22.08.2016 07:23

Чему и как учить детей?

В преддверии Дня знаний мы задумались о том, что и как стоит преподавать в современной школе?

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Чему и как  учить детей?

Бесконечные реформы образования вроде как не ведут ни к чему хорошему, школа перестала быть священным храмом науки. Самое главное – образование все больше отрывается от жизни. Компилируя мнения преподавателей, с которыми нам удалось поговорить, можно увидеть, что в современном образовании существуют три  основные проблемы. Во-первых, стандартизация, которая давным-давно перешла всякие разумные пределы. Нет ни малейшего смысла внедрять какие-то новые методики типа семинаров или видеоряда, потому что это очень сложно и для преподавателей, и для школьников. Наша современная наука – это монолит, который практически невозможно сдвинуть. Что рождает вторую проблему. «Говорю как учитель: знания, полученные в рамках школьной программы учениками по преподаваемым мной предметам, по большей части абсолютно бесполезны, - признаётся Евгений Кутепов, преподаватель истории и обществознания. - На учеников вываливают пыльный мешок цифр, дат, деятелей, и потом палкой заставляют их это заучить, не очень-то упирая на понимание. И зачастую вообще не объясняя логические связи между событиями».

Хорошим выходом здесь являются предметные занятия типа рисования на листе чистой бумаги контурных карт или сборки лука\арбалета в условиях класса.

Самая остро стоящая  проблема – отсутствие сегментации обучения. Существуют специализированные классы – с углублённым изучением иностранных языков, физики и т.д. Человеку, заранее предрасположенному к определённой профессии и чётко осознающему круг своих интересов, совершенно не нужно преподавать всё подряд. За счёт сокращения бессмысленных предметов можно значительно увеличить количество часов на предметы профильные и изучить их углублённо. Многие учителя, может быть, и желали бы ввести новые методики, изучить некоторые темы подробно, провести практические занятия – но у них элементарно не хватает на это учебных часов.«Cлабо понимаю, зачем ученику, увлекающемуся радиоэлектроникой и занимающемуся с удовольствием преимущественно физикой, знать, кто такой Айвенго. Или ученику, который понимает и любит гуманитарные дисциплины, знать, что такое полупроводники и транзисторы, - делится с корреспондентом Lentachel.ru Кутепов. -И не стоит здесь упирать на некий абстрактный культурный уровень – до него человек дойдёт сам, и не надо ему это навязывать. Эффективность такого навязывания не только близка к нулю, но и вызывает откровенную ненависть учеников к тому предмету, который им пытаются насильно втюхать».

Учить имеет смысл тому, что с разумной долей вероятности может пригодиться в жизни. И упирать не как у нас принято – на теорию, бесконечно растекаясь мыслью по древу – а на практику. И всё это должно быть передано в удобоваримой форме. В качестве яркого примера можно привести «Задачник по математике» и «Задачник по физике» Григория Остера.

Без всего этого учение более всего походит на отбытие срока на каторге, как учителями, так и учениками. К сожалению, всякая свежая мысль абсолютно выхолощена у нас в школьном образовании и предельно формализована. Елена Репникова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 61 Челябинска выразилась в разговоре с журналистом lentachel.ru более лаконично и при этом даже поэтично: «Чему стоит учить детей в школах? Быть Человеком. Человек – не сумма знаний, Человек – это образ жизни, взаимодействия с миром».

Считается, что человек, получивший образование – это хороший человек. Но, скажем прямо, уровень образования зачастую абсолютно не влияет на личные моральные качества и умение работать в коллективе. Увы, российские школы весьма слабо социализируют детей. Разница между экономическим уровнем учащихся налицо в любой школе. И никакого смешивания не происходит. Дети государственных чиновников не желают идти на контакт с детьми бизнесменов. И первые, и вторые совсем уж не желают общаться с детьми рабочих.

А у Михаила Нетуса, преподавателя английского языка в колледже при университете Российского инновационного образования, свое мнение насчёт того, чему стоит учить детей:

«В первую очередь, детей нужно научить учиться. Не каким-то конкретным предметам, а готовности потратить часть своего времени на то, что действительно важно, нужно и пригодиться ему рано или поздно. (На уровне школы, хотя бы для получения оценок и упрощения дальнейшей учёбы.) Важно донести мысль, что посещение уроков и выполнение домашнего задания - это не тяжкий труд или одолжение родителям и учителям, но увлекательный процесс, который нужен самому ученику».

Директор школы № 138 Роза Поспелова так высказалась по актуальной теме: "Чему и как учить, согласно закону, определяют чиновники из Министерства. Но хороший учитель должен постоянно давать направление личностного развития каждого ученика, и конечно, социализации и вечной тяги к самообразованию."

Стоит помнить, что чему бы ни учили детей в школе, это всего лишь шлифовка драгоценности, сама драгоценность детской психики и детского ума формируется в семье. И ответ на вопрос «чему стоит учить детей» для каждого родителя очевиден – Доброте, Мудрости, Силе Духа, Щедрости, Терпимости и многим другим истинам.

Ева Полякова, Герман Галкин

822
Популярное
Лента новостей