+20°
Сообщить новость

Доступная среда: пандусами проблема не исчерпывается

25.01.2017 23:01

Про доступную среду сейчас говорят часто. Редакция Lentachel.ru провела собственное исследование, чтобы узнать, каково состояние пандусов у крупных торговых центров Челябинска – «Магнит», «Ашан», «Пятёрочка» и т.д. Отсутствие пандусов и их состояние затрагивает, прежде всего, маломобильные группы населения: инвалидов, молодых мам с колясками. Крупные торговые компании имеют значительные обороты за счёт большого числа покупателей. По логике они должны нести часть социальной нагрузки на себе, по крайней мере, на своих торговых точках.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Общество
Обледенелый пандус возле магазина на улице Молодогвардейцев Обледенелый пандус возле магазина на улице Молодогвардейцев

Большинство крупных торговых точек оборудованы необходимыми санузлами для инвалидов и пандусами – что касается последних, это характерно для всех районов города, даже таких отдалённых, как Металлургический или Ленинский район. Их содержание – вопрос отдельный. Как утверждает руководитель регионального отделения «Союза добровольцев России», члена координационного совета при администрации Челябинска по доступной среде Владимир Корнев, иногда пандусы не чистят от снега, наледи, и забраться по ним для маломобильных групп населения не представляется возможным (соответственно, само существование пандуса в таком случае становится бессмысленным).

Например, пандус магазина «Пятерочка» (адрес – ул. Молодогвардейцев, 32), плюс дверь, которую невозможно открыть ни человеку на коляске, ни пожилому человеку, ни маме с коляской.

«Торговые сети стараются сделать магазины доступными для маломобильных групп населения. Но, к сожалению, не все магазины ответственно подходят к государственной программе. При проверке, которую провели активисты «Союза добровольцев России» в декабре, мы столкнулись с тем, что пандусы часто не очищают зимой, как это положено по своду правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Могу также отметить, что в некоторых магазинах «Дикси» лежат просто две рельсы на ступенях – это очень травмоопасно, кроме того, инвалид-колясочник технически заехать не сможет», - объясняет Корнев.

Вторит ему и сопредседатель ОНФ, эксперт в области доступной среды Евгений Коробейников, утверждающий, что вышеназванные торговые сети действительно стремятся быть доступными, а отсутствие пандуса (или, где это архитектурно невозможно, электрического подъёмника) –исключение. Но инвалиды–колясочники – не единственная категория населения, нуждающаяся в определенных условиях при походе за покупками. Есть слабовидящие и слабослышащие люди – для них необходимо наличие информационных табло, специальных знаков со шрифтом Брайля, проще говоря, тактильных указателей, а также контрастное выделение стеклянных дверей и витрин, мнемосхемы, кнопки вызова со специально обученным персоналом. В «Горках» и «Ашане» есть специальные кассы, где работают слабослышащие кассиры, но это всего лишь единичные случаи. В остальном в Челябинске нет оборудованных для подобных категорий населения торговых точек.

«Да и архитектурная доступность для инвалидов-колясочников не должна ограничиваться пандусом, - замечает Коробейников.- Необходимы широкие проемы внутри магазина, специальные продуктовые коляски, которые можно катить перед собой. Такие коляски не сложно приобрести большой торговой сети. А пока я вынужден брать корзинку и ставить ее себе на колени, или обычные целлофановые пакеты – но тогда я не могу приобрести много продуктов, приходится делать несколько ходок, а это очень утомляет».

Отсутствие всего вышеперечисленного, по словам Коробейникова, происходит не из за нежелания владельцев торговых точек что то делать, а из за недостаточной информированности о нуждах инвалидов.

С прошлого года доступными должными быть не только здания, но и услуги, в том числе и торговые. То есть контрастное выделение стеклянных дверей и наличие информационных знаков, тактильных элементов и указателей – обязательная мера, а вот все остальное носит рекомендательный характер. Рекомендовано и наличие специально обученных охранников и администраторов магазина, которые, увидев человека, нуждающегося в помощи, не останутся равнодушными и окажут ему все необходимые услуги.

Такая ситуационная помощь, по уверению эксперта, возможна везде, однако на всякий случай усилиями экспертного центра по доступной среде в феврале будет открыт специальный «класс» подготовки подобных специалистов.

На данный момент наблюдается большая необходимость в информационных встречах, где руководителям торговых сетей объяснялось бы, как сделать торговый комплекс на самом деле доступным для всех категорий граждан. Потому что если где-то и есть сейчас выделение ступеней, то оно сделано неверно. А еще известны случаи, когда слабовидящие или даже люди с остаточным зрением в прямом смысле «выходили» через стеклянные витрины, не поняв, что это стекло.

Ева Полякова

Фото автора

Фотогалерея

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?