Другой город
Челябинск
Пятница 21 июля, 2017 23:52 +20°
Новости в Челябинске
Новости дня
21.10.2015 17:53

Владимир Караковский и его воспитательная система

Владимир Караковский и его воспитательная система

Мы продолжаем публиковать полные версии материалов, опубликованных недавно в спецвыпуске «Учитель» журнала «Востребованные профессии». Сегодня вспоминаем Владимира Караковского.      

Владимир Караковский и его воспитательная методика нынче широко известны. Но что такое коммунарское движение? Что включает в себя в целом воспитательная система легендарного в Челябинске педагога? Ответ прост и сложен одновременно.

Караковский – один из самых знаменитых выпускников Челябинского пединститута, почетный доктор ЧГПУ. Сам он вспоминал: «Выбор института был прост и естественен… Обучение в ЧГПИ давало прекрасную возможность получить педагогическое образование, сохраняя связи с будущим местом работы. Чем стал для меня Челябинский пединститут? Всем. Вне института жизни для меня не было. Все многообразие и богатство мира, познания человеческих отношений нашли свое концентрированное выражение в четырех студенческих годах» .
 
После окончания пединститута Караковский работал учителем литературы и русского языка в школе № 48 Челябинска. Вот как это было: «Мне дали 6-ж класс, 38 детей. 18 из них были второгодниками… Я продержался только 20 минут нормально. На 21-й начал орать. Они, мерзавцы, не признавали меня за человека, демонстрировали полное пренебрежение.. Они ходили по классу, громко разговаривая, сморкаясь, поворачивались ко мне спиной…. В первую неделю я понял, что из меня не будет педагога, и разочаровавшись в жизни заодно с профессией. подал заявление на увольнение. Завуч Августа Павловна приняла заявление, но попросила потерпеть полугодие пока не выйдет учительница из декрета.
 
Я вернулся в класс и сказал: «Пацаны, дайте мне возможность объяснить материал… А если останется время, я вам сказку почитаю». Они мне говорят: «Ладно, давай, только короче». Я быстренько пробормотал материал, Потом открыл книгу «Конек-горбунок» Ершова. И когда я запел этот текст, в классе установилась такая тишина, что мне стало страшновато. Метаморфоза произошла с моими пацанами. Передо мной сидели не хулиганы, а нетронутые воспитанием ребятишки, которые не знали такой прелести, как сказки в стихах. Они были совершенно потрясены. Когда кончился урок, я сложил свои манатки и двинулся к дверям. Но туда же бросился парень, закрыл двери на швабру изнутри и говорит: «Читай!». В общем, меня спасли из плена учителя, идущие на смену. На следующий день прихожу, дети говорят опять: «Читай!». Я растянул эту сказку на 18 уроков. И понял главное: надо сначала овладеть ребятами, прежде чем преподавать им свой предмет. Надо вызвать у них интерес к учителю, к личности».
 
В 1962 году он Караковский стал директором школы № 1. Под его руководством учениками был собран материал о погибших на войне выпускниках школы, восстановлены их имена, открыт монумент «Алеша» (скульптор – Бокарев). Новый директор заложил ряд новых школьных традиций.  Одна из самых известных - методика коллективного творческого воспитания (коммунарская). Но кроме этого были еще праздник песни, Честь школы, неделя детской книги, «Читай-города» и другие. Главным узлом системы стал коммунарский сбор, который проводился во время весенних каникул. Позднее Караковский возглавил школу № 825 Москвы. Эта школа стала неформальным педагогическим центром страны. На ее базе стали проводиться российские и международные конференции, президиумы Российской академии образования. Школа Караковского стала участником международной программы «Демократизация, гражданственность, глобальное образование».
 
 «Образование нельзя оценивать по системе баллов, разложить его по полочкам. Образование - часть культуры народа.», - подчеркивал знаменитый педагог. И подводил к мысли, что пройдя через все трудности периода болезненных реформ, «…школа должна стать другой… надо подбирать программу под ребенка, под его природные задатки, создать ему условия, раскрывающие его лучшие возможности…». Он приводил в пример свою московскую школу: «…мы нашли выход: кроме обычных, традиционных классов в нашей школе существуют и гимназические с усложненной программой. В школе адаптивно-смешанного типа, которую я считаю наиболее гибкой и эффективной системой, должны быть и классы коррекции для отстающих детей, и классы для одаренных учеников. Главное, что мне кажется совершенно необходимым для новой школы, - гуманизация отношений внутри нее. Отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности…Чтобы гуманизировать отношения, прежде всего необходимо очеловечить учебный процесс. В обычной школе он слагается из формул, теорем, законов, дат, открытий. А ведь за всем этим стоят живые люди - ученые, философы, путешественники, общественные деятели. В нашей школе детям предложили своеобразную программу: каждый класс, начиная с пятого, выбрал ученого, исторического деятеля, философа, о котором он хотел бы поведать всей школе. Выбор ребят был разнообразен, а порою и неожиданен: Иван Грозный и Христофор Колумб, Валерий Брюсов и Омар Хайям, Сократ и Мольер, Владимир Даль и Петр Чайковский. Началось "вживание в эпоху" - изучение ее культуры, обычаев, событий, судеб современников. Устраивались классные часы, беседы, выпускались познавательные бюллетени и оформлялись выставки.
 
В начальных классах исключительно полезны смешанные уроки, на которых органически соединяется материал почти всех учебных предметов. Первичное видение мира ребенком - целостное, оно только потом разбивается на предметы, как мозаика на кусочки. В старших классах устраиваются уроки не по предметам, а по проблемам. Например, большой интерес у ребят вызвал урок по теме "Экологический прогноз Земли". Основная идея - взаимосвязь всего живого на Земле - рассматривалась в самых разных аспектах: требовалось привести примеры влияния человека на природу, сделать математические расчеты последствия этих влияний, построить модель развития природы. Ребята могли не только применить на практике свои знания физики, биологии, математики, но и ощутить тревогу человечества за наш общий дом и даже внести свои конструктивные предложения».
Педагог отмечал, что в 90-ые годы «пионерскую и комсомольскую организации разрушили, но ничем не заменили. И молодежь хлынула на улицу, поддалась ее соблазнам… Неужели дети, которые сидели у пионерского костра, думали, что они служат коммунистической партии? Конечно, нет. Их привлекали пионерские ритуалы, песни, горны, барабаны, дружба. Детям все это необходимо как воздух.».
 
В новую эпоху Караковский придумал, как решить эту идеологическую проблему: «Мы в своей школе решили, что будем воспитывать детей на общечеловеческих ценностях, которым не одна тысяча лет, - прежде всего человек, семья, знание, культура, труд, мир и согласие между людьми, отечество, земля - наш общий дом… педагоги вместе с ребятами разработали "Кодексы чести" для начальной, средней и старшей школы. Для первоклашек кодекс начинается со слов: "Живи так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо".
 
Справка: Караковский Владимир Абрамович. Выпускник Челябинского педагогического института. Народный учитель СССР, почётный доктор ЧГПУ, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии Президента России в области образования. Работал учителем литературы и русского языка в школах № 48 и 109 Челябинска, с 1962 года - директор школы № 1, с 1977 года - директор школы № 825 Москвы. В 1988-1991 - председатель всесоюзного совета по народному образованию. 
 

P.S. Электронную версию журнала "Востребованные профессии. Учитель" можно найти на сайте "Выбор профессии" http://www.prof-74.com/p/blog-page_20.html в разделе "Журнал"

867

Фотогалерея