, являясь преподавателем истории и теории музыки в педагогическом техникуме, Словцов готовит программы по пению для школ I ступени Челябинской губернии, ведет уроки в опытной школе№11.
Володин Ефим  Тихонович 1886 г.р., уроженец села Кашкарова Пензенской губернии, в 1902 году закончил Пензенское художественное училище, имеет звание учителя графических искусств. В Челябинске с 1910 года. Вел уроки рисования  в торговой школе, женской гимназии, реальном училище, учительской семинарии. В 20-е годы преподает изобразительные искусства в учительской семинарии. Обучает будущих учителей рисованию, живописи и лепке, читает лекции на мусульманских педагогических курсах вместе с Бакштом (тот преподает математику и естествознание) и Словцовым (музыка и пение). Работая в педтехникуме, имеет несколько часов и в опытной школе №11.
 
В школе №11 работал еще один педагог со столичным образованием. Лончинская Станислава Оттоновна (Антоновна), дворянка из Петрограда. Обучалась она в главном немецком училище Св.Петра  (Петришуле) в Петрограде. Работать начала в ноябре 1919  года сельской учительницей. В 1923 году в опытной школе №11 у Лончинской было 24 учебных часа.
 
Выше упомянутый Самуил Моисеевич Бакшт родился в 27 мая 1878 году в Виленской губернии Ошмянском уезде село Бакшты в семье еврейского крестьянина,  прослушал курс естественных наук физико-математического факультета в Императорском Новороссийском университете (Одесса), состоял на педагогической службе с 1900 года. 10  лет учительствовал в своем селе в еврейской школе, шесть лет заведовал еврейским же училищем  в Могилевской губернии в Чаусском уезде в местечке Сухари. С мая 1916 года до мая 1920 года возглавлял еврейское училище в Челябинске с небольшим перерывом, год революционных событий (31.07.1917 -1.06.1918) работал в Перми. При реорганизации учебных заведений в Челябинске возглавлял советскую школу I ступени №11 до 31 июня 1921 года, затем ушел в партшколу преподавателем естествознания.
 
Дейч Соломон Соломонович, учитель школы, родился 17 октября 1894 года в  Ковенской губернии Новоалександровского уезда в местечке Браслав, мещанин. Коллегия  Челябинского уездного отдела народного образования от 18 сентября 1919 года, которая заслушала заявления учащих и приняла заключение Малого совета,  постановила: принять Дейча на постоянное место работы в еврейское училище в качестве учителя.  Педагогического образования оне имел,  прошел только домашнее обучение. Тем не менее успешно сдал экзамены на звание учителя. В мае 1921 года Губотнаробраз (Губернский отдел народного образования) по запросу предоставляет «настоящий список имеющих подготовку или опыт в области народного образования», где рядом с фамилией Дейч запись «выбыл в Самару».
 
В школе №11 работали и местные педагогические кадры. Аксенов Константин Федорович родился 6 апреля 1899 г. в Алабуге Оренбургской губернии в семье крестьянина, образование получил в Челябинской учительской семинарии. Начинает свою учительскую деятельность в 1920 году, с сентября 1923 года ведет преподавательскую деятельность в педагогическом техникуме-преемнике учительской семинарии. Одновременно ведет 24 учебных часа, вероятно, «трудовых процессов»  в опытной школе №11 при педтехникуме. Аксёнов, как человек, хорошо знакомый с сельским хозяйством, мог проводить экскурсии, способствовать наблюдениям учащихся за погодой, природными явлениями, сельскохозяйственными работами, знакомить с крестьянским хозяйством, трудом ремесленников.
 
Морозович Елена Сергеевна(в некоторых документах Степановна) 1898 года рождения, тоже обучалась в Челябинской учительской семинарии.
Заведующей опытно-показательной школой I ступени №11 с 8 ноября 1923 года стала  Балакина Анна Ивановна. Анна Ивановна родилась в 1882 году  в семье священника Бессонова. В 1900 году окончила Оренбургское епархиальное училище. В Челябинске с 1 октября 1901 года. Работала учительницей 1-го женского приходского училища, с 1910 года — заведующей 2-м смешанным приходским училищем. В 1904 году за безупречную  службу награждена серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. Состояла в Обществе попечения о начальном образовании в Челябинске, была членом правления общества и лекторской группы. За добросовестное отношение к службе неоднократно поощрялась. После революции работала учительницей в школах Челябинска (высшее начальное, железнодорожное училища, школа I ступени при совнархозе, школа Iступени «Горняк»). В 1923 году возглавила школу I ступени № 11, совмещая руководство школой с работой преподавателя педагогического училища. В 1924—1925 годах была членом Челябинского горсовета. Вела методическую работу среди учителей города.
 
Школа № 11 работает 1920-1921 учебный год. Этот период связан с самым страшным голодом, который разразился на Южном Урале. Вызван он был введением продразверстки, стремительным сокращением посевных площадей, засухой 1921 года и другими причинами. Положение школьных работников в голодающей Челябинской губернии было чрезвычайно трудным: 75% педагогов не получали жалованье с июля 1921 года, с июля же не получали и продпайков, были случаи самоубийств, голодной смерти школьных работников. До половины учителей были отпущены или ушли самовольно, фактически работала половина школ. Многие школы работали с перерывами, либо функционировали, находясь на обеспечении местного населения.
 
В архиве Челябинской области сохранился список (его копия и черновик) работников просвещения округа, прошедших через проверком в 1923 г.:  в школе №11  - учителя  Кошелева,  Лончинская и Морозович. Проверком вел работу по трем направлениям: учет образовательной подготовки, учет педагогической подготовки и профессионального искусства работника, учет политической подготовленности.
 
Интересная деталь, связанная с приемом на  работу в опытную  школу №11. Сохранилось заявление доктора философии Бернского университета, выпускницы историко-филологического отделения Московского университета Е.А.Камковой с прошением зачислить её в школу  в качестве преподавательницы психологии. Опыт работы у Камковой был внушительный: до мая 1917 года работала преподавателем истории, психологии и логики в московской смешанной гимназии на станции Чухлинка и женской гимназии Ушаковой, до августа 1921 года - преподавателем родного языка и географии в Марфинской и Свибловской школах при Московском отделе народного образования, учителем родного языка и обществоведения в московской опытно-показательной школе «Нагорное» при Наркомздраве. Тем не менее через три дня после подачи на заявлении Камковой была резолюция «Отказать». Позднее Камкова была принята на работу в школу №12 «Горняк», тоже опытно-показательную.
 
В школе № 11 всегда работали высококлассные педагоги. Владимир Николаевич Август окончил Оханское городское училище и Казанский учительский институт. Прослушал курс нескольких сельскохозяйственных дисциплин в Западно-Сибирском  сельскохозяйственном институте. Преподавал в торговой школе, был заведующим политехникумом, работал школьным инструктором ЧелябУОНО, инструктором по трудовым процессам ЧелябгубОНО. 1 декабря 1923 года назначен заведующим учебным совхозом  и преподавателем трудовых процессов в Челябинском педтехникуме. Работу совмещал с заведованием учебной частью Управления детскими  домами и уроками ручного труда в школах №5, 11 и других. Владимир Николаевич  - действительный член Уральского общества любителей естествознания, участвовал в работе 1-го Всероссийского съезда по политехническому образованию, сотрудник областного Краеведческого музея
 
Криницкую - Ярушину Римму Александровну, проработавшую некоторое время в школе №11, вскоре переводят на союзную работу.
Известный на Урале спортсмен, ставший впоследствии заслуженным тренером РСФСР по легкой атлетике,  Пионтек Владимир Фомич вел уроки физкультуры в школе №11.Он был настоящей спортивной легендой Урала. Участвовал в первых уральских спартакиадах, ставил рекорды. Челябинская губерния, по меньшей мере на своей спортивной заре, буквально пестрит его достижениями: рекорды в беге, прыжках в высоту, в десятиборье, в метании ядра.
 
В 1923-1924 учебном году  Наркомпросом были изданы уже в качестве обязательных учебные программы, разработанные под руководством Научно-педагогической секции Государственного ученого совета. Весь объем знаний, подлежащий изучению в школе, был дан в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. В соответствии с этим учебный материал распределялся в программах по трем направлениям: природа, труд, общество. Эти программы именовались комплексными. Программами Государственного ученого совета ставилась задача пронизать все содержание учебно-воспитательной работы школы идеей революционного преобразования мира. Основным путем решения этой задачи программы считали связь школы с жизнью, трудом и борьбой рабочих и крестьян.
 
В сентябре 1923 года в 5 отделение школы № 11 (ул.Цвиллинга, напротив монастыря) были  зачислены 99 учащихся, 11 из них из детского городка. 
Прием в школу на 1924-1925 учебный год  начался с 20 июня 1924 года. Документы, необходимые для приема: справка о рождении ребенка на сновании метрических выписок, документы о социальном положении родителей (если служащий, удостоверение о службе), справка о том, в каком союзе состоят родители. Прием детей красноармейцев и членов их семей, находящихся на их иждивении, в школы производится без всяких ограничений и в первую очередь.
 
Состав учащихся  школы № 11 пофамильно  на 1 сентября следующего 1924 года  известен полностью. В протоколе заседания комиссии по приему учащихся в школу, на котором присутствовали представители от горсовета, женотдела, комсомола, записано решение: принять в 1 отделение -20 человек, во 2 отделение -12 человек, в  3-е – 14 человек, и в 4-е отделение  - 6 человек. Всего было подано 112 заявлений, принято 109. Советская школа была платная, от 15 до 50 рублей в год, от платы освобождаются отдельные категории: дети, состоящие на иждивении. В 1926 году от платности за обучение отказались.
 
В школе№11 учатся в основном дети служащих и рабочих, детей крестьян практически нет, нет и детей торговцев и рабочих свободных профессий.
Школа служила педагогической лабораторией для учащихся 4 курса Челябинского педагогического техникума. Окружной отдел народного образования (ОкрОНО) предусматривал расходы на хозяйственные нужды  школы, но в недостаточном количестве.  Помещение школы вполне  было приспособлено для занятий, но крайне нуждалось  в ремонте. В течение двух лет школа  от ОкрОНО получала  средства на содержание учителей пения, рисования, мастерской. Но с  1925  учебного года  эти средства были исключены из  сметы. Этим самым учащиеся были лишены не только художественного воспитания, но и возможности работать в столярной мастерской.
 
Столами и стульями  школа  была обеспечена, иной мебели не было. Есть приличная ученическая библиотека, приобретенная на средства ОкрОНО  и педтехникума. Учебники были, но в плохом состоянии. Учебные пособия приобретаются детьми на средства родителей. Школа работала в одну смену с количеством учащихся 127 человек, в 4-х отделениях. В 1928 году заслушав доклад Балакиной о деятельности школы №11, члены горсовета замечают, что «главное внимание надо обратить на детскую библиотеку, т.к. при этой школе она должна быть  оборудована  лучше, чем в какой-либо другой». На содержание школы из бюджета ОкрОНО выделялось всего 14 руб. в месяц.
 
Где располагалась опытная школа №11 при педтехникуме? В отчетах чаще всего адрес школы указывался здание при педтехникуме, Алое поле, против монастыря. Педтехникум располагался  в 1922 году по ул. Цвиллинга, 20, затем в документах за июль 1923 года появляется адрес Красная, 30. Адрес школы  в 1924 году  – бывшее реальное училище, вапреле 1926 –ул.Красная,24, а в  1929 г. -  ул.Елькина, 16.
Школа еще не раз будет менять свое местоположение, пока не заселится в здание по улице Тимирязева, 6, то самое, в котором в 1945-46 году были размещены Челябинский механико-машиностроительный институт и его библиотека, то самое, в котором работал главный конструктор танкового производства Кировского завода на Урале  Николай Духов.
 
Второе начало, предыстория школы №11 –1907 год
23 сентября 1907 годана ул. Азиатской (Елькина), 7  благодаря Обществу пособия  бедным евреям города Челябинска было открыто низшее частное еврейское училище. Еврейские дети до появления национальной школы получали первоначальное образование в городских приходских (низших начальных) училищах. Многовековая традиция требовала, чтобы все дети мужского пола, независимо от уровня благосостояния семьи, получили начальное образование. Престиж образования в еврейской среде всегда был высоким, хотя далеко не все дети могли учиться из–за обязательной платы за учебу. Создавались попечительские советы, собиравшие средства на нужды образования. Мы не знаем имени первого директора еврейского училища. Самуил Моисеевич возглавил учебное заведение в 1916 году.  В отчете городской управе заведующий еврейским училищем Бакшт свидетельствовал:«численность учащихся в 1916 году составляла 110 человек (57 мальчиков и 53 девочки)». А с 1921 года теперь уже советская школа Iступени №11, реорганизованная из еврейского начального училища,  располагается в двухэтажном каменном здании бывшей женской гимназии на улице Цвиллинга. Школа  продолжала функционировать и в 1921-1922 гг., только не в рамках губоно, поэтому в сентябре 1923 года созданная при педтехникуме опытно-показательная школа  №11  I ступени набрала 114 учеников.
 
Третья точка отсчета, начало истории опытной школы №11  - 1923 год
В июле 1923 года на заседании Педагогического совета Челябинского педагогического техникума  одним из вопросов становится вопрос о практической школе при педагогическом техникуме.  Школа должна быть не только практической, но и опытно-показательной с опытными методистами;школа должна быть в здании  педтехникума  для установления более тесной связи с детьми, методистами.
 
Педсовет  принимает рекомендации для Президиума:
1) школа  I  ступени нужна опытная с сильным составом педагогов;
2) в помещении педтехникума ей предоставляется лучшая часть здания, право пользоваться кабинетами, лабораторией;
3) во внутренней работе школа должна быть самостоятельной.
 
Такой школой стала школа Iступени №11. Сильный состав педагогов был обеспечен, трое из шести принятых учителей имели столичное образование. Речь про Кошелеву, Словцова и Лончинскую.  Кошелева в 1923 году приняла на себя заведование практической школой при педтехникуме. В ноябре 1923 года руководство школой принимает Балакина Анна Ивановна. В январе 1924 года Челябинск посетил Анатолий Васильевич Луначарский, народный  комиссар просвещения. Он ознакомился с работой многих учреждений культуры, осмотрел детские дома, посетил школы, педтехникум, Дом просвещения, краеведческий музей. В Народном доме Анатолий Васильевич встретился с учителями, библиотечными работниками, представителями театрального искусства, студентами педтехникума.  «У вас в Челябинске, — сказал Луначарский, — я с удовольствием убедился, что основной тон работы взят правильно. Педагогический техникум — это уже новая школа. Работы слушателей обещают дать современного учителя. Занятия в опытной школе при ней показывают, что идея новых программ усвоена по существу правильно, а опыт занятий по комплексному методу в ней обнаруживает много творчества и большое остроумие учащих. В совместной работе педтехникума с опытной школой и Дома просвещения — намечаются стержни новой школы и рельефно выделяется готовность учащих Челябинска создать трудовую школу…».
 
Опытно-показательная школа №11 при Челябинском педтехникуме действительно служит педагогической лабораторией для педагогов. Мастерские, библиотека, новые методы обучения. Об этом могли только мечтать городские школы. В 1928 году Городской совет настоятельно рекомендует организовать систематическое посещение данной школы работниками городских школ, предлагает рассмотреть  возможность  организации в начале нового учебного года практикума для учителей  городских  школIступени,  принимает решение закрепить при школе существующую детскую площадку, реорганизовав ее в детсад. А преподавание трудовых процессов в  оборудованных мастерских опытной школы намного опередило время.
 
Вникая в документы той эпохи, приходим к убеждению, что всё  происходящее неразрывно связано с предыдущем. Школа, появившаяся в  1907 году, удовлетворяла запросы текущей жизни России. Ответственный характер отношения к делу позволял соизмерять задачи образования с практическим решением. Школа I ступени 1920 года  - пример сохранения стабильности, уверенности в завтрашнем дне, несмотря ни на какие перипетии судьбы. А школа 1923 года дает почин  инновационной стратегии развития учебного заведения, сама являясь примером для других школ. Как в теории, так и в практике учебное заведение искало лучшее, было нацелено на созидательную результативность.
 
Комбинация правильных действий, основанных на глубоком понимании истоков школы №11, многолетнем опыте педагогов, тысячах жизненных историй, позволяет гарантировать успех лицею сегодня.
 
 
 
 
 
961
Популярное
Лента новостей