20.09.2016 07:59

Как надо преподавать в школах?

«Забудьте всё, чему вас учили в школе!», - говорят в вузах на первых курсах. Простите, но зачем тогда я 11 лет ходил в это странное здание?

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Как надо преподавать в школах?

Писал что-то, читал что-то, много зубрил. Чтобы, бессмысленно потратив седьмую- восьмую жизни, потом вдруг всё это забыть? По поводу университетского образования тоже можно много чего сказать. Но сейчас стоит пока вопрос о преподавании в школе. Больше практики или теории, весело играючи преподавать или говорить с детьми серьёзно? Что может сделать учитель, чтобы его предмет хорошо усваивался и был полезен?

Существует множество полезных методик, которые для реализации максимально эффективного образования и построены. Например, основы модели Щетинина (естественно, с доработками и учётом выявленной критики) или основы Ломоносовской школы. Примеров много, но главным является взаимосвязь предметов и их комплексное изучение в интересной модели с применением наибольшего числа практических занятий, свободных обсуждений и формирование творческого подхода к мышлению.

«Каждый преподаватель может сделать свой предмет интересным. Но для этого ему самому придётся отойти от общепринятой практики и логики, и здесь его будет поджидать ловушка бюрократии, так называемый саморегулятор системы», - уверен психолог Андрей Рерих.

Неужели это такая сложная задача? Заинтересовать ребенка учёбой так, чтобы ему нравился сам процесс обучения.

Анна Лопарёва, репетитор английского языка, уверена, что манера ведения урока может в себя включать и серьезность, и юмористические элементы. Главная задача именно та, что названа выше – заинтересовать ребенка. «Практика и теория всегда должны идти рука об руку друг с другом. Только в таком случае эти знания могут в будущем пригодиться. И, разумеется, только уважительное обращение с детьми, общение на равных, умение найти с ними общий язык, помогут преподавателю закрепить знания в их головах», - считает Анна.

Далеко не все полагают, что нужно выдумывать нечто особенное для ведения урока. Сторонники консервативных подходов акцентируют внимание на том, что успешность процесса обучения зависит и от самих детей: «Пока в школе учителям успешно удается увлечь предметами моего ребенка. Не знаю, чья в этом заслуга – любознательного ребенка или педагогов», - замечает Екатерина Липатова, мама челябинской школьницы.

«Многим детям нравится не столько учеба, сколько сама «церемониальность» школы: школьная форма, держание за руки, прогулки по парам – это может зацепить интерес ребенка, - считает Эдуард Мухамадеев, отец челябинской второклассницы. - В начальной школе, думаю, серьёзно учить ребёнка всё равно не получиться. На мой взгляд, первые классы нужны как раз для того, чтобы увлечь ребенка в процесс обучения».

Эдуард убеждён, что  ТОЛЬКО учителя, как бы они ни старались, не смогут привить ученику любовь к учёбе, если этого не сделают его первейшие советники - родители. В первые годы обучения ребенка родителям обязательно нужно стать ребенку примером – пусть он учится основным навыкам у них. Ребёнок будет читать только в читающей семье, он станет спортивным, только если родители ведут спортивный образ жизни и т.д. «Нужно спокойно относиться к неудачам ребенка. Верно говорят, что в первые годы учатся не столько дети, сколько родители...», - дополняет Эдуард.

Каким бы ни был ребёнок вундеркиндом, скучное гнусавое повествование безэмоциональным голосом темы урока не добавит знаний юному ученику. Наоборот, может оттолкнуть.

Некоторые считают, что учителю поможет лучше вести урок общественное: «Необходимо профессию педагога сделать высокооплачиваемой, престижной. Учитель, который любит свою работу, которого все устраивает в школе, будет учить с удовольствием, будет творить, его предметы всегда будут интересны детям», - говорит Айгуль Перцевая, учитель математики.

А еще вдохновение нужно черпать в современных тенденциях. Например, можно использовать компьютерную сферу. «Сейчас дети не расстаются с компьютерами, с телефонами – постоянно играют в игры. Как учитель информатики, я часто предлагаю в такой ситуации - создайте свою игру! Они сначала боятся, а вскоре уже говорят мне в ответ: «Почему бы и нет?». Так появляется интерес к новым возможностям. "Ведь я смог,-  говорит себе ученик, - делится секретами мастерства с корреспондентом Lentachel.ru  Мелине Кустикова, учитель информатики. - Использование компьютерных технологий можно распространить на все предметы. В географии - это может быть создание интерактивных карт, в математике - создание онлайн-калькулятора и т.д.»

Но большинство опрошенных считает, что уроки вести лучше все-таки серьёзно. Причём, уже начиная со второго класса. Иначе велика вероятность столкнуться с проблемой в пятых классах, когда дети переходят из начального звена в среднюю школу, а сами на уроках все еще ждут игр. Между тем игры программой не предусмотрены. В итоге урок становится неинтересен, процесс получения знаний проходит с большими сложностями. Такого же мнения придерживается и Дмитрий Филиппов, проректор по взаимодействию с целевыми аудиториями ЮУрГАУ: «Учебный процесс можно строить по-разному, от академично-вдумчивого подхода до почти игрового. Единственное, что надо помнить - к детям необходимо относится серьёзно. Они, безусловно, личности, пусть ещё и не до конца сформировавшиеся. Относиться к ним легкомысленно нельзя».

Филиппов в беседе с корреспондентом Lentachel.ru выразил мнение, что есть вещи, которые школа должна дать в полном объёме, без всяких игр: прежде всего это умение грамотно говорить и писать на русском языке, умение считать. «Школа тем и отличается от ВУЗа, что некоторые вещи необходимо запомнить раз и навсегда, «чтоб от зубов отскакивало». Я никогда не занимался химией, но тип гибридизации до сих пор могу объяснить. Не занимался физикой, но закон сохранения энергии помню со школьной скамьи и по сей день», - привёл пример Дмитрий Евгеньевич. Проректор ЮУрГАУ рассказал и о конкретном способе проверки знаний на уроках, который использовал сам, когда ещё работал учителем в школе, и который используют сейчас многие преподаватели (в том числе в вузах): «Особенно этот метод хорошо выходил у Марка Иосифовича Бента. При проверке знания текста он всегда спрашивал о деталях, которые при сюжетном пересказе произведения часто опускаются, но имеют важное значение. Так, как Марк Иосифович относился к тексту, и нужно относиться к своему предмету». На практике изюминка способа заключается в том, что при написании проверочных работ учащийся может пользоваться чем угодно – рабочей тетрадью, учебником. Только вопросы должны быть сформулированы таким образом, что списывание не даёт толка – необходимо понимание. Это очень мотивирует детей на внимательное поглощение информации на уроке.

«Основная проблема в школе сейчас – отсутствие мотивации у детей. У детей недостаточно понимания связи между тем, как они учатся сейчас, и тем, как будут жить потом. Задача учителя – показать им эту связь. Конечно, строить уроки в игровой форме тоже надо, но в разумном количестве, и обязательно проверять результат. Иначе они просто заигрываются», - предупреждает Филиппов.

По факту основная задача школы – все-таки наполнять ребёнка знаниями, которые он не должен растерять через 15 минут после сдачи экзамена. Конечно, изменилось время, изменились необходимые способы подачи материала. Но главная задача осталась все той же.

Ева Полякова

1006

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей