Другой город
Челябинск
Четверг 29 июня, 2017 05:20 +15°
Новости в Челябинске
Новости дня
19.01.2016 07:22

Научить и душой обогреть

Научить и душой обогреть

Мы продолжаем публиковать полные версии материалов журнала «Востребованные профессии» (спецвыпуск «Учитель»), изданного при содействии ЧГПУ в октябре прошлого года. Сегодня расскажем о первом из челябинских учителей, победившем в российском конкурсе «Учитель года».  Было это в далеком теперь уже 1999 году. Имя нашего героя - Виктор Васильевич Шилов.

 На конкурсном уроке учитель разучивал с ребятами песню «Журавли». Задача выучить слова и запомнить музыку как-то незаметно ушла на второй план. Пятиклассники пытались почувствовать музыку, понять, что говорит музыка. Поначалу очень смущались жюри и гостей. Но в конце концов спели потрясающе. Говорят, учитель Виктор Шилов навсегда меняет души своих учеников. Он уже 30 лет делает это в школе № 138  Челябинска.

В песне, которую учитель года России написал после конкурса, есть слова:
Научить и душой обогреть —
В этом весь наш учительский труд,
И счастливее сделать сердца
Предстоит нам за сорок минут…
 
    Кстати, на конкурсе 1999 года ему было сложно с силу специфики своего предмета. Как потом заметил Шилов в одном из интервью, «Я понимал, что в состав жюри конкурса будут приглашены специалисты различных отраслей знаний, и мнение одного музыканта-профессионала на итоговый результат голосования большого влияния не окажет. Потому мне представлялось очень сложным популярно и предельно кратко рассказать о своей технологии преподавания предмета «Музыка». Произошло следующее: на областном конкурсе и на этапе «Мастер- класс» Всероссийского конкурса «Учитель года» в составе жюри музыкантов вообще не было.».
 
    Шилов может научить петь любого человека, независимо от возраста. Его хороший друг, кстати, в это отказывался верить, пока не проверил на себе. Запел в 26 лет, хотя всегда был уверен, что слуха не имеет. Но развить слух и поставить голос - это не главное в работе Шилова. Председатель большого жюри Виктор Садовничий, вручая ему"Хрустального пеликана", сказал, что после урока Виктора Васильевича"-"Интонация в музыке" все члены жюри пребывали в изумлении. Учитель нашел тот самый тон, который"прозвучал" в душе каждого.
 
Уже держа в руках "Хрустального пеликана", главный приз конкурса, Виктор Шилов произнес: "Что я сейчас чувствую - не сказать: петь надо. Но дыхания не хватает". Позже, на пресс-конференции, победитель посетовал, что урокам музыки в школах уделяется так мало внимания. Он подсчитал, что если сплюсовать все уроки за год, получается только 24 часа. Музыка преподается только до восьмого класса. Значит, получается семь суток музыки в школе за весь период обучения.
 
Поразительно, но в семье Шиловых раньше не было музыкантов. Отец, Василий Тимофеевич, полжизни своей воевал: сначала в Финскую, потом в Отечественную. Отвоевав, закончил Высшую партийную школу. Мама - врач. Они всегда жили в Челябинске. Вите было шесть лет, когда их с младшим братом повезли в другой город в гости к дяде. Переступив порог, он увидел в доме нечто загадочное. Это был баян. Коснулся белоснежных кнопок. Так началось знакомство с музыкой. Мальчик мечтал об инструменте целый год. И когда наконец его купили, он обнял его, как друга. Своего первого учителя - руководителя школьного кружка баянистов Юрия Васильевича Ворожейкина - мальчик боготворил, но он через год ушел работать в другое место, и Витя стал заниматься во Дворце культуры железнодорожников. Баян соединял его с другими людьми. Даже у тех, кто поначалу хмурил брови, теплело в глазах, когда оживали мехи... Любимыми учителями для мальчика стали музыканты Геннадий Владельщиков и Яков Вейцкин. Он очень любил поездки по деревням с Ансамблем песни и танца, любил напряженную тишину в нетопленном сельском клубе, а потом ощущение слияния с людьми, для которых он играл "Амурские волны".
 
После школы Виктор пошел в энергетический техникум. А потом был институт культуры. Виктор сдал специальность на «пятерку». Поскольку имел диплом с отличием об окончании техникума, зачислен был сразу. Приемная комиссия тогда отметила: «Теоретически парень слабоват (даже школы музыкальной не закончил), но, безусловно, - талантлив!». В 1979-81 годах Шилов пошел служить в армию, уже имея высшее образование. Причем, отправился туда вместе с баяном. Служил недалеко от дома, на Урале, играл в ансамбле солдатской песни и пляски. На всю жизнь запомнил случай. Концерт уже подходил к концу. Уже прожита на высшем накале последняя песня "Ты же выжил солдат". Уже прозвучал последний аккорд... И – тишина в зале. Причем, гробовая. Что это? Провал? И вдруг зал в едином порыве встал и минуту стоял. Так же молча. Потом взорвался аплодисментами.
После армии молодой человек работал во Дворце пионеров и школьников имени Крупской, после - на заводе «Полет». Нужны были деньги: умер отец, мать вышла на пенсию сам Виктор женился, жена ждала ребенка. Надеяться было не на кого.
 
Отработав на заводе, Шилов вернулся в родную 138-ю школу музыкальным руководителем. Он хотел, чтобы дети, которых он стал учить, испытывали ощущение счастья от своего пения. А еще больше – чтобы сопереживали тому, о чем поют. Можно сколько угодно учить ребенка петь, он не запоет, не захочет петь, если в нем не возникнет этого чувства сопереживания.
 
Одним из важных моментов своей работы как педагога Шилов считает организацию концертной деятельности. Не важно, перед кем поют дети: перед одноклассниками, родителями или на большой сцене Дворца культуры. Важно почувствовать, как в ответ раскрываются сердца тех, кто слушает.
Но прежде все же надо научить петь каждого ребенка. Надо создать для ребенка возможность проявить себя в искусстве. А что такое искусство? Это то, что изменяет мир вокруг нас. На уроке в классе Шилов рассказывает, что важно настроить такой нужный для пения интонационный "аппарат". Звук должен идти свободно, легко. Без свободы в собственной душе, то есть без внутренней свободы, этого не достичь. Чтобы развить слух, надо больше слушать музыку. И конечно, больше петь. Музыку нужно уметь чувствовать, потому что понять ее невозможно.
 
- Итак, настроились? - Шилов улыбается загадочно, потому что знает, что теперь будет настраивать самый главный человеческий "аппарат" - душу. Он дает послушать какое-нибудь классическое произведение. Спрашивает, какие чувства оно вызывает, подводя детей к правильному ответу. И наконец предлагает спеть. И дети поют замечательно! Свободно, легко, испытывая наслаждение от самого процесса.
 
Ученики Шилова заняты воспитанием в самих себе чувства высокого и бескорыстного. Ведь Виктор Васильевич все время предлагает им обратиться внутрь самих себя и там искать основание для свободного пения, рассматривая его как процесс дарения всего себя, самого лучшего в себе, другим людям. Шилов показывает пути осмысления жизни - через музыкальное искусство. Детям показывает. Родителям своих детей.
 
В Википедии про него сказано: заслуженный учитель России, разработал авторскую программу «Музыкальное развитие учащихся в классах разноуровневого обучения и углублённого изучения музыкального искусства в школе», а также вспомогательный курс «Развитие первичного интереса к музыке». Коллеги называют его блестящим музыкантом, талантливым педагогом, удивительно интересным человеком.
 
С использованием материалов «Учительской газеты»
Электронная версия журнала - 

 

643

Фотогалерея