Другой город
Челябинск
Пятница 28 июля, 2017 13:56 +24°
Новости в Челябинске
Новости дня
10.02.2016 16:33

ТОП-10 сложностей для журналиста

ТОП-10 сложностей для журналиста
Думаете, журналистика – это просто? Тогда просто прочтите то. что изложено ниже. И сделайте собственные выводы о привлекательности этой профессии.
 
1. Физический износ. Журналист проводит на ногах времени немногим меньше, чем рабочий у станка, а иногда совершает забеги на длинные дистанции. Часто для того, чтобы взять полноценный комментарий у кого-то из власть имущих, нужно отстоять на одном месте по времени столько, сколько длится всенощная служба в храме на Пасху. В одной руке ты держишь диктофон, в другой блокнот и ручку, в третьей фотоаппарат, в четвертую тебе суют свою визитку, в пятой треплется на ветру пресс-релиз, по которому ты формулируешь вопросы. Ангельскими крыльями за спиной ты обычно держишь зонтик. А организм всеми порами тела потребляет откуда-то веющий запах кофе – немного помогает не спать.
 
2. Синонимы. Журналист должен знать 20 синонимов к слову «говоритговорил». Особенно это актуально для статей, где действия нет в принципе. И можно написать только о том, что говорил что-нибудь из заседавших на совете какой-нибудь, скажем, фракции партии «Единая Россия». И о том, что он сообщил. И о том, что он рассказал. И подчеркнул. И заметил. И заключил. И добавил. И подытожил. Я не повторилась?
 
3. Журналист обязан писать грамотно всегда, везде, при любых обстоятельствах и во всех случаях. Потому что ты можешь написать гениальную статью в 11 тысяч знаков, но если ты совершил хоть одну маленькую ошибочку, школьник 17 лет, только что сдавший ЕГЭ по русскому языку, не понявший в этой статье ни слова и уж точно не понявший её смысла, обязательно это заметит. И не поленится язвительно сообщить об этом всем. А если не школьник, так пенсионерка.
 
4. Время. Если вечером в четверг журналист вернулся домой в полночь ( потому что только путь от Магнитогорска до Челябинска занимает 4 часа), это не отменяет необходимости утром быть у  высокопоставленного лица на совещании в 9 часов. А герой следующей публикации может быть доступен для комментариев только в 9.30 на другом конце города. И обе статьи желательно сдать сразу же. Потому что дэдлайн практически всегда – вчера.
 
5. Быстрота мышления. Чаще всего, у журналиста нет дара ясновидения. Поэтому он, к сожалению, не знает, что собирается сказать его собеседник. С этим человеком вряд ли получится встретиться через пару часов или завтра. Возможно, он вообще является приезжим актёром из Москвы или организатором фестиваля из Германии. Поэтому реагировать нужно тут же. Нет возможности придумать вопрос получше. Необходимо отреагировать моментально и поддержать разговор здесь и сейчас.
 
6. Необходимость разбираться во всем. Никогда не знаешь, о чём тебе придётся писать завтра. Если ты пишешь о техническом оснащении хлебокомбината, ты должен понимать, о чем пишешь. Иначе не поймут люди, которые будут тебя читать. Если ты говоришь с человеком искусства, ты должен достаточно глубоко разбираться в живописи, театре, литературе и музыке. Никто не осудит тебя, если ты не назовёшь точный год написания Паганини каприсов. Но если ты скажешь, что картину «Девятый вал» написал Петров-Водкин, на тебя посмотрят уничтожающе, и интервью закончится очень быстро.
 
7. Элемент учительства. О чём бы ни писал журналист, он должен делать это просто и понятно. Желательно разговорным языком. Иногда при этом еще и объяснять те или иные термины. Например, статья о правовой коллизии, возникшей в связи с отменой закона о прямых выборах глав. Никто не станет тебя читать, если ты будешь говорить юридическим, а не человеческим языком. Никого не волнует сложность темы. Иди и ищи подходящие слова. Придётся объяснить тонкости законодательной системы так, чтобы это понял и токарь, и филолог, и уборщица в администрации губернатора. Но при этом статью надо написать так, чтобы и юристу было читать не скучно.
 
8. Быть судьей. Иногда журналисту приходится принимать решение – на чьей он стороне, и с какой интонацией он будет писать о том или ином человеке. Бывает, что в определенной ситуации правы обе стороны. По крайней мере, правда каждой из сторон имеет право на существование. Даже если они противоположны. Бывает, и факты не помогают. Никто не обязывает журналиста ставить клеймо «сволочь» на одном и «святой» на другом. Но определиться, под каким соусом подавать тот или иной конфликт, чаще всего приходится. И нести за это ответственность, потому что большинство читателей верит журналисту. И разделит его мнение, очень чётко решив для себя, кто сволочь, а кто нет. Даже если ты буквально так об этом не писал.
 
9. Скука. Депутаты и чиновники чаще всего не рассказывают ничего интересного. Обманутые пенсионерки не рассказывают ничего интересного. Даже режиссеры из Санкт-Петербурга не рассказывают ничего интересного. Найти изюминку в каждом событии, чтобы заинтересоваться самой, а потом заинтересовать читателя – та ещё задача.
 
Но скука продолжает преследовать журналиста и после выхода из редакции. Друзьям и родным журналиста нечего рассказать ему, кроме событий из личной жизни. Потому что «Греция выходит из ЕС! – Я знаю…», «Какие-то таджики зарубили топором двух пенсионеров! – Я знаю…», «Представляешь, под Чебаркулём прошла Гонка Героев, там такое было! – Я знаю…».
 
Проблема и в том, что после увиденного, услышанного и собственноручно написанного журналисту событие из личной жизни друга может показаться интересным, только если кошка родила ежат, младший брат купил в магазине игрушек автомат Калашникова, а папа на днях превратился в жирафа.
10. Самоконтроль. Журналист сталкивается ещё с одной проблемой. Надо всегда выглядеть хорошо. По крайней мере, приемлемо. Ты идёшь в гордуму или театр, на завод или приём к юристу, к главному аллергологу области или на форум по инвестициям в малый бизнес. При этом  ты же не можешь пойти в том, что удобно лично тебе. Удобно может быть в шортах, например. Растрёпанной или не накрашенной быть нельзя. Неподготовленной по теме быть нельзя.
 
И ещё ты не можешь дать себе волю на фуршете и выпить больше одного бокала вина. Как бы тебе этого ни хотелось  после тяжелой трудовой недели. Как бы тебя ни достали мужики в галстуках, бесконечно гнусавящие какую-то чушь, и бабы с маникюром, который стоит как моя  зарплата, почему-то неизменно выглядящие свежо и аккуратно в длинных платьях в возрасте +40.
 

Ева Полякова 

974

Фотогалерея