Другой город
Челябинск
Понедельник 21 августа, 2017 15:19 +24°
Новости в Челябинске
Новости дня
30.11.2015 20:12

Высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург обязательно будет построена

Высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург обязательно будет построена

Этот проект впору называть «проектом века». О необходимости постройки скоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом говорится давно. Однако перейти от слов к делу непросто. Во-первых, это весьма  затратно. Во-вторых, слишком много экономических и политических интересов может пересечься на этой дороге. Впрочем, в этом могут быть как минусы, так и плюсы. И плюсов, похоже, больше.

  И все-таки высокоскоростная магистраль будет. Поскольку речь о проекте зашла на самых серьезных профильных площадках. В конце ноября губернатор Челябинской области Борис Дубровский выступил на совместном заседании правления ОАО «РЖД» и Общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России под руководством президента ОАО «РЖД»  Олега Белозёрова и сопредседателя Общественного совета, первого заместителя председателя Государственной думы Александра Жукова. Если перейти к сути, то рассматривается вариант, по которому скоростная железнодорожная магистраль Челябинск-Екатеринбург будет построена в рамках высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин. Проект этот относится к числу стратегически важных. Он предусматривает  строительство новой двухпутной железнодорожной линии, которая соединит центры двух уральских регионов. В результате постройки дороги время в пути из одного города в другой составит всего 60 минут, что в разы меньше времени, которое мы затрачиваем сейчас. «Для сравнения: сейчас это время для поезда составляет пять часов, для автобуса три часа 55 минут», — уточнил Борис Дубровский. Указанная магистраль предположительно пройдет через пять станций: Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Касли, Челябинск и Челябинский международный аэропорт. В Каслях, в частности, планируется создание мультимодального пересадочного узла. Планируется, что годовой пассажиропоток новой высокоскоростной магистрали составит 2,7 млн человек.
 
Об этой магистрали пару лет назад говорилось на большой бизнес-конференции в Челябинске. И тогда неожиданно выяснилось, что власти Челябинской области демонстрируют более прогрессивное мышление, чем бизнес. Челябинским предпринимателям, оказывается, комфортнее живется в условиях сравнительно невысокой конкуренции. Они уже заранее уверены в том, что если Челябинск будет доступнее для жителей Екатеринбурга, тамошний бизнес прямо-таки задавит челябинцев. Примеров, которые бы подтверждали реальность столь пугающих прогнозов, кстати, не приводилось.
Сейчас губернатор Дубровский обращает внимание на очевидные преимущества новой магистрали: «Проект реализует уникальное региональное конкурентное преимущество Уральского региона: расположение на расстоянии менее 200 километров двух городов-миллионников. Сокращение взаимной доступности до одного часа формирует на их базе российскую агломерацию с населением более трех миллионов человек,
включающую в себя, кроме двух центров(Екатеринбурга и Челябинска) такие города, как Озерск, Снежинск, Касли, Кыштым, Копейск, Сысерть. Эти города обладают как высоким человеческим потенциалом промышленного Урала, так и уникальными инфраструктурными возможностями», — подчеркнул глава региона в своем выступлении.
 
Использовать вышеуказанные возможности планируется за счет создания на базе Снежинска и Озерска территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), где разместятся новые производства. Борис Дубровский подчеркнул, что в бюджетах Челябинской и Свердловской области на будущий год заложено по 50 миллионов рублей на реализацию проекта. То есть региональные власти уже сделали первый шаг.
«Реализация подобных масштабных инфраструктурных проектов является одним из важнейших стратегических направлений развития Челябинской области. Этот проект мы также рассматриваем в контексте инициативы, поддержанной президентом России Владимиром Путиным, о проведении в Челябинске в 2020 году саммита ШОС. Поэтому для нас этот проект приобретает такое политическое звучание», — подытожил Борис Дубровский.
 
Президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров подчеркнул важность участия региональных властей в разработке и реализации проектов ВСМ. 
 
«Хотел бы сказать большое спасибо за работу, принятие решения о строительстве на региональном уровне говорит о серьезном и осмысленном подходе, и дает уверенность, что проект будет реализован», — сказал он.

Как отметил кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и регионального развития ЧелГУ Павел Дегтярёв специально для Lentachel.ru, агломерациям свойственно возникать естественным путём, то есть вырастать «снизу». Для этого «вырастания» требуются высокая плотность населения, минимальные расстояния между взаимодействующими городами (суточный цикл жизнедеятельности) и комплиментарность городских экономик: «Яркий пример — тихоокеанский мегалополис Токайдо в Японии. Более 60 млн человек сосредоточено на небольшой территории. Между тремя главными городами (Токио, Осака, Нагоя) ежесуточно перемещаются на скоростных поездах Синкансен миллионы человек (ежесуточные трудовые миграции)».

 И хотя в агломерации Челябинск-Екатеринбург количество ежесуточно перемещающихся человек ожидается меньшим, всё-таки агломерация может состояться. Главное, чтобы окупились затраты на строительство. Экономист Павел Дегтярёв считает, что проект окупится больше, чем за 2-3 года: «Не будем забывать о  достаточно скромном демографическом потенциале связки  «Екатеринбург - Челябинск». На мой взгляд, пассажиропоток можно увеличить, если увеличить и минимальное, на данный момент, число промежуточных остановок (Касли и Кольцово). При его увеличении будет возможно и решить транспортные проблемы периферийных по отношению к областным столицам ареалов».

 По словам экономиста, в тех экономических условиях, которые мы имеем на данный момент, необходимо проконтролировать, чтобы цена проезда на этой магистрали была такой же, как на рейсовом автобусе (около 500 руб): «При такой же цене проезда и сокращении времени пути в 2,5 раза, реализуется позитивный сценарий», - считает Дегтярев.

 Ева Полякова
830

Фотогалерея