Другой город
Челябинск
Пятница 22 сентября, 2017 00:31 +8°
Новости в Челябинске
01.11.2016 12:10

Горизонты познания не имеют границ

Горизонты познания не имеют границ

Мы продолжаем публикацию материалов журнала "Востребованные профессии. Учитель", подготовленного в прошлом году нашей редакцией совместно с Челябинским педагогическим университетом. В этом журнале собраны материалы о лучших учителях Челябинской области разных лет. Сегодня представляем Ларису Коренюгину, учительницу географии из школы в Варне. Она выиграла конкурс «Учитель года» в 2015 году.

Рейтинг: 0

- Лариса Владимировна, напомните, как это было. Где проходил конкурс?

- Конкурс «Учитель года» проходил в 2015 году в период с 30 марта по 4 апреля в Магнитогорске на базе  школы  с углубленным изучением математики. В этой школе, только представьте, пять абсолютных победителей областного конкурса прошлых лет!  Например,  абсолютным победителем сбылала Анна Стельмахович, на всероссийском конкурсе ей присудили потом Малого Хрустального пеликана. В областном конкурсе 2015 года участвовали 34 педагога. Это учителя физики, русского языка и литературы, английского языка, информатики, математики, физической культуры, технологии, географии, биологии, музыки, истории и обществознания. Я - географ, из общего числа конкурсантов географов было всего трое.

- Сколько было этапов, что представляли на них Вы? Какой этап был самым трудным?

- Конкурс состоял из трёх туров. Первый продолжался три дня. Оценивалась эффективность  педагогического опыта. По итогам тура назвали 10 победителей. Далее нужно было представить жюри (председатель жюри - заместитель министра образования области Елена Коузова) следующие задания: «Интернет-ресурсы» (задание оценивалось заочно), «Мастер-класс», «Учебное занятие по предмету и его самоанализ», «Разговор с учащимися». Самым сложным для меня был «Разговор с учащимися». По условиям конкурса, участники имели право выбрать класс, а дети - тему. Темы были заранее известны. Мои девятиклассники выбрали тему «Успешный человек. Какой он?». Каждый из участников конкурса мог проявить высокий уровень профессиональной, коммуникативной, информационной компетентности. Но вот стать своим среди незнакомых детей – это очень непросто. Я переживала всю неделю потом по итогам нашей беседы. Но все сомнения исчезли, когда ко мне подошла мама девочки Кати (на той беседе Катя была самой непростой, со своей философией, девочка тонкая, умная, острая) и поблагодарила за урок. Как выяснилось, Катя дома вечером продолжала обсуждение темы, а наш разговор очень высоко оценила. Я порадовалась за себя, поблагодарила маму за проявленное внимание ко мне.

А самым весомым заданием тура был, конечно же, открытый урок. По условиям конкурса, учителя снова имели право выбрать класс. А вот тему урока объявили всего лишь за один день до его показа. Я работала с семиклассниками. Тема урока оказалась - «Климат Северной Америки». На моем уроке членами профессионального жюри были ректор ЧГПУ Владимир Садырин, руководитель регионального центра научно-методического сопровождения введения ФГОС общего и дошкольного образования Юлия Баранова, начальник управления образования Копейска Александр Тутатчиков.

    Было строгое условие конкурса - никто из участников не может знать свой рейтинг до конца конкурса и сразу после. Но по лицам, реакциям, эмоциям детей, профессионального жюри, а также по своему внутреннему состоянию я чувствовала, что урок прошёл хорошо. Было приятно в итоге получить специальный приз – книгу о педуниверситете из рук ректора Владимира Витальевича Садырина.

 Волнующим моментом были минуты ожидания решения жюри  по итогам первого тура. Елена Коузова приглашает 10 самых–самых, в их число попала и я, это было здорово! 10 финалистов перешли на второй тур, 24 учителя стали зрителями. Второй тур включал следующие задания: «Педагогическая мастерская» и «Представление педагогического опыта». Я представила программу внеурочной познавательной деятельности экологической направленности  «Эко-рост». В программу входили пояснительная записка, тематическое планирование учебного материала,  сведения о видах индивидуальной и коллективной деятельности, ориентированной на формирование универсальных учебных действий у школьников. Программа адресована учителям естественнонаучных и общественно-научных областей (биологии, географии), воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей с целью дополнения и восполнения недостающей экологической составляющей предметного содержания урочной деятельности и с целью  удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся. Материал этот размещен на нашем школьном сайте: http://74335s001.edusite.ru.  По итогам второго тура я оказалась снова в числе победителей. Далее -  заключительный тур. Теперь надо было оценить готовность участников к поиску и включению эффективных механизмов повышения профессионального и социального статуса педагога, активность профессиональной  и гражданской позиции.

Мое публичное выступление прозвучало по теме «Инклюзивное образование». Школа, где я работаю, стала одним из центров таких образовательных услуг в нашей области. Задание «Круглый стол» проходило с участием министра Александра Кузнецова. Фактически это была пресс-конференция. Мы могли задать вопросы министру и могли ответить на его вопросы.

- Интересно, решение участвовать в конкурсе было Ваше или инициатива коллег?

- И коллег, и моё. Я люблю жизнь, люблю учиться, люблю эксперименты.

- Какие основные педагогические приемы Вы используете в повседневной работе?

- Интересно осваивать приёмы  учебных ситуаций как приём развития универсальных учебных действий: «ситуация-иллюстрация», «ситуация-проблема», «ситуация-оценка», тренинг. Пока всему этому учусь. Стандарты второго поколения  требуют и учителей нового поколения. Это сложно, поэтому интересно. Для себя определила эти приёмы как эволюция всем нам известных классических приёмов в методике преподавания.   

- Скажите, каковы, на Ваш взгляд, черты современного учителя?

- Современный учитель – прежде всего квалифицированный специалист, творческая личность, не только обладающая глубокими знаниями своего предмета, но и информационными  данными других областей науки. Это человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию.

- Что Вам нравится в учительской профессии? Почему нравится работать в школе?

 - Образование в моем представлении ассоциируется с горизонтом. Осваивать это видимое  пространство можно бесконечно. При кажущемся приближении к линии горизонта она все время удаляется, увлекая за собой и тебя. Так же происходит и в образовании: горизонты познания не имеют границ.  Образовательное пространство в какой-то степени  провокационно. В нем  многое известно, но ещё больше предстоит открыть.

В школе мне нравится работать с детьми. С ними всегда интересно. Дети – это как взрослые из Будущего. Им ещё предстоит его строить.  А  каким оно будет…, во многом зависит от нас, взрослых из Настоящего.

- Кого Вы считаете своими учителями?

- Родителей, конечно. Которые научили меня любить и дарить любовь, быть настоящей, ценить жизнь. А еще - школьных учителей. Я выпускница сельской школы. Наши учителя знали и понимали нас как  своих детей. Конечно, могу назвать своими учителями коллег по работе. Одним из самых серьезных наставников считаю директора школы и географа по специальности Виктора Васильевича Завалищина. Большую помощь оказала мне завуч Светлана Анатольевна Макайкина. И сейчас обращаюсь к ней за советом, консультацией по какому-либо вопросу. Здесь, в школе, и за ее пределами, меня окружают прекрасные люди, замечательные педагоги, организаторы, методисты: Неля Рауфовна Латыпова, Татьяна Ивановна Карпова, Равиля Хакимжановна Ягуфарова, Галина Дмитриевна Ягуфарова, Татьяна Михайловна Волошина и многие другие. У каждого из них можно перенять что-то полезное и применить в своей работе.

Герман Галкин

О журнале "Востребованные профессии. Учитель"

859
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления