Фотография как искусство настоящего времени
-10°
Сообщить новость
21.11.2016 09:54

Фотография как искусство настоящего времени

Эти страницы могут быть фотографическим завещанием фотохудожника Владимира Белковского. Сегодня исполняется ровно 20, как его не стало с нами. Коллеги мастера вспоминают о нем до сих пор, как о человеке и художнике, чьи советы помогали развиваться в фотографии и даже побеждать своими работами на престижных в те годы фотофорумах страны и Европы. Он был художественным руководителем Челябинского городского фотоклуба.

Рейтинг:
Рубрика: Культура
Фотография как искусство настоящего времени

Случайно встретил в отцовском архиве эти несколько страниц. Тема в них была задана так: что отличает фотоискусство от других видов искусств?
Мне кажется и сейчас эти мысли и наблюдения отца интересными и актуальными. Первое о чем он говорит – документальность. Нельзя сейчас снять Пушкина. Нельзя показать с помощью фотокамеры, какие мы будем через неделю, через год. Поэтому и говорят: фотография – искусство настоящего времени. Но это не совсем так. От нажатия спусковой кнопки до готового отпечатка надо, по крайней мере, несколько минут, то есть несколько десятков секунд. За это время в наш атомный век может многое произойти. И то, что было только что настоящим, станет уже прошлым. Вот почему говорят: история пишется объективом.
— Любой снимок – документ истории, — говорил Владимир Белковский, — С другой стороны, далеко не каждый снимок - произведение искусства. Несколько сот или даже тысяч кадров надо порой сделать, чтобы получить фото, которое будет действительно содержать эстетическую информацию. Можно сделать миллион кадров – и не получить ни одного снимка, который мог бы стать произведением искусства.
Можно взять кисть и что-то рисовать. Случайно можно получить шедевр. Но вероятность этого гораздо меньше, чем возможность выиграть в спортлото. Почему?
Речь ведь идет о произведении искусства, а рождение это – будь то картина, скульптура, книга или фото – связано совсем не с кистью и красками, гусиным пером или авторучкой, типом фотокамеры или объектива. Рождение связано с личностью художника – с его взглядом на мир, с его чувствами, с его переживаниями и эмоциями не только в момент съемки, но и при дальнейшей работе над отпечатком. Что легко, не в муках рождается, как правило, и быстро умирает. Что недорого автору, вряд ли будет дорого и зрителю. И здесь не имеет решающего значения, кто изображена снимке – знаменитый человек или неизвестная личность. Можно сфотографировать свою жену, можно главу государства. Результат зависит прежде всего от того, с помощью чего создано фото – камерой и проявителем или сердцем и кровью.
После талантливого фотографа остается обычно несколько десятков снимков. На большее просто не хватает ударов сердца и крови. Фотоискусство сильно своей документальностью. Но документальность – не натурализм, а прежде всего правда. Причем, надо отразить не правду факта, а правду образа, правду идеалов, правду об одном человеке сделать правдивым рассказом о человечестве. Вот здесь человек с фотокамерой должен видеть гораздо дальше, чем фотоаппарат. Видеть шире и глубже, чем это может сделать объектив его камеры. Надо суметь в буднях увидеть то, что другие не увидели. И есть еще одно требование.
Фотохудожник должен нести зрителю положительный заряд эмоций, чтобы он ни изображал. Молодость или старость, радость или печаль. Фотография может быть черно-белой или совсем черной. Но нести человеку она должна радость и счастье, надежду и любовь, призыв к борьбе, а не к апатии и бессилию. Так говорил Владимир Белковский. Эти записки отпечатаны на пишущей машинке, еще до входа в наш быт компьютеров. Публикуются, скорее всего, впервые.

Сергей Белковский

Теги:
890

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей