Рукопожатие «патриарха» немого и звукового кино
-18°
Сообщить новость
21.01.2017 17:09

Рукопожатие «патриарха» немого и звукового кино

Изломы судьбы «уходящей натуры» Леонида Оболенского: на всех жизненных поворотах судьба сталкивала его с цветом отечественной интеллигенции. Леонид Леонидович родился 21 января 1902 года, 115 лет назад

Рейтинг:
Рубрика: Культура
Рукопожатие «патриарха»  немого и звукового кино

Московский киновед и лауреат уральской премии «Светлое прошлое» Вячеслав Шмыров заметил, вспоминая в Челябинске Оболенского: "Когда-то модной была теория рукопожатий. То есть все мы можем быть знакомы с кем-то из великих через определенное число рукопожатий. Я был среди тех людей, кто мог общаться с патриархом советского кино Леонидом Оболенским. Встречались и общались мы в течение 10 лет. Через него я через одно рукопожатие был знаком с Маяковским, Мейерхольдом, Эйзенштейном, Мэрлин Дитрих. А через еще одно рукопожатие – через деда Оболенского – с Львом Толстым и Федором Достоевским.

Леонид Леонидович Оболенский родился 21 января 1902 года, 115 лет назад. Его не стало 19 ноября 1991-го года. В архиве моего отца есть пленка с его похорон в Миассе. Не помню, чтобы он что-то с нее печатал. Она просто есть. Оживают кадры с других пленок, где запечатлены живые встречи с патриархом советского кино. Он родился в начале века и ушел из жизни в конце советской эпохи.

Есть люди, которые не забываются. Есть лица, которые остаются в памяти надолго. Поэтому если смотрели фильмы «Чисто английское убийство», «Забытые вещи», «Вид на жительство», многосерийный «Подросток», то без труда вспомните этого старейшего актера. Хотя и роли его там эпизодические, но способны стать «изюминкой» картины: как афоризмы — яркие и емкие. Их автор — Леонид Оболенский.

Как-то спросил, есть ли у него, как актера кино, какие-то заповеди?

— Пожалуй, что есть, — ответил он. — Заповедь моего учителя Гардина. Однажды он сказал: "Ты молод, красив, но вид у тебя не для главных героев. Однако к старости ты будешь успешно играть эпизоды. Только запомни: играть их нужно не из картины, а из своей жизни, Поэтому не читай сценариев." Так я и делал. Как-то даже сыграл себя — Леонида Леонидовича, старого кинорежиссера. Если помните, это в фильме «Чужая», снятом по одноименному рассказу Юрия Нагибина.

И все же одну большую роль он сыграл — и вновь самого себя. Только уже в документальном фильме, который так и называется «Ваш «уходящий объект» Леонид Оболенский». Авторы сценария Евгения Тирдатова и Петр Черняев, режиссер Юрий Захаров. А еще есть полнометражный документальный фильм «Таинство брака» Сергея Мирошниченко. Смотреть и слушать эти фильмы — удовольствие. На экране — обаятельный и мудрый человек. Был такой телецикл «Рассказывает Ираклий Андронников». Можно было бы сделать подобный и с Леонидом Леонидовичем…

Из энциклопедического кинословаря: сов. актер, режиссер, звукооператор. Учился в Первой госкиношколе (1919) в мастерской Л.В.Кулешова. Снимался в первых его ф. («На красном фронте», 1920, «Необычные приключения мистера Беста в стране большевиков». 1924). Это про Оболенского.

…В начале 30-х в Берлине, куда он был послан перенять опыт звукового кино и раздобыть аппаратуру, Оболенский танцевал с Марлен Дитрих, а 20 лет спустя, в ссылке в Минусинске, расписывал туалет «под мрамор» начальнику шахты Черногорки; в конце 30-х во ВГИКе учил Михаила Швейцера основам профессии режиссера, а через несколько лет в лагере для военнопленных около Мюнхена строил планы побега; в середине 40-х в монастыре близ молдавского города Бендеры был пострижен в монахи и нес службу. А чуть позже, в Воркуте, в сталинском лагере, бил кайлом лед… И не случайно, наверное, на всех жизненных поворотах судьба сталкивала Оболенского с цветом отечественной интеллигенции, людьми такими же необыкновенными, как он сам, испытывавшими те же страдания, бедствия и лишения, что и он.

В сборнике воспоминаний об Эйзенштейне можно прочитать, что он подарил 0боленскому альбом рисунков Домье, на котором написал: «Другу, соблазнившему меня в кино».

— Сохранился этот альбом? — спросил у Леонида Леонидовича.

— Только в памяти. Домье для нас в ту пору был любимым художником. По его произведениям мы учились пластике, он строил фигуру в момент слома, перехода из одного состояния в другое. Это свойство ценю и в фотографии.

Его дед был редактором-издателем «Русского богатства», где печатался Лев Толстой. Отец — дипломат, директор Эрмитажа. Оболенский последние годы жизни провел в уральском городе Миассе, в однокомнатной квартире… То и дело появлялись здесь столичные журналисты — в гости к патриарху кинематографа. Хоть и далеко добираться, да понимали, что таких людей единицы.

Узнав, что собираюсь сделать публикацию к 115-летия Оболенского, один уважаемый мной коллега посоветовал: от истории, произошедшей с Оболенским в годы войны, тоже не уйти. Оболенский - яркая и легендарная личность. Это часть его биографии, не стоит ее замазывать. Ну что ж, давайте скажем и об этом. В июле 1945 года Оболенский был арестован НКВД Молдавии, осужден по статье об измене Родине, приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях. Помню, как в молодежной газете «Комсомолец» в середине 80-х хотел напечатать интервью с Оболенским, фрагменты из которого вошли в эту публикацию. Но в редакции появился человек из «органов» и сказал: "Не надо".

Уже тогда поговаривали, что осужден Оболенский был за то, что служил у «власовцев». Но какие были тому доказательства, мы не знали. Говорили, что сам он в таком сотрудничестве на следствии признался. О том, каким образом многие в те годы становились изменниками и шпионами, как сами в этом признавались, с начала 90-х стало известно широкой общественности.

Готовя этот материал, я связался с «Киноцентром имени Леонида Оболенского». Мне ответили, что не хочется снова говорить на эту тему. Посоветовали взять «Книгу о Леониде Оболенском», где подробно разбирается этот аспект его биографии, где приводятся копии документов следственного дела Оболенского. Где есть ответ и на вопрос, который задавался не раз: почему Оболенский был реабилитирован Верховным судом Молдавии. Почему там, а не в России?

Цитирую из «Книги о Леониде Оболенском»: Генеральная прокуратура России подтвердила: в соответствии с законом «О реабилитации жертв политических репрессий», что документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах, бывших республиках СССР, или бывшими государственными органами СССР, имеют силу на территории Российской Федерации. То есть где репрессировали, там и реабилитируют. Наверняка такая реабилитация была у многих россиян, кто осужден был на территории бывшего СССР. И тогда – что? У них реабилитация правильная, а вот у Оболенского…

Стоит отметить, что книга эта была издана на грант Президента России для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кому интересно, может взять эту книгу и прочитать историю о следственном деле Оболенского подробнее.

В канун 115-летия нашего земляка и патриарха российского кино стоит вспомнить, что его называли «уходящей натурой» и «свидетелем и участником эволюции русской культуры». Думаю, этим он был интересен тем, кто с ним встречался и общался. Этим он будет интересен и впредь.

Приведу еще одну цитату из упоминавшейся книги: «Леонид Леонидович Оболенский – пионер советского кинематографа, приведший в мир кино великого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, режиссер, актер, звукооператор, фотограф, педагог, теоретик искусства, он до последних дней оставался учителем для многих из нас. Я имею счастье гордиться тем, что снимался с ним в фильме «Перекличка» Даниила Храбровицкого и навсегда запомнил наши короткие и такие важные для меня встречи». Этими словами Никиты Михалкова начинается эта книга.

В феврале в Челябинске состоится пятый по счету кинофестиваль «Арт-хаус», во время которого в концертном зале «Родина» покажут сохранившиеся фрагменты немых фильмов, в которых снимался в 20-е годы прошлого века Леонид Оболенский. Состоится, кстати, уникальный эксперимент: демонстрироватьсяэти кадры будут под аккомпанемент тапера, как было когда-то, на заре кинематографа. В роли «тапера» выступит органист. Такие киноопыты уже проводились пару лет назад в Тбилиси, где органист-тапер сопровождал показ «Броненосца «Потемкина».

Сергей Белковский

Фотографии Владимира Белковского и автора

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?