Другой город
Челябинск
Вторник 19 сентября, 2017 18:44 +21°
Новости в Челябинске
20.02.2016 13:42

Учителю должно хотеться жить

Учителю должно хотеться жить

Мы продолжаем публиковать полные версии материалов, вышедших в журнале "Востребованные профессии. Учитель"  http://lentachel.ru/articles/51383. Сегодня наш рассказ о музыкальном руководителеСветлана Солодова работает с дошкольниками. Это и проще школы, и сложнее. Судя по результату, у нее получается. Иначе разве она бы выиграла педагогический конкурс?

- Чем для Вас стал тот конкурс «Педагог в дошкольном образовании-2013».

- И авантюрой, и вызовом самой себе и другим. Осознанный шаг к демонстрации личностных и профессиональных недостатков и достоинств. И долгий путь труда, сомнений и снова труда длиною почти в год. Конкурс не увеличил степень моей ответственности, не повысил качества ежедневной работы, но наделил социальной меткой. Самым трудным  было оправдывать ожидания. Важным был вопрос – справедлива ли моя победа? 
 
В число педагогов дошкольного образовательного учреждения входят не только воспитатели, но и учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, психологи, музыканты.  Было время, когда путь специалистам на конкурс был закрыт, чтобы выявить именно лучшего воспитателя. Но с недавних пор конкурсная стратегия такова, что важно в одном «котле» соединить всех, кто находится рядом с ребёнком.
 
Члены жюри хотели видеть профессионала, понимающего и любящего детство, гибкого, творческого, стрессоустойчивого и работоспособного. Педагоги демонстрировали профессиональное мастерство в формате самопрезентации, мастер-класса, занятия и за «круглым  столом».
 
В конкурсном выступлении для меня были важны емкость информации, краткость его донесения и обязательное получение обратного эмоционального отклика. На конкурсе я рассказывала о ритме. Сколько нового  открылось для меня самой в процессе подготовки! Как органично вписываются в мироощущение современного ребенка ритмические упражнения!
 
-  Решение участвовать в конкурсе было Ваше или инициатива коллег?
 
- В финал конкурса никогда не попадет человек, соревнующийся против своей воли. «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Знаете, какое продолжение у этого афоризма? «А еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет». Почему некоторые композиторы настолько проникались к детям, что даже сочиняли для них специальные произведения? Что же мешает музыкальному руководителю обсуждать с воспитанниками подобные вещи?
 
Дело не в загруженности «бумажной» работой, и не обилии детсадовских праздников и фестивалей. Скорее, это личное угасание интереса педагога к окружающему миру, его нежелание выходить за рамки своей должностной инструкции.
 
Учителю должно хотеться жить, он должен совать нос в позитивные события реальности,  находить в них точки соприкосновения с самим собой, использовать внутреннюю безупречную цензуру, перерабатывать новые информацию и ощущения внутри себя и иметь силы делиться обновляющимся багажом знаний о мире с учениками. «Кто не хочет, ищет причину. Кто хочет, ищет повод». Это моё «настольное» выражение.
 
Какие основные педагогические приемы Вы используете в работе?
 
- Хочу, чтобы дети полюбили музыку, искусство, прониклись добром и теплом, находились в атмосфере доверия и стремились мыслить. Мне самой комфортнее и интереснее, когда иду к этой цели разными путями. В арсенале подручных педагогических средств, собранных за 17 лет работы с дошкольниками, есть безотказные приемы. Начну с улыбки. Мрачность детству не к лицу. Любая информация, поданная с юмором, запоминается лучше. При улыбке идёт мощный положительный настрой, энергетический обмен между наставником и воспитанником, между самой информацией и способностью мозга запоминать. Через улыбку педагог легко завоевывает доверие и симпатию слушателей, а значит, и внимание к тому, что он говорит. Мне импонирует метод «зеленой пасты» или «тотальной похвальбы». Суть его в том, чтобы не подчеркивать красным цветом письменные ошибки ученика, а выделять зеленой ручкой самые удачные фрагменты работы. Хотим мы или нет, но подсознательно запоминаем то, что выделено, на что обращено внимание. Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно! Это другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а желание сделать хорошо. Главное вовремя грамотно ослабить опеку и перевести ребенка на уверенный режим "я сам".
С годами больше понимаешь ценность чтения, книг. Вспоминаются вечера из собственного детства, когда приникнешь к радиоприемнику и самозабвенно слушаешь Ираклия Андроникова, «Театр у микрофона», «Литературные чтения». Перед радио стояла задача: популяризировать лучшие литературные произведения русской и советской классики. Причем, сделать это только голосом и интонацией! Неповторимые тембры Грибова, Яковлева, Самойлова, Касаткиной удерживали у динамиков самых младших слушателей, быть может, не всегда понимающих смысл произведений, но завороженных магией звучащего голоса. Да, теперь создаются аудиокниги, но они, к сожалению, со своими монотонностью и непритязательностью не идут ни в какое сравнение с теми радиопередачами. Зато видеоиндустрия изощряется в мультипликации и красочных журналах, преподнося современному ребенку слишком готовые образы. Зачем фантазировать, додумывать, когда за тебя уже придумали, оживили, разукрасили, озвучили? 
Если есть малейшая возможность открыть с детьми хорошую книгу, прочесть текст по ролям или запомнить стихотворение, не упускаю ее никогда. Тогда можно сказать, что ребенок находился в детском саду восемь часов не зря. Верю, что люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. А хорошо говорить человек начинает, читая хорошо пишущих авторов. Ну, в силу возраста пока слушая. 
 
-  Каковы черты современного учителя?
 
- В конце августа в Челябинской области состоялся шестой слет победителей конкурсов профмастерства. В порядке дружеского общения коллеги (и учителя и педагоги дошкольников) горячо обсуждали модель современного учителя. Возник собирательный образ: широко образованный, чуткий, любящий ребят и свое Дело, совершенствующийся постоянно, умеющий быть неожиданным и порой парадоксальным, не заигрывающим, уважающим учащегося и в нём – Личность. Ни в коем случае не занудным, не скучным... Недавно студенты педагогического колледжа провели опрос среди родителей школьников. В ответах на вопрос «Каким должен быть идеальный учитель, чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение?», преобладали терпение и профессионализм.
 
- Что Вам нравится в своей профессии? А что не нравится?
 
- Моя профессия столь же привлекательна, сколько и ответственна, возможностью влиять на формирование личности еще в истоке, когда еще только создается. Мне по душе использовать профессиональный опыт именно в детском саду. С дошкольниками должны работать самые лучшие в своих профессиях. Но ситуация такова, что образовательное учреждение страдает от избыточной заорганизованности, обилия обязательных процедур, которые вынужден выполнять педагог, затрачивая на них драгоценное время.
 
-  Кого считаете своими учителями?
 
- Любовь Петровну Абрахину, моего школьного учителя-словесника, и Светлану Вячеславовну Иванову, преподавателя музыкальной школы. Для меня остается загадкой, как учитель литературы в четырех классах численностью 38 человек каждый умудрялась проверить за сутки все (!) сочинения и домашние задания, не пропустив ни одной ошибки; в течение основных (а не дополнительных) уроков познакомить нас и влюбить в произведения, выходящие за рамки школьной программы; а еще, осуществляя при такой нагрузке классное руководство, создать здоровую конкуренцию между лидерскими классами, тем самым стимулируя нас на повышенную работоспособность и поиск взаимодействия?
 
Светлана Вячеславовна своим стилем работы, свободным полетом мысли, мастерством рассказчика и свободным владением фортепиано потрясла мое воображение. В 17 лет я твердо решила своих будущих детей отдать на обучение только к ней. Так оно и случилось. Надеюсь, наш педагог все-таки получит заслуженную премию «Светлое прошлое».
 
 Почему выпускники школ редко задумываются о том, чтобы выбрать профессию педагога? 
 
- Степень уважения обществом учителя начала снижаться  треть века назад. В последние годы делаются шаги, чтобы выправить ситуацию. Но пока  стереотип малопозитивного, мягко говоря, отношения в сознании социума сложился .Наш мир становится более материальным. Деньги принято платить за то, что осязаемо, очевидно. Выкопанная яма, совершенная выгодная сделка, блюдо в ресторане – оценка стоимости физического труда достаточно понятна. Другое дело – работа педагога. Помните диалог в рязановской комедии: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого (чем врачебные)». Есть и обратная сторона дела, когда слово Наставника через десятилетия прорастает достойным поступком или успехом ученика. В каком эквиваленте вовремя выразить и оценить этот долгосрочный вклад? 30-40 лет назад существовали дивиденды в виде уважения учеников и их родителей, стабильная зарплата. Постсоветское пространство безжалостно разрушило старые стереотипы, а новый образец учителя остался не подкрепленным ни материальным достатком, ни привлекательным социальным положением, ни возможностью карьерного роста.
 
Но завершить хотелось бы в ином ключе. . Мечтайте о светлом и большом. Стремитесь быть образованнее, цельнее, пытливее. Достигнув своей вершины, немедленно ищите глазами следующую.
636
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления