Другой город
Челябинск
Среда 16 августа, 2017 22:26 +18°
Новости в Челябинске
Новости дня
30.10.2015 17:31

Человек 1-го сентября

Человек 1-го сентября

Продолжаем публиковать полные версии материалов спецвыпуска "Учитель" журнала "Востребованные профессии", изданного накануне Дня учителя. Сегодня говорим про Народного учителя России Анатолия Гостева.

Как знать, простое ли это совпадение? Анатолий ГОСТЕВ, учёный, более 20 лет проработавший директором известного не только в нашем городе, но и в России лицея, родился именно 1 сентября. Лучше не придумаешь для человека, чьим призванием стало учительство.

Он благодарен своей первой учительнице Нине Ивановне Антоновой. «Она знала все семейные проблемы своих учеников. Малышей гладила по голове и говорила что-нибудь доброе. У неё всегда находились для нас то конфетка, то пирожок. Таким вниманием окружила всю начальную школу. Она стала для меня идеалом, жизненным примером…»

Анатолий работал пионервожатым, учителем начальных классов, учителем математики. Потом был завучем и директором. А после этого 15 лет руководил районной системой школ и дошкольных учреждений. Но пришло время для очередного жизненного поворота. Как оказалось, самого главного.

В 1990 году школа № 11 с трудом была загружена наполовину. Детей в микрорайоне было мало. Зданию требовался капитальный ремонт. Гостев пришёл сюда «рядовым» директором. И одним из первых в стране он стал осмысливать концепцию лицейского обучения. Он разработал проект экспериментальной школы, написал программу, сделал учебный план и поехал согласовывать в министерство. Педагогический успех начинается тогда, когда в школе маленький человек начинает ощущать себя нужным, становится уверенным в себе. Педагоги и психологи пока только ищут точный инструментарий для определения у детей в раннем возрасте одарённости, увлечения. Этот аспект педагогики Гостев изучал всегда. Он уверен, что ребёнка необходимо вовлекать в разнообразные виды деятельности как можно раньше. Тогда появится возможность увидеть, как проявляются склонности и интересы маленькой личности. Дальше можно работать индивидуально.

Школа ушла с головой в эксперимент и начала нарабатывать модель лицея. Набрали детей в первый и пятый классы. Поэтапно вводили в эксперимент параллели, чтобы можно было и программу усилить, и с учителями отработать методики ведения занятий.

Надо было создавать материально-техническую базу, такие условия для учителей и ребят, которые бы помогали раскрывать себя в разных видах деятельности. Одним из шефов школы был Гипромез. Там и нашли проектировщиков для пристройки, без расширения школьных площадей не могло быть и речи о воплощении задуманного. Еще нужны были деньги. В то время председателем горисполкома работал Пётр Сумин. Он посодействовал, но финансирование продолжалось только три года. Строительство и оснащение лицея бросать на половине пути уже было нельзя. Так что завершали своими силами, собирали средства, что называется, с миру по нитке.

Сразу планировали интересные учебные комплексы. В любой школе традиционно есть кабинеты физики, химии. А в лицее, например, по физике для поточных занятий – большая аудитория, рядом – кабинет для тех, у кого физика профильный предмет. И ещё маленький кабинет, где занимаются с одарёнными детьми, для олимпиадного движения и научно- исследовательской деятельности. То же самое по биологии, химии, математике, истории и краеведению.

Сложно было перестроить учителя на иную форму работы с учеником. Пришлось организовать работу по обучению учителей, потому что одному сложно всё охватить, нужна толковая команда. Спокойнее стало в коллективе, когда ушли пять-шесть человек, которые привыкли работать по старинке, затасканными методами, отжившими подходами к ученику. Гостев на каждом педсовете, на каждой конференции говорил: «Надо дать ребёнку возможность поверить в себя. Особенно в начальной школе. Чтобы ребёнок знал ценность своего Я».

А еще Гостев ввел необычную традицию. Каждый день он лично встречал учеников в 7.45 на пороге лицея. «Вижу, у кого какое настроение. Ведь по внешнему виду ребёнка можно судить о его физическом, эмоциональном состоянии, видны домашние проблемы. Помогают мне встречать детей учителя. А однажды я не пришёл – был вызван с утра в администрацию. На другой день подходит второклассник Миша, подаёт мне руку, говорит: «Здравствуйте, Анатолий Германович, а вы вчера на работу опоздали!».

За годы своего директорства Гостев написал несколько монографий и более 100 статей.

Он - доктор наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук, народный учитель России. Но больше всего, пожалуй, он гордится победой 1997 года. Тогда лицей № 11 в технической олимпиаде «Шаг в будущее» участвовал не в составе команды Челябинска, а индивидуально. И победил! Председатель центрального совета программы «Шаг в будущее» Карпов сказал: «Первый раз за всё время проведения олимпиады мы вручаем кубок не региону, а одной школе. Челябинский лицей № 11 покорил всю Россию».

По материалам книги «11 лицей – школа счастливых людей»

674

Фотогалерея