+15°
29.07.2016 12:36

Челябинские ученые изобрели молекулу жизни

Челябинские ученые изобрели молекулу, которая излечивает организм и регенерирует пораженные органы.

Рейтинг:
Челябинские ученые изобрели молекулу жизни

Об инновационном изобретении газете "Южноуральская понорама"  рассказал профессор, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории иммунологии воспаления Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН, заведующий совместной лаборатории молекулярной генетики РАН и ЮУрГУ Александр Зурочка.
— Самоизлечение заложено в организме на генном уровне, с момента рождения человека, и мы лишь помогаем ему. Клетки иммунной системы выделяют биологически активные регуляторные молекулы — цитокины. Они огромные — к примеру, в тысячи раз больше молекулы воды, и в организме человека расщепляются на более мелкие фрагменты — пептиды. Но рецепторы клеток, на которые действуют цитокины, намного меньше гигантской молекулы белка, и для стимулирования клеток иммунной системы присоединяются только активные центры крупных биомолекул. Цитокины могут приносить не только пользу, но и негативный «побочный эффект» — активизировать «не те» защитные механизмы и вызвать «избыточное» воспаление, обострить риск сердечно-сосудистых заболеваний, появление тромбоза из-за сбоев в системе свертываемости крови…

Поэтому встал вопрос: искусственным путем создать молекулу небольшого размера, которая, как ключ к замку, будет подходить к белковым рецепторам. Но это крайне сложная задача: предугадать, как поведет себя «конечный продукт», невозможно. Методом проб и ошибок были созданы сотни таких молекул, затем мы отобрали несколько десятков со схожими свойствами. И наконец, используя так называемый метод обратного синтеза, создали нужный пептид. Он получил название «Ацеграм». Эта молекула в 12 раз меньше белковой и, обладая всеми иммуннотропными свойствами, «встраивается» именно там, где нужно. Причем, если другие биомолекулы быстро разрушаются, то мы изыскали способ продления ее жизни. Как показали испытания, даже в «водяной бане», при 60 градусах Цельсия она в течение 6 месяцев сохраняет биоактивность.
КАк сообщил професосор, пептид получен синтетическим путем. "Если его получать из биоматериала клеток человека, он будет загрязнен и заражен вирусами, а путем генной инженерии — то исходный материал привнесет «чужие» побочные эффекты. Синтез из «кирпичиков живого» аминокислот — самый чистый путь, но и самый дорогой: если синтезировать огромную макромолекулу, она будет «золотой». А наша мини-молекула не требует таких затрат, и по расчетам, производство ее экономически выгодно. Кроме того, «на выходе» продукт без примесей и повторяет молекулярный состав, присущий человеческому организму." - разъяснил Александр Зурочка.

Александр Зурочка рассказал и о самом главном - о том, есть ли реальная польза от таких экспериментов и какие возможности дает новое открытие?

— Как показали исследования, наш пептид поможет решить проблему привыкания болезнетворных микробов к антибиотикам. Он разрушает защитную биопленку бактерий, преодолевает их нечувствительность к лекарствам. Другой весомый плюс — улучшение иммунной системы, «убойной силы» микробных киллеров — фагоцитов и лейкоцитов. А недавно выяснилось, что этот пептид еще и обладает противовирусными свойствами, блокирует их, не дает проникать в неповрежденные клетки. Это дает основания утверждать, что его профилактический эффект не хуже, а возможно, и лучше, чем у проверенного интерферона. - сообщил проффессор. -  Что касается возможностей: прежде всего, это так называемый репарационный процесс восстановления тканей по принципу регенерации. Известно, что регенерацией обладают стволовые клетки, но оказалось, что и наша молекула дает схожий эффект. Это мощный хемоатпактант — он притягивает в очаг повреждения здоровые, в том числе стволовые клетки. Пептид убивает микробы, и рана не воспаляется, быстро заживает, причем рубец почти незаметен. Мало того, как показали испытания, одновременно формируются волосяные фоликулы, восстанавливаются кожные покровы, подкожная клетчатка и поврежденные мышцы, на месте ожога или обморожения быстро образуется новая ткань с восстановленной структурой."

Как заявил собеседник газеты, это открытие — еще один шаг в исследовании главного источника болезней, молекулярного механизма стресса.

—  Любой стресс (социальный, биологический, экологический, физический) вызывает серьезные повреждения организма на молекулярном уровне. От него страдают нервная, эндокринная, иммунная системы. На клеточном уровне этот механизм в 50-х годах прошлого века описал канадский физиолог Ганс Селье, а недавно открыта и его «молекулярная составляющая», когда рвутся цепочки ДНК. Другими словами, в организме происходят ускоренные мутации, как в изношенном двигателе, который работает сверх своих возможностей. Клетки изнашиваются по той же схеме. Как результат—ускоренное старение человека, преждевременная смерть.

Но этот процесс можно остановить. Восстановление утраченных связей может идти на физиологическом уровне (когда организм самоисцеляется), но это процесс медленный. А благодаря нашему ноу-хау эти возможности открываются и у иммунной коррекции — ускоренной регенерации поврежденных тканей и молекулярных связей.

Отмечается, что препарат пока не является лекарственным средством (ему присвоен лишь «косметический» статус), для этого нужно провести массу испытаний, в том числе клинических (на человеке), а это дело долгое и затратное. Мы получали гранты по целевой программе, Российского фонда фундаментальных исследований, Уральского отделения РАН. Но этого недостаточно, ведь, по расчетам, только для исследований доклиники и первой фазы клинических испытаний необходимо около 50 млн рублей. Немало средств потребует и запуск ноу-хау в производство.

- Опытные партии «пептидного бальзама», обладающего антимикробной, иммуностимулирующей и регенерационной активностью, на которые получены патенты, уже выпущены в Санкт-Петербургском НИИ, но, к сожалению, в нашем отечестве от эксперимента до широкомасштабного производства  дистанция огромного размера. Нам не раз предлагали деньги зарубежные инвесторы, но мы не соглашаемся — не хотим, чтобы инновационная технология ушла за границу. Как‑то свои услуги предложили и «спонсоры» из Сколково, но на кабальных условиях, фактически лишающих ученых авторских прав.

Но мы не опускаем руки: продолжаем эксперименты, исследуем механизмы иммунотропного, антивирусного действия, и надеемся, что государство, наконец, повернется к этой проблеме лицом. Наука не должна финансироваться по остаточному принципу, иначе мы безнадежно отстанем от западных конкурентов. Пока мы еще опережаем их минимум на 10 лет, но если не идти вперед, то это опережение быстро сократится, и мы опять получим супертехнологичные лекарства, но только из-за рубежа. - завершил Александр Зурочка.