Другой город
Челябинск
Среда 23 августа, 2017 10:58 +23°
Новости в Челябинске
Новости дня
02.06.2016 07:21

Парковка или зелень: проблемы застройки дворов Челябинска

Парковка или зелень: проблемы застройки дворов Челябинска

Выглядывая утром из окна собственной квартиры, всем нам хотелось бы видеть утопающий в зелени двор: величественно-неспешное колыхание могучих деревьев на фоне дымчато-синего неба, глушащие звуки большого города. Вдыхать ароматы распустившихся цветов, смотреть на беззаботно играющих на площадке детей…

Увы и ах, наблюдаемая жителями российских городов картина не столь пасторальная. Достаточно замкнутые дворы как среда не жизни, а выживания, где рядом с детскими площадками в метре размещаются парковочные места – это реалии жизни. Парковочные места, наличие детских площадок, санитарные разрывы между автостоянками и местами для отдыха – в общем, каждый выживает, как может.

Люди стеной встают на защиту своих дворов и тех деревьев, что ещё остались во дворах, ведь  деревья не растут на крышах подземных гаражей. А ещё стоит учитывать, что, когда начинается стройка внутри жилого образования, исчезает комфорт и покой. Ведь стройка – это не на день и даже не на месяц. А если деньги на стройку вдруг закончатся? Тогда останется вырытый котлован и похороненные мечты об уютном дворе.
 
В чем причина:
 
1.Дорогая земля в центре:
Экономика диктует свои условия. На арендуемом участке застройщик хочет получить максимальный выход жилья –и его понять можно.
Все расчёты дворовых пространств базируются на необходимом количестве машин. Есть, конечно, (при проектировании кварталов и микрорайонов) норматив, составляющий шесть квадратных метров озеленения на человека. Но это только теоретически. Практически нормы позволяют сокращать уровень озеленения на 20%, если рядом (в пешеходной доступности) имеется сквер или лесные насаждения. В каждом районе есть своя зелёная зона, и, значит, близлежащие дворы априори могут быть без необходимых метров зелени на человека.
 
2.Реальное отсутствие парковочных мест:
Решением могли бы стать подземные парковки внутри дворов. Но это почти невозможно: кто их будет строить (застройщики не обязаны по закону), насколько они будут доступны, насколько  подорожает из-за этого квадратный метр жилья, если парковки идут прицепом ко вновь строящемуся дому.
 
3.Устаревшие градостроительные нормы. Многоэтажная застройка:
Конечно, озеленение можно осуществлять эксплуатируемыми кровлями или вертикальным озеленением. Но это опять же деньги, и вопрос–за чей счёт. Возможно, устарели градостроительные нормы. Кварталы с многоэтажной застройкой– пережиток прошлого во многих странах. У нас же 10-ти этажные дома сменились 18-ти этажными домами, но суть застройки осталась прежней.
 
Озеленения дворов нет и потому, что место для него занято машинами. Проблемы подобного рода характерны не только для Челябинска, но и многих других городов России. А также для многих «старых» стран, где, к примеру, сохранились города ещё средневековой постройки, где, естественно, не были предусмотрены ни парковочные места, ни само движение автотранспорта в большом количестве. Перед тем, как решить, что же больше подходит для российских городов, целесообразно осмыслить опыт других стран.
 
Финляндия: коттеджные парковки:
 
Взять, к примеру, Финляндию - много леса, который все берегут и стараются сохранить деревья внутри дворов. Уровень автомобилизации в Финляндии выше, чем в России (на 2008 год 591 машина на 1000 жителей, в России – 331). В Челябинске, кстати, уровень выше среднероссийского-  450 машин на 1000 жителей.
 
Однако надо понимать, что 60% финнов паркуют свои машины в гаражах собственных домов. Возможно, в этом и кроется основное отличие вида финских дворов от наших.
 
В больших городах, таких как Тампере, Турку, Лахти, Ювяскюля можно поискать гипермаркеты K-Citymarket или Prisma с огромными бесплатными парковками. Но обычно они вынесены на окраины, к скоростным магистралям и автомобильным развязкам.
 
Большинство парковок Финляндии – платные. Они имеют знак с изображением парковочного автомата, так как этот вид парковки оплачивается через автомат монетами по 20-50 центов или 1 евро. Стоит отметить, что сдачи автомат не выдает. Автомобилист получает лишь квитанцию об оплате, которую необходимо положить под ветровое стекло, в противном случае – штрафа не избежать.
Поэтому финны любят велосипеды. Как и китайцы.
 
Пекин: Ограничение и высокие налоги на личный автотранспорт. Велосипеды.
 
Как и жители большинства развивающихся стран, пекинцы предпочитают передвигаться на автомобилях. Однако велосипед остаётся зачастую единственным способом быстро доехать до пункта назначения, минуя многокилометровые пробки.
Учитывая загазованность города, мэрия Пекина активно поддерживает велосипедное движение. Всего в Пекине зарегистрировано 11 миллионов велосипедов! Велосипед пришел в Пекин из Европы. Насколько он стал китайским, можно судить по китайской шутке: китайский ребенок рождается сидящим на велосипеде.
 
Прага: Закрытый для личного автотранспорта центр, эффективный общественный транспорт:
 
Самыми популярными средствами передвижения в Праге являются метро и трамваи. Метро удобно пользоваться, если вы отправляетесь в другой конец города, а также если станция метро находится вблизи вашей конечной цели. Трамваи курсируют по поверхности и не теряют своей популярности, ведь остановки расположены логично относительно местности. Нередко на трамвае можно подъехать непосредственно ко входу в торговый центр или к той или иной достопримечательности.
 
Система общественного транспорта города охватывают большую его часть и некоторые окраины. Им активно пользуется местное население и, конечно же, туристы. Для самих чехов более удобно метро, ведь благодаря ему можно преодолеть большое расстояние за незначительное время. Для туристов, которые в основном находятся в центре или недалеко от него, более привлекательным является наземный транспорт – трамваи и автобусы.
Планировка Праги, ее небольшие размеры, ширина улиц, наличие зон, где запрещено движение на колесах, делает использование личного транспорта невыгодным и неразумным.
 
США: подземные паркинги, общественные парки в крупных городах:
 
Америка — страна автомобилистов. Исторически сложилось, что инфраструктура городов планируется с запасом на случай интенсивного движения. Сюда входит планирование ширины улиц, направления движения, расположения и длительности светофоров, обеспечение города достаточным количеством парковок.
 
Характерными примерами застройки подземных пространств являются последовательно производимые расширения инфраструктуры, которые становятся необходимыми из-за недостатка места, стандартов защиты окружающей среды или обеспечения «неприкосновенности» местности. Расширение университетов, университетских кварталов все больше мотивируется растущими потребностями. При этом путем застройки подземных пространств увеличение имеющихся полезных площадей может быть достигнуто без ущерба для озелененных территорий, спортивных и игровых площадок. Так расширили университет города Хьюстон (штат Техас, США). При этом не пострадали озеленённые территории на поверхности. К старому главному зданию университета было пристроено подземное сооружение площадью около 5 тысяч м2, в котором имеются лекционные аудитории, учебные классы, читальный зал, столовые, лаборатории. Так была решена характерная университетская проблема.
 
Потребность в расширении университетов — всемирно наблюдаемое явление. У каждого университета есть такие озелененные территории, спортивные площадки и дворы, застройка которых возможна только с ущербом для университетской жизни; под ними же, однако, имеется неограниченная возможность для строительства. Наибольшим резервом расширения является формирование подземного пространства.
Для России также проблемы озеленения и парковочных мест, транспорта – проблемы одного порядка, неразрывно связанные между собой. Чтобы решить первую проблему – надо разобраться со второй, после чего рассмотреть варианты, как это сделать лучше.
 
Хорошо, что центральные парки ещё сохраняют свою целостность, хорошо, что засаживаются клумбы –  приятные цветовые пятна среди серой архитектуры. Вырубленные деревья не оживить, но можно попытаться высадить новые саженцы, чтобы если не дети, то внуки  могли увидеть цветущие яблони и липы посреди города.
 
В условиях дефицита земли остается сохранить то, что ещё есть, усовершенствовать систему по содержанию скверов и парков, чтобы они не выглядели заброшенными и опасными местами. Возможно,  стоит быть более активным самим местным жителям. В своих дворов можно чаще высаживать  деревья. Что-то не приживется, но что-то и останется.
 
Ева Полякова
554

Фотогалерея