Другой город
Челябинск
Понедельник 21 августа, 2017 11:38 +20°
Новости в Челябинске
Новости дня
26.10.2015 13:33

У нас был свой БАМ

У нас был свой БАМ

Сегодня представляем полную версию материала, посвященного Александру Жимоедову, народному учителю СССР, чей опыт работы стоит признать уникальным. В спецвыпуске "Учитель" журнала "Востребованные профессии"http://lentachel.ru/articles/51383 ранее вышла сокращенная версия.


Народный учитель СССР, заслуженный учитель профессионального образования, почетный гражданин Копейск. ОБЛАДАТЕЛЬ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА». Все это про Александра Степановича Жимоедова. Выпускник Челябинского пединститута по специальности «физическая культура», он 33 года проработал в профессиональном училище. А потом директор возглавил другое. Предоставим ему слово:
- Первые уроки свои как учителя в училище № 34 Копейска вспоминаю как кошмарный сон. Ребята разбредались по залу, к снарядам почти не подходили, многие сидели на гимнастических скамейках. Я начал думать над упражнениями, к урокам стал готовиться тщательнее. Подумал об интересе ребят. Организовал две спортивные секции: волейбольную и настольного тенниса. В секции пришли более 20 человек. Они-то и стали моими первыми помощниками. Вместе мы организовали соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису. Даже газету спортивную стали выпускать. Заметил, что большинство ребят улучшило показатели в физическом развитии. У меня появилась вера в себя.
 
Начинал работать в маленьком спортзале (18х10 метров) в бывшем помещении кузнечного цеха. Понял, что без спортивной базы не обойтись. Администрация училища и педколлектив поддержали. Для начала оборудовали 300-метровую беговую дорожку, установили футбольные ворота, изготовили из металлических труб восемь перекладин и двое брусьев, а также рукоход, полосу препятствий, бум, силовой тренажер. В 1978 году были введены в строй новые учебно-производственные мастерские. У меня возникла идея переоборудовать старые мастерские в зимний легкоатлетический манеж. Опять получил поддержку педколлектива. Это вдохновило.
 
Но мало было просто передать нам мастерские. Где достать кирпич, перекрытия, бетон, кто займется реконструкцией? Создали инициативную группу, рассказали на линейках учащимся о наших планах. Мальчишки нас поддержали. Главную ношу взял на себя директор училища А.И.Талочкин. Деньги, выделенные на капитальный ремонт, направили на покупку кирпича. Шефы, объединение «Челябинскуголь», выделило двух строителей.    Своими силами разобрали крышу, перегородки, вынесли несколько тонн (!) битого кирпича и мусора. Не было в нашем коллективе человека, который бы не строил тот манеж! Ребята назвали его нашим БАМом. Это очень точное сравнение. За полтора года зимний легкоатлетический манеж размером 50х12 метров и высотой семь метров был построен! Оборудовать его решили тоже собственными силами. В кружках технического творчества изготовили 10 теннисных столов, 24 разновысоких перекладины, девять брусьев, три выдвижных каната, четыре пролета гимнастической стенки, 15 барьеров, ограждения для отопительной системы. Пол задумали покрыть современным материалом. Летом группа старшеклассников с мастером Дергалевым отправилась на Оренбургский резиновый завод зарабатывать покрытие «Рездор». Заработали. Настилали покрытие тоже сами.
 
    Когда закончили манеж, появилась идея на освободившихся рядом площадях гаража и столярки оборудовать 50-метровый стрелковый тир. И это сделали. Думал, больше никогда строительством заниматься уже не буду. Но в 1982 году ввели в строй новое общежитие. Решили его подвал переоборудовать для занятий спортом. Через полгода тут появились спортивные помещения для игры в теннис, для занятий тяжелой атлетикой и велоспортом. Не забыли установить тренажеры, помосты, зеркала, оборудовали заодно комнату отдыха и душ. Позднее возникла идея переоборудовать один из актовых залов (всего их у нас было два) в зал для борьбы дзюдо. Вновь застучали молотки…
 
В результате этой работы была создана спортивная база, которая позволила организовать работу 12 спортивных секций. И подготовить 25 мастеров спорта, 100 кандидатов в мастера спорта, 600 спортсменов первого разряда  по различным видам спорта! А главное - повысилась общая успеваемость ребят, возник сплоченный коллектив.
 
   В 80-ые годы пришел к выводу, что учебные программы по физвоспитанию требуют доработки. «Солянка»  из нескольких видов спорта с произвольным количеством часов по каждому - толку от этого было мало. В областном и республиканском советах «Трудовые резервы» дали разрешение на эксперимент. За основу новой учебной программы я взял один вид спорта – легкую атлетику. Дополнительно включил в программу упражнения из разных видов спорта (спортивные игры, гимнастика, тяжелая атлетика). Своими силами изготовили нестандартное многокомплектное оборудование. И уже первый год работы по измененной программе принес результаты. Меньше стало монотонности, однообразия. Зато каждый из ребят увидел рост своих спортивных результатов. В конце каждого месяца выполняли подтягивания на перекладине и бег на 3000 метров.
В 1990 году решением педсовета в недельное расписание ввели третий урок физкультуры. Получился урок по интересам. Одни на этом уроке играли в теннис, другие работали с гирями, третьи подтягивались и занимались на брусьях, качали пресс на гимнастической стенке.
 
Не забыли мы и про ослабленных подростков. Помочь таким ребятам – долг учителя. Эти дети начинали практически с нуля. По субботам стали проводить дополнительные  занятия. Разработал специальную программу для них. Уже на втором курсе эти ребята уверенно почувствовали себя в общей группе рядом с разрядниками!
 
    Музей «Спортивная слава» возник по мере того, как накапливались награды наших спортсменов. Грамоты, кубки, медали, вымпелы… За каждой наградой стоит большой труд, мужество, воля к победе, часто – и победа над самим собой. Первые уроки каждый новый учебный год стал проводить в этом музее.
 
В училище № 34 я проработал 33 года. Знакомиться с опытом нашей работы приезжали преподаватели многих учебных заведений Челябинской области, других регионов страны. Мне стали поступать предложения о переходе на другую работу. Предлагали хорошую зарплату и квартиру. Но я считал, что нахожусь на своем месте. Однажды приехал начальник управления профессионального образования области. Он сказал так: «Хватит быть учителем физкультуры, перерос». Мне предложили возглавить училище, которое создавалось на базе объединения двух училищ. После мучительных раздумий я дал согласие. С июня 1997 года стал работать директором профессионального училища № 11. Пришел туда первый раз и увидел полную разруху. Денег не было даже на грамоты к Дню учителя. Среди сотрудников было немало бездельников. Для начала наладили работу мастерских по металлу и дереву. Стали принимать заказы  от населения, различных организаций. Из металла делали перекладины, брусья,  карусели для детских садов и площадок. А в столярных мастерских стали изготавливать мебель. Изготовили мебель и для наших учебных классов.  Потом учащиеся стали выполнять заказы горожан под руководством мастеров производственного обучения. При этом учащиеся получали часть прибыли с выполняемых заказов. Учителям шла прибавка к зарплате за внеклассную работу (кружки, секции). А осенью отправляли ребят на уборку картофеля, моркови, свеклы, лука ( с согласия детей и их родителей). Зарабатывали неплохие деньги – до миллиона рублей. Часть собранного урожая сохраняли для собственного стола (30 тонн картофеля, моркови, свеклы, лука закладывали в хранилище на зиму). Много денег вкладывали в  переоборудование, оформление помещений. Интересно вспомнить, что когда я решил в столовой заменить мебель, поставить на столы салфетницы, постелить скатерти, меня предупреждали: дети это всё испортят, порежут. Но вандализм существует там, где грязь и развал. А когда все сделано руками самих детей и работников училища, они дорожат этим вдвойне. В общем, все сделали сами. Даже высоченный потолок в спортзале и актовом зале сами белили.
 
Очень помогла внебюджетная деятельность. Для учебного процесса по профессии «автомеханик» купили три легковых автомобиля. Мы переоснастили оборудованием учебные классы, купили спортинвентарь, стали выплачивать дополнительную стипендию отличникам учебы, спорта, художественной самодеятельности. На День учителя у нас технички получили в подарок пылесосы, микроволновки. А лучшим учителям выдали премии по 15 тысяч рублей. Убежден, работа учителя должна оплачиваться достойно. 20 наших работников были награждены грамотами Министерства образования и науки России, несколько человек получили премии губернатора и Законодательного собрания области. Один получил звание заслуженного мастера производственного обучения России.
 
2007-2008 учебный год стал прорывом в системе начального профессионального образования области. Открыли 28 ресурсных центров. Наше училище получило 6 миллионов рублей  для оснащения мастерских новой техникой и оборудованием!
 
Считаю, главную роль в этих радикальных переменах сыграл Владимир Витальевич Садырин как министр образования области.
 
Итоги работы в училище № 34:
Создана материальная база для уроков физкультуры и занятий спортом. Введена экспериментальная учебная программа, которая привела к повышение результатов.
 
Написана книга «В помощь преподавателю физической культуры», которая издана Челябинским институтом развития профессионального образования. По этой книге обучают детей не только в Челябинской области, но и других регионах страны, а также в Казахстане и Молдове.
 
17 раз училище № 34 занимало первые места в России по развитию физкультуры и спорта среди учебных заведений в системе профессионального образования.
 
В 70-е годы был подготовлен чемпион СССР в беге на 100 метров Борис Михеев. Он вошел в сборную команду страны по легкой атлетике.
 
Итоги работы в училище № 11
Изменен статус профессионального училища на техникум
В 2008 году открыт единственный в Копейске ресурсный центр
Дважды коллектив учебного заведения признавали лучшим в Челябинской области в сфере начального профессионального образования
Подготовлено более 20 тысяч специалистов по рабочим профессиям
 
581

Фотогалерея