Другой город
Челябинск

Топ новостей

Пятница 26 мая, 2017 08:29 +7°
Новости в Челябинске

Новости дня

11.03.2017 12:14
Чем живет высшее образование в России: не благодаря, а вопреки

Чем живет высшее образование в России: не благодаря, а вопреки

Высшая Школа экономики представила доклад о доступности высшего образования в России. Доклад опубликован в журнале «Современная аналитика образования» (№8). Мы поговорили с руководителями в системе образования Челябинска, которые согласились прокомментировать исследование специально для Lentachel.ru.

Рейтинг: 2 5.0/5.0

В выпуске представлен анализ многообразия региональных систем высшего образования по трем категориям: обеспеченность местами, финансовая и территориальная доступность. В ходе исследования регионы были проанализированы в разрезе каждой категории, что по замыслу должно было составить комплексную оценку уровня доступности высшего образования в России. Выпуск подготовлен по материалам VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами». Конференция состоялась в конце прошлого года и была организована Московским государственным психолого-педагогическим университетом и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Что можно сказать об этом документе, претендующим на фундаментальность? Начнём с вопроса, который, с формальной стороны, достаточно неплохо был исследован Институтом образования НИУ ВШЭ. Судя по общей картине, в России сегодня формируются благоприятные тенденции в сфере высшего образования: и в смысле финансовой, территориальной доступности, и в смысле наличия мест. Например, приводятся такие показатели как «Общее количество мест в вузе», «Численность населения от 17 до 25 лет» и «Охват» в процентном отношении. Исследуя эти параметры, может сложиться впечатление о том, что российская образовательная система стремится к максимальному показателю «Охват».

Усредненный показатель «Охват» составляет 32,9% – это практически треть работоспособного населения в возрасте от 25 лет и выше. Однако говоря о количестве мест в вузах на душу населения, исследователи упускают соотношение технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей, а это серьёзный показатель «доступности» отечественного образования. Не учтена и пропорция стоимости обучения на различных факультетах. И многое другое. А посему исследование НИУ ВШЭ носит сугубо формальный характер.

В качестве комментатора мы привлекли Александра Савченкова, директора Челябинского института психоанализа. «Проработав много лет в сфере высшего образования, а затем возглавляя институт дополнительного образования, с уверенностью могу сказать, что показатель доступности изрядно хромает. Так, например, количество бюджетных мест сегодня неимоверно мало. Особенно это отмечается на технических специальностях. Сегодня перед государством стоит очень ответственный социальный заказ – специалисты технических профессий, - поделился Савченков в беседе с корреспондентом Lentachel.ru. - И что мы здесь наблюдаем? А то, что порой талантливые, склонные к освоению технических дисциплин дети не могут попасть на бюджетные места в силу их ограниченного количества, а оплатить стоимость коммерческого обучения (от 90 000 руб. в год) они не в силах. Ну откуда у родителей инженеров такие деньги на обучение ребёнка? И это не считая косвенных расходов (проживание, питание, учебная литература и пр.)».

Что можно добавить? Во-первых, великое множество гуманитарных факультетов и фактически неограниченный набор на них приводят и к обнищанию образовательного процесса, и к некачественному получению студентами компетенций в силу того, что учебный процесс формализуется, а его качеству не уделяется должного внимания. Во-вторых, такие специальности, как менеджмент, юриспруденция, экономика, психология и прочие выпускают в год больше человек, чем технические и естественнонаучные факультеты. Сегодня для вуза студенты экономического и юридического циклов дисциплин рассматриваются как источник извлечения прибыли. В связи с чем практически нет заинтересованности в отчислении нерадивых студентов. Как следствие -  формализация и низкое качество учебного процесса. Говоря предельно упрощенно – вузы живут за счёт студентов этих специальностей плюс за счёт государственных дотаций. Но это отдельная тема.

Что могло бы решить проблемы высшего образования в России? Альтернатива государственным вузам – частные. В Челябинске таким примером может служить Русско-Британский институт управления (РБИУ). Налицо грамотный подход в организации процесса обучения. Очень весомым плюсом является международное сотрудничество с интеграцией иностранного образовательного стандарта в отечественный. В результате чего студенты получают знания и формируют компетенции, соответствующие международным стандартам, а выпускники получают диплом, позволяющий работать в Европе. Такая же ситуация в Восточно-европейском институте психоанализа (ВЕИП). Высокий международный статус педагогов и договор с Университетом Зигмунда Фрейда в Австрии позволяют студентам не задумываться о том, каким образом они устроят своё будущее.

Виктор Усов, директор Челябинского филиала Университета Российского инновационного образования, считает так: «В связи с тем, что государственным вузам идут дотации из бюджета, с них проще получить «откатные», а от частных вузов это сделать намного сложнее. Явно наметилось изменение формы собственности большинства учебных заведений. Вузы будут приватизированы и станут частными, но на современном этапе те, кто собирается их приватизировать, пытаются укрепить вузы за государственный счет и избавиться от конкурентов (негосударственных вызов), - поясняет он. - Не надо создавать и разрушать вузы. Надо создать нормальные, честные конкурентные  условия. Слабые вузы сами уйдут с рынка».

Как считает Виктор Алексеевич, государство должно обеспечивать подготовку кадров для оборонки, государственной службы и социальных сфер (подготовку учителей, врачей, социальных работников и т.п.), помогать в подготовке специалистов высокого (мирового) уровня и выделять гранты на прорывные направления тем, кто в состоянии сделать совершить прорыв.

«Подготовкой экономистов, менеджеров, бухгалтеров и т.п. государство может заниматься только для подготовки элиты для науки и специалистов высшего уровня, а с подготовкой рядовых специалистов негосударственные вузы прекрасно справятся без всякой государственной поддержки. Естественно, что при контроле качества образования со стороны государства. Но, именно контроля качества образования, а не контроля за наличием никому ненужной документации», - отмечает директор Челябинского филиала РИО.

Александр Савченков разделяет такую точку зрения: «Государство ставит нам палки в колеса. Вместо того чтобы давать качественное высшее образование, мы вынуждены довольствоваться организацией дополнительного образования. Проблема в том, что условия лицензирования высшего образования непомерны для «малого бизнеса». Главным камнем преткновения является «Совет ректоров», без чьего согласия не видать нам лицензии. Естественно, поскольку мы создаем конкурентную среду, то государственные вузы, в которых качество образования достаточно низкое (не считая технические специальности), не допустят на рынок новых игроков. Примером тому служит затянувшаяся история с ВЕИП. Рособрнадзор безосновательно лишил частный вуз аккредитации. Решением суда действия чиновников признаны незаконными. Однако, «воз и ныне там», аккредитация не восстановлена», - заявляет он.

Такое ощущение, что министерство образования живёт в своём измерении, придумывая профессиональные стандарты с набором компетенций, на деле, далёких от реальной экономики и науки. Российская система образования, какая бы она ни была, будет функционировать как система, благодаря своему символическому капиталу. Ведь только человек с дипломом считается человеком с образованием. Хотя, зачастую, нужные компетенции он приобретает в процессе трудовой деятельности и посещая частные образовательные организации дополнительного образования. А посему, современный образовательный процесс – это такая игра в получение образования. Всех участников устраивают правила игры, все согласны.

Сегодня вся эта система существует не благодаря, а вопреки. В каждом вузе остались ещё люди, радеющие за своё дело, настоящие педагоги и учёные. Но их с каждым годом становится всё меньше. Достаточно посмотреть на историю с иммиграцией преподавательского состава из ЧелГУ в ЮУрГУ в другие вузы страны. Основная масса учёных физиков и математиков покинули некогда единственный классический университет в поисках «лучшей жизни».

Ева Полякова

Евгений Кутепов

1090

Фотогалерея