Другой город
Челябинск
Вторник 19 сентября, 2017 20:02 +21°
Новости в Челябинске
01.02.2016 20:03

Бывший примером получил урок воспитания

Бывший примером получил урок воспитания

Мы продолжаем публикацию полных версий материалов журнала «Востребованные профессии. Учитель», выпущенного при содействии Челябинского педагогического университета. Сегодня представляем Ивана Иоголевича. Его победа в российском конкурсе «Учитель года» в 2005 года стала настоящим событием для Челябинска.

 «Термин «одаренные дети» – это от нашей ограниченности, от того, что не до каждого ребенка можем дойти, помочь развить его способности». 
Иван Иоголевич
 
Урок Иоголевича на конкурсе «Учитель года» в 2005 году по теме «Равномерное прямолинейное движение» был признан жюри лучшим в России. Как стать таким учителем? Иван Александрович утверждает, что как педагог (а он тогда преподавал в лицее № 31) учился у талантливых... учеников. Начинал работу в школе еще студентом второго курса пединститута. Прошел вместе с детьми весь путь в постижении физики. «Ни один вуз, никакие курсы повышения квалификации такого дать не могут! – говорит Иоголевич. – Есть образовательные стандарты, которые гласят, что главное – учебный процесс. Есть ученик со своими возможностями и интересами. И есть учитель – тоже со своими человеческими особенностями. С одной стороны, мы должны соответствовать стандартам, с другой – работаем с тем, что в стандарты не вписывается. Наиболее ценный опыт в нашем лицее – разрешение этой проблемы».

Придя в школу, Иоголевич больше занимался воспитательной работой: организовывал коммунарские сборы (была в Челябинске такая традиция, созданная легендарным педагогом Владимиром Караковским), работал классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.. Но однажды подошел к директору и сказал: «Освободите, дайте возможность заниматься физикой!» Что мог бы ответить директор? «Кто ты такой, чтобы не быть классным руководителем?! Все так работают, и ты будешь!». Директор 31-го лицея Александр Попов решил иначе. Учитель конкретного предмета – физики – важнее, чем классный руководитель или замдиректора по воспитанию. Наука воспитывает сама. В результате Иван стал физиком, который готовит чемпионов мира, выполняет престижную работу наблюдателя от России на мировых олимпиадах.
 
В журнале «Национальный проект «Образование» про него написали так:
«Зачем учитель входит в класс? Чему он научит детей? То, что педагогическая наука называет целеполаганием, Иван Александрович усвоил давно. Но учитель физики Иоголевич знает и несомненно большее: в педагогике он должен быть искренним. Знает, к каким высотам он должен вести учеников, не лишая их свободы выбора. Ответственность же учителя, по мнению Ивана Александровича, состоит в том, чтобы помочь ребенку вписаться в мир, обрести в нем высокий смысл. Поэтому его ученики, образованные и талантливые, легко находят свое место в жизни. Основой педагогического мастерства Иван Александрович считает умение вести диалог с учеником через парадокс открытия. Диалог этот побуждает к собственным открытиям в области физических явлений. И его эксперимент с зеркалами на уроке мастерства покорил российское учительство в Калининграде, где проходил конкурс «Учитель года»-2005. Система зеркал Иоголевича помогла увидеть многоцветную оптику картины А.Иванова «Явление Христа народу».

Ученики Ивана Александровича пять раз становились победителями международных олимпиад (Артем Воронов – в 1997 году в Канаде, Евгений Панов – в 1999 году в Италии и в 2000 году в Англии, Кирилл Королев – в 2001 году в Турции, Антон Попов – в 2006 году в Сингапуре). 

Брать интервью у Ивана Александровича Иоголевича и легко, и трудно. Вопросов к нему масса, но за последний год ему подобных вопросов задавали сотни.

– Звание лучшего учителя России заметно выделяет вас из числа коллег.

– Думаю, это некорректно сформулировано. Я всего лишь победитель конкурса, на котором присутствовали далеко не все лучшие учителя. И потом, конкурс – игра по определенным правилам... Тем не менее полученное звание ко многому обязывает. Хотя по-прежнему самое главное – то, что ты делаешь на уроке, вдали от посторонних глаз… Сейчас говорят о том, какой должна быть школа в ХХI веке. На этот вопрос нельзя получить ответ, сидя в кабинете. Нужно постоянно находиться в поиске.
 
– Лаборатория экспериментальной физики – это что за проект? 

– Сегодня школа идет в основном по направлению компьютеризации. Компьютеры, Интернет, автоматизированные рабочие места... Но при изучении таких предметов, как физика, химия, без эксперимента говорить не о чем. Я часто сталкиваюсь с учащимися из других школ. Так вот, без эксперимента они не понимают даже самых элементарных, базовых вещей. Понятия, законы усваиваются чисто формально… На сегодня кричаще необходима специализированная лаборатория, в которой школьники могли бы выполнять весь комплекс работ, вести исследовательскую деятельность (у нас очень много победителей всероссийских научных конференций, международных конкурсов исследовательских работ). В такой лаборатории можно готовиться к олимпиадам высокого уровня. Раньше на таких олимпиадах мы побаивались выполнения экспериментов. Эксперимент невозможно освоить за одно-два занятия – здесь нужна систематическая кропотливая работа. Наша база могла бы поддерживать режим такой работы, но не хватало площади.

– Идет ли речь о ведении серьезной исследовательской работы в школе или эксперимент должен существовать на уровне некоего наглядного пособия?

– Система образования, сложившаяся в пятидесятых годах, очень эффективная. Но есть современные требования. Раньше считалось, что человек должен получить одну профессию на всю жизнь. Если он решил стать инженером, должен усвоить фундаментальные знания по физике и математике. Сегодня же человек должен быть готов к перемене жизненного уклада, мобилен. Значит, весомую роль играют не только полученные знания, но и способность к получению новых знаний, а это меняет подход к обучению в целом. Есть предметы, освоение которых развивает человека. Те же физика и математика.

– Нужны ли детям вообще дополнительные занятия, спецкурсы, кружки, факультативы?
– Дополнительные занятия нужны обязательно. Они ставят ученика перед проблемой выбора, заставляют его занимать активную позицию по отношению к процессу обучения. Были разные периоды в организации работ со школьниками во внеурочное время. Сначала это было дело сугубо добровольное: дети, зная, что спецкурсы ведут вузовские преподаватели, бегом бежали на такие занятия. Потом от принципа добровольности пришлось отказаться. Мы начали жестко квотировать: один-два спецкурса для обязательного посещения. А потом мы заняли позицию активной пропаганды (рассказ учителей, для чего нужен такой спецкурс, примеры выпускников – чего достиг тот или иной ученик, посещавший дополнительные занятия), и это дает оптимальный результат.

– Отличаются ли ученики 31-го лицея уровнем общей культуры? Есть ли здесь что-то, что можно назвать фирменным почерком лицея в деле воспитания?

– Несомненно, мы можем говорить об определенной системе воспитания школьников, которая как бы и не выделена в особую графу. В иных школах планы воспитательной работы сплошь состоят из списков мероприятий уровня уроков патриотизма. У нас же процесс воспитания связан непосредственно с обучением. Создание какого-то внутреннего стержня, который можно назвать проявлением общей культуры, происходит ежедневно, во время каждого урока. Наши ученики считают себя частью одного общего целого, потому-то и приводят выпускники сюда своих детей, а иные уже и внуков, что чувствуют нерасторжимую связь с этим местом, с духом, царящим здесь.

– Можете ли вы припомнить какой-нибудь знаковый эпизод, который мог произойти только в тридцать первом лицее?

– Однажды я где-то задержался по дороге на урок и зашел в класс примерно через минуту после звонка. С удивлением обнаружил, что детей нет. Лишь услышав шорох, пригляделся повнимательнее и увидел ботинки, торчащие из-под шторы, и еще пиджак, зажатый дверцей шкафа. Начал извлекать ребят из их убежищ: кого из-под парты, кого с подоконника. Потом, естественно, стал выяснять, с чем такое поведение связано. Они сказали, что в начале урока зашел директор Александр Евгеньевич Попов, увидел, что учителя нет, и сам посоветовал детям спрятаться, чтобы для меня был сюрприз и заодно урок как учителю, опаздывающему на занятия. Такое могло быть, наверное, только в 31-м лицее.

– Правда ли, что когда ваш класс, тот, в котором вы сами учились, писал выпускное сочинение, одна ваша одноклассница выбрала тему «Человек, являющийся для меня примером» и написала про вас?

– Говорят, правда. И для меня это было примером того, что можно быть лидером в классе и оставаться в то же время обычным человеком, хорошим товарищем, самим собой в конце концов. 

– Школа стала другой по сравнению с той, в которой когда-то учились вы. Как, по-вашему, она стала лучше? Вернее, есть ли ощущение продвижения вперед?

– Да, безусловно, движение вперед есть – это абсолютно точно.
 
Из книги «31-й – это имя»
 
643
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления