Камерата — признак жизни в нашем городе
-7°
Сообщить новость
20.10.2015 08:13

Камерата — признак жизни в нашем городе

Рейтинг:
Рубрика: Культура
Камерата — признак жизни в нашем городе

За пять дней зрители увидели девять спектаклей: свои работы представили театры Москвы и Московской области, Екатеринбурга, Нижневартовска, Тюмени, а также зарубежные гости из Израиля и Швеции (оба на русском языке). Об итогах читайте в нашем материале.

Профессиональным разбором спектаклей занималось жюри из четырех опытных деятелей культуры: челябинский критик, заместитель главного редактора газеты «Челябинский рабочий» Владимир Спешков; театровед, редактор и автор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп; заведующая литературной частью Московского ТЮЗа и педагог ГИТИСа Владислава Куприна; начальник отдела искусств министерства культуры Челябинской области Антон Токарев. Жюри определили лауреатов «Камераты», а также присудили специальные призы фестиваля.
«В нашем городе фестиваль проходит с 1992 года, - рассказал на открытии фестиваля замминистра культуры Челябинской области Григорий Цукерман. – Я помню, ходил на спектакли, когда еще учился. Важно, что, несмотря на кризисы, «Камерата» состоялась, пускай она и проходит раз в два года. Такое явление в городе и в области трудно не заметить. Мы всегда с огромным желанием пробуем что-то менять в театральном обществе - в последнее время довольно «болотистом».
В этом году Камерата стала фестивалем моноспектаклей, что является достаточно непростым жанром. На сцене находится один актер и небольшое количество декораций, при этом всем нужно завоевать внимание зрителя. Правда, сейчас технологии позволяют применять различные спецэффекты, которые качественно меняют картину театрального мира. Но все равно во главе – актер, режиссер.
«Это очень сложный жанр. У нас таких фестивалей не было никогда. «Камерата» всегда была андеграундная. Это такая поддерживаемая государством экспериментальная площадка», - заметил Цукерман.
«Тенденции, которые сейчас происходят в массовой культуре, немного странные… - добавил замминистра культуры. - У нас большое количество антрепризных спектаклей привозят, которые чаще всего делаются, чтобы извлекать прибыль, потому что это коммерческие проекты. А целью интеллектуального театра, поддерживаемого государством, является создание доступности и возможности приобщения к высокому искусству широких слоев населения. Это ключевая миссия государства в области искусства. Платятся большие деньги за антрепризные спектакли, хотя есть возможность за 200 рублей пойти на прекрасные спектакли, которые будут показаны зрителям в ходе фестиваля «Камерата».
В итоге решение жюри было таким: спецприз «Надежда сцены» получил спектакль «Вечный пост» Мытищинского районного театра драмы и комедии «ФЭСТ» - авторский проект актера Филиппа Ефимова. Для многих зрителей, Александр Башлачев, по прозе и стихам которого поставлен спектакль, - культовая фигура, чьи песни в 80-ые годы расходились по стране в магнитофонных записях (об этом сами зрители говорили после спектакля. А во время обсуждения – и члены жюри). Филипп Ефимов представляет новое сегодняшнее молодое поколение, для которого творчество Башлачева оказалось столь же близко. Отсюда обезоруживающая искренность, открытость, непосредственность актера.
«Саундтрек моей жизни» удостоился спецприза «За синтез искусств». Элиас Файнгерш из Швеции в спектакле «Саундртек моей жизни» рассказал историю одного года жизни странствующего артиста. Канадские шоссе, узенькие дороги Италии, небоскребы Нью-Йорка, разнообразные пейзажи и кухни, необычные люди и забавные животные – все слилось в круговороте странствий. Все это зрители увидели на экране в сопровождении словесных и музыкальных комментариев Элиса, не только прекрасного артиста, блестящего музыканта-тромбониста, но и открытого, искреннего человека. На экране появлялся и сам Элиас, вернее его внутренний голос. Они шутили друг с другом, спорили, ссорились, и даже играли вместе. Суть показанного, поиск героем самого себя на громадных просторах жизни оказались понятны и близки каждому.
Лауреатом третьей степени стала «Крейцерова соната» Тюменского театра драмы, открывшая фестиваль, в постановке лауреата Государственной премии России Александра Баргмана. «Крейцерова соната» – одно из самых скандальных произведений Льва Толстого, первоначально даже запрещенное цензурой для печати. «Крейцерова соната» – это страстный монолог мужчины, убившего свою жену из ревности, его взволнованный рассказ о том, как и почему это произошло. Его мысль сбивчиво, лихорадочно кружит вокруг одних и тех же вопросов (что великолепно передает актер Александр Тихонов): что стало причиной их сближения, а потом - взаимонепонимания. Его последними словами в спектакле стала мольба о прощении.
Лауреатом второй степени стал спектакль «Хочу в Париж» Нижневартовского городского драматического театра - придуман режиссером Вячеславом Зайчиковым и воплощен актером Евгением Наумовым по рассказу философа и писателя Михаила Веллера. Веллер с его убийственной иронией – крупная, яркая фигура современной публицистики. Только в его рассказе «Хочу в Париж» жизнь «простого советского человека» в период правления КПСС в ее ограничениях и несвободе показана столь нелицеприятно, что думать о возврате этой партии к власти даже на малый срок как-то не хочется. Песня, звучащая по радио, бодро внушает герою, что «современный рабочий может и главным конструктором стать». Сам же герой мечтает о другом – своими глазами увидеть Париж. Евгений Наумов любовно, с легким, без нажима, юмором проводит своего незадачливого героя через все этапы его жизни, освященные мечтой, которой так и не суждено сбыться. Актер трогателен и обаятелен, легко вступает в общение с залом, и тот отвечает ему взаимностью.
Первое место жюри отдали спектаклю «Аглая» Московской «Школы драматического искусства» – спектакль для особого, вдумчивого зрителя, готового следить за сложным, витиеватым ходом мысли драматурга Клима, непроторенными путями подниматься вместе с ним до высот нравственно-философских обобщений. Такая пьеса не оживет на сцене без вдумчивой, не только эмоционально, но, прежде всего, интеллектуально заразительной актрисы. Такой на «Камерате» и предстала Ольга Хорева.
Драматург и режиссер Клим (Владимир Клименко) взял на себя смелость написать в форме монолога продолжение романа Ф. М. Достоевского «Идиот», сделав при этом главной героиней Аглаю. Возвращаясь из психиатрической лечебницы от князя Мышкина, Аглая сидит в швейцарском кафе, пропуская поезд за поездом. Она вела диалог с нами, зрителями, но, скорее, погружена в себя, свои мысли, пытается привести их в систему. Она вспоминает свою жизнь: счастливое детство, период взросления. Жизнь воспринимается ею как падение из рая в ад. Но теперь она смутно ощущает, что встречи с князем придают ее жизни новый смысл, возвращают к гармонии.
И наконец, гран-при фестиваля присудили Светлане Замарёвой за спектакль «Житейское море (вид из театра)». Жизнь наша земная, по меткому и образному выражению древних песнопений, есть «житейское море». На нём порой разыгрываются такие бури страстей человеческих, что не многим получается выстоять духовно. Как не сбиться с пути, как найти потерянные ориентиры в этом бушующем житейском море? В надежде найти ответы на эти непростые вопросы Светлана Замараева в один спектакль свела пронзительные поэтические истории о поиске истины, о смысле творчества, об умении ждать и верить.
«Для меня любой фестиваль - огромная радость. Прежде всего встреч с другими театрами, разными взглядами на искусство. И конечно возможность повидать друзей, знакомых, людей театрального мира, которые мне очень интересны. Всегда благодарна фестивалю за возможность послушать пульс театральной жизни, прислушаться: Что есть нового? Где болит? Как нынче носят? А что лучше никогда не надевать? Поэтому была очень рада получить приглашение, ехала на Камерату с огромной радостью и предвкушением. И, в целом, предчувствия меня не обманули, - рассказала специально для lentachel.ru Юлия Клепикова, заведующий литературной частью Озерского театра драмы и комедии «Наш дом». - Были, конечно, спектакли, которые категорически не понравились, но даже они сейчас, по окончании фестиваля, вызывают уже не негатив и чувство потраченного напрасно времени, а ощущение какой-то полноты картины. Ведь отрицательный результат - тоже результат, полезный опыт. А не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает».
Как говорят театралы, побывавшие на Камерате, самым большим потрясением была «Аглая»: «Руки Ольги Хоревой, ее тонкие длинные пальцы до сих пор стоят перед глазами. Через них будто ток шел!». А также приятным удивлением стала Светлана Замараева (Житейское море): «Потрясена ее какой-то удивительной простотой и естественностью, умением играть, не играя. Голос ее удивительный, переливчатый звучит в голове сейчас».
«Мне очень близок тот театр, который нацелен на поиск, эксперимент, - поделилась Юлия Клепикова в разговоре с корреспондентом Лентачел.ру. -Чем смелей поиск, тем ближе мне такой спектакль. В течение последних шести лет своей жизни занимаюсь организацией фестиваля экспериментальных театральных форм "Ночь в театре" и нацелена на такой театр уже просто органически. В этом плане есть еще один спектакль, который меня очень заинтересовал — шведский спектакль «Саундтрек моей жизни». При всех драматургических и режиссерских просчетах этого спектакля он интересен именно своей попыткой соединить театр и кино. Даже не кино, а сэлфи - модное веяние, захватившее сегодня миллионы. С великим интересом следила за этим спектаклем, общением, противостоянием, раздором и примирением героя спектакля, обаятельнейшего Элиаса Файнгерша с самим собой».
С нетерпением будем ждать следующей Камераты в 2017 году — чем она удивит нас?
Ева Полякова
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?