Другой город
Челябинск
Вторник 19 сентября, 2017 18:13 +23°
Новости в Челябинске
21.10.2015 07:38

Бренд Златоустовской гравюры может быть утрачен

Бренд Златоустовской гравюры может быть утрачен

История Златоуста уже 200 лет неразрывно связана с производством холодного оружияс уникальными украшениями. Крылатый конь – символ мастерства и творчества, размещенный на гербе города, впервые был изображен на клинке Златоустовской оружейной фабрики в 1815 году. Но сейчас бренд «Златоустовская гравюра» может быть утрачен. И все по причине заковыристости российского законодательства в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Чем недобросовестные участники рынка мастерски пользуются, формируя так называемый «серый рынок». 

Одна из ключевых проблем «серого рынка» – портится имидж и добросовестного производителя, и рынка златоустовской гравюры в целом. Второй проблемой существования «серого рынка» является нарушение экологических норм. Работая «втихую», производители, как правило, сливают отходы в канализацию, а затем они попадают в родники и дальше в питьевые источники. Понять в таких случаях, кто прав, кто виноват, бывает практически невозможно. Так было и в нижеприведенных случаях.

Производитель сувенирной продукции компания ООО «АРТ-Грани» обращался в антимонопольный орган, а затем в суд с иском к оружейной фабрике«Златоуст» и лично к руководителю данной компании. Истец требовал обязать ответчика убрать с сайта фотографии образцов изделий, исключительные права на которые принадлежат обществу «АРТ-Грани» и компенсировать убытки в размере 400000 рублей.

Антимонопольный орган оштрафовал оружейную фабрику «Златоуст» на 100000 рублей. Арбитражный суд Челябинской области в свою очередь принял решение взыскать с ответчика 90 000 рублей по иску, по которому истец требовал взыскать 400 тысяч.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции ввиду того, что в деле одним из ответчиков является частное лицо, и постановил производство по делу прекратить, направить дело в суд по гражданским делам.

Вскоре Олег Трубин (та самая оружейная фабрика «Златоуст») подал иск к ООО «АРТ-Грани» с аналогичными требованиями. В качестве доказательств своих прав Трубин сослался на договор, который был заключен между его предприятием и дизайнером Казанцевым, ранее работавшим в обществе «АРТ-Грани». По договору Казанцев, как утверждал Трубин, передал исключительное право на изделия новому работодателю - его компании. Но еще до начала судебного процесса упомянутый дизайнер сообщил, что авторские права на изделия на самом деле никому и никогда не передавал, и никакого договора не подписывал.

В суде компанией «АРТ-ГРАНИ» было заявлено ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы, которая установила, что вышеуказанный договор подписан не Казанцевым, а каким-то другим лицом с подражанием его подписи. Суд принял доказательства судебного эксперта, и Трубину в удовлетворении иска было отказано.

«Люди, у которых есть жажда наживы, всегда будут воровать. Это происходит не только в среде оружейников. Нужно ещё лет 30-40, чтобы у нас перестали бесконечно пилить и делить капитал, а наше законодательство встало на уровень с европейским», - говорит Владимир Васюхин, директор «АРТ-Грани» в разговоре с корреспондентом lentachel.ru.

Некоторые юристы Челябинска считают, что проблема не столько в конкретных людях или несовершенном законодательстве, сколько в недостаточном навыке применения этого законодательства. Факт остаётся фактом: права интеллектуальной собственности и смежные права в России защищены плохо. Отдельный вопрос - насколько охраноспособны произведения народного художественного творчества...

Исполнительный директор Гильдии мастеров-оружейников Златоуста Лариса Зайцева сообщила: «Пиратство - злободневная проблема. Если посмотреть в магазине, мы увидим не только повторения продукции, но и абсолютные копии, либо с чисто символическими, небольшими изменениями. Как это происходит? Люди работают в одной фирме. Спустя какое-то время способный работник начинает понимать, что он готов создать своё дело. С одной стороны, растёт конкуренция. Люди стремятся создавать новое, развиваются. Но с другой, ведущие компании обнаруживают у «гаражников» свои каталоги. При том, что этот «гаражник» выдает изделие за собственный уникальный продукт».

Или другой пример. Один из крупных и ключевых заказчиков мастерской народных промыслов Урала «МАОК» заказал изготовить партию дорогих и эксклюзивных сувениров для награждения членов своего коллектива. Спустя некоторое время заказчик попросил расторгнуть договоренности: некий златоустовский оружейный завод пообещал сделать точно такие же изделия существенно дешевле. После того, как заказчик показал фото изделия, которое ему предложили изготовить на другом предприятии, стало ясно, что это то же самое изделие, что размещено на сайте «МАОК».

Руководителя фирмы «Грифон» постоянный покупатель однажды похвалил за снижение стоимости перочинных ножичков, но в то же время высказал претензию за снижение качества продукции. Тут-то и выяснилось, что на этот заказ «Грифон» договор с этим клиентом не заключал. Услугу оказала совершенно другая фирма.

«Случаи интеллектуального воровства происходят постоянно, и это всегда очень обидно, - рассказывает корреспонденту Lentachel.ru Светлана Мукомолова, замдиректора «Грифона». - Мы пробовали патентовать свои изделия. Но … мы производим 80-90 изделий в год, а получение патента — процедура не дешевая. И если какой-то мастер захочет повторить наш продукт полностью и сделает хотя бы один завиток другим — это будет уже формально его авторское изделие. От таких случаев патент не защищает, поэтому мы просто перестали патентовать произведённое нами».
Гильдия мастеров-оружейников Златоуста создавалась для того, чтобы сохранить марку златоустовской гравюры. Не утерять стиль украшения холодного оружия, её уникальный рисунок. И чтобы защитить добросовестного производителя, конечно. Другой задачей сталанеобходимость получить преференции от государства на региональном или федеральном уровне.

«К сожалению, пока получишь это субсидирование, размер которого составляет 250 – 300 тысяч рублей, «подошвы износишь». Критерии для его получения порой абсурдные, - делится Лариса Зайцева. - У нас много разрешительных органов и организаций. Работать честно элементарно не выгодно. Приходится платить налоги во все уровни бюджета, платить «белую» зарплату. Необходимо иметь экологический проект, проект на работу с драгоценными металлами и много еще чего».

Зайцева считает так: чтобы исключить негативные факторы «серого рынка», необходимо, в первую очередь, отладить законодательный механизм. Чтобы работать открыто было выгодно. В том числе с точки зрения получения преференций для производителя уникальных изделий, которые, по сути, и формируют бренд Златоуста как города мастеров-оружейников. Во-вторых, необходима качественная защита прав на авторские изделия.
«И в-третьих, сейчас мы стараемся приглашать к сотрудничеству индивидуальных мастеров, предлагать им помощь других игроков рынка. Гальванику, к примеру, никто в домашних условиях изготовить не сможет. То же с процессом золочения, серебрения. То есть меры защиты должны быть и в наших руках и на государственном уровне», - подытоживает исполнительный директор Гильдии.

Отметим, некоммерческое партнерство «Гильдия мастеров – оружейников Златоуста» создано по поручению губернатора Челябинской области и зарегистрировано 7 ноября 2010 года. Гильдия является уникальным партнёрством с точки зрения профессионального объединения. В составе Гильдии - 12 предприятий Златоустовского городского округа, занимающихся производством холодного украшенного оружия и предметов декоративно-прикладного искусства. На предприятиях создаются уникальные произведения, многие из которых хранятся в частных коллекциях, музеях страны и за её пределами.

Изделия предприятий Гильдии — бесспорный бренд Златоуста и Челябинской области. И, безусловно, оружейники готовы приложить немало усилий, чтобы защитить его.

Ева Полякова

 

515
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления