Другой город
Челябинск
Воскресенье 23 июля, 2017 19:57 +21°
Новости в Челябинске
Новости дня
08.06.2016 06:58

Александр СВЯТОВ: Первым делом – сила, а доброта и мягкость потом

Александр СВЯТОВ: Первым делом – сила, а доброта и мягкость потом

Александр Святов, политтехнолог-практик, основатель челябинского  консалтингового агентства «Святов и компания»? на основе 20-летнего опыта работы на выборах недавно написал книжку «ЭФФЕКТИВНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - практические рекомендации кандидату в депутаты».

Выборы в Госдуму – важная тема нынешнего лета.

Сначала несколько цифр из книги Святова. Как показывают фокус-группы, проводимые в последние годы консалтинговым агентством «Святов и К», наиболее востребованными  с точки зрения избирателей являются  следующие личные качества кандидата:
 
1.Честный человек                                     (45%)
2.Понимающий нужды простых людей (40%)
3.Решительный                                           (35%)
4.Вызывающий доверие народа              (30%)
5.Деловой                                                      (25%)
6.Образованный                                          (23%)
7.Умный                                                        (22%)
8.Имеющий программу действий            (20%)
 
- Александр, как поется в известной песни, и что же из этого следует?
      - А следует необходимость во всех агитационных материалах, публикациях в СМИ, выступлениях доверенных лиц и агитаторов кандидата подчеркивать ключевые качества образа кандидата, востребованные избирателями и выгодно отличающие его от соперников, то есть работать на контрасте.
 
Опыт показывает: при формировании имиджа политика любого уровня нужно  помнить, что основным качеством его образа должна быть сила, транслируемая всеми возможными составляющими: осанкой, походкой, постановкой головы, жестикуляцией, манерами поведения и речи, взглядом. Доброта и мягкость в характере человека воспринимаются, увы,  окружающими как слабость (руководителям хорошо известно, что в этом случае подчиненные начинают «садиться на шею»). Психологи и опытные политики, которые, как правило, тоже хорошие психологи, знают, что у большинства людей глубоко в подсознании заложена склонность к подчинению (государству, родителям, вождю, начальнику и т.п.).
 
- Выборы можно сравнить с рекламной кампанией, в чем отличие политической рекламы от обычной?
- Отличие заключается в ее большей преувеличенности и некоторой неизбежной «сказочности», так как она обещает не конкретный товар или услугу, а улучшение жизни или «светлое будущее», которое избиратель в результате воздействия политической рекламы должен связать в своем сознании с образом кандидата.
 
При разработке рекламных материалов необходимо учитывать, что истинно то, во что верит большинство ваших избирателей. Даже если их верования противоречат фактам. Не случайно Гюстав Лебон писал: «Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение. Толпа никогда не стремилась к правде, она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает преклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает её. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем, кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой!».
 
  - Александр, наверное, можно вспомнить первый вопрос, который обычно задают начинающие политики политтехнологу. Звучит он так: сколько нужно денег, чтобы стать депутатом того или иного уровня?
- Каждый пример, конечно, требует отдельного анализа. Но можно сказать, что если кандидат сам «горит» идеей реально помочь людям и сумеет «зажечь» своих избирателей, то победить он может и при минимальном финансовом ресурсе, максимально используя свой личный ресурс. И здесь, как в спорте, самое главное – воля к победе. Деньги – важный ресурс на выборах, но пользу они приносят лишь при грамотном использовании вместе с другими ресурсами.
 
- И все же с  чего начинается дорога в депутаты? Все начинается с принятия кандидатом решения пойти на выборы?
- Любая избирательная кампания – серьезное испытание для кандидата, сопровождающееся длительными нагрузками, стрессовыми ситуациями, финансовыми затратами, а иногда и конфликтами. В условиях нынешнего экономического кризиса на встречах с избирателями кандидату нередко приходится сталкиваться с недоброжелательной, а порой и агрессивно настроенной аудиторией. Поэтому кандидату надо решить, готов ли он морально, физически и материально вступить в предвыборную гонку, направить все силы и средства на завоевание победы. Как сказал Франклин Рузвельт: «Не идите в политику, если кожа у вас тоньше, чем у носорога».
 
- Над чем еще стоит задуматься в «начале пути»?
- В первую очередь оцените ресурсы, которые у вас имеются на момент принятия решения — прежде всего временной ресурс (сколько времени осталось до выборов). Чем больше у вас времени, тем больше шансов на победу. Грамотные кандидаты начинают свою избирательную кампанию за год до выборов, опытные депутаты руководствуются «золотым правилом» успешного политика: «последний день твоей избирательной кампании – это первый день твоей новой избирательной кампании»;
 
Далее - административный ресурс (в последние годы поддержка местной власти является одним из основных ресурсов для победы кандидата);- финансовый ресурс (сколько средств вы максимально сможете собрать и потратить на свою кампанию);- интеллектуальный ресурс (наличие грамотной команды, имеющей реальный успешный опыт проведения избирательных кампаний); организационный ресурс (наличие собственной партийной или общественной организации, активистов, агитаторов, т.е. «пехоты»); личный ресурс кандидата (пол, возраст, биография, имидж, умение убеждать аудиторию, черты характера: амбициозность, настойчивость, гибкость); юридический ресурс (сильный юрист, имеющий практический опыт работы на выборах, может сыграть большую роль в кампании, есть примеры, когда через суд удавалось снять соперников с выборов за нарушения законодательства о выборах);  силовой ресурс (наличие поддержки в силовых структурах, а также в других неофициальных структурах, имеющих влияние на территории избирательного округа).
 
На практике недостаток того или иного ресурса кандидаты восполняют усилением имеющихся ресурсов. Например, при позднем начале избирательной кампании возрастают финансовые затраты, так как недостаток времени для «раскрутки» кандидат вынужден компенсировать большими затратами на СМИ и агитационную работу.
 
- И, наверное, важно оценить ресурсы конкурентов в избирательном округе.
- Разумеется. Нужно еще до старта проделать определенную работу. В частности, составить сравнительную таблицу ресурсов: тех, что имеются у вас и тех, которые имеют ваши основные оппоненты. Сделайте тщательный анализ имеющихся у вас и у соперников возможностей. Реально оценив свои ресурсы и сравнив их с ресурсами основных конкурентов, кандидат и его команда смогут окончательно утвердиться в выборе стратегии кампании, составить оптимальный план действий.
 
Победителем на любых выборах становится тот кандидат, который сумеет привлечь и эффективно использовать наибольшее количество ресурсов!
 
-А какой должна быть программа кандидата?
- Конечно, она будет у каждого кандидата. Но переоценивать ее роль вряд ли стоит. В последние годы снижается явка и интерес к выборам, так как большинство населения не видит перемен к лучшему. Избиратели пассивны, слово «кандидат» вызывает у них скуку, они не верят, что политики могут сделать для них что-нибудь полезное. Поэтому главное – максимально упростить образ кандидата и схемы работы, включить в агитматериалы кандидата примеры пусть маленьких, но конкретных «добрых» дел, которые он сделал для избирателей, избегать общих фраз и лозунгов. Как показывает практика, более примитивные методы оказываются более эффективными. Людей не интересуют сложные умозаключения и профессиональные термины. Им нужен решительный человек, абсолютно уверенный в своей правоте, имеющий чёткий образ, дающий простые и понятные ответы на все вопросы. Примером для нас до сих пор могут быть формулировки Ленина в его лозунгах, знакомые каждому со школьных лет:  «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!».
 
Сергей Белковский
 
788

Фотогалерея