Другой город
Челябинск
Пятница 22 сентября, 2017 20:06 +10°
Новости в Челябинске
20.03.2017 18:32

200 философских задач Эрнеста Кузнецова

200 философских задач Эрнеста Кузнецова Эрнест Иванович Кузнецов, учитель истории лицея № 31

Это имя – живая легенда в 31-м лицее. Человек, бесконечное уважение по отношению к которому испытывают и его коллеги, и ученики. Эрнест Иванович в военной форме с неизменным флотским кортиком на боку в День Победы – этот образ сохранился в памяти тысяч людей, учившихся или учивших в этих стенах. Когда-то он и не думал, что станет учителем истории. Впрочем, вот что он рассказал сам, когда готовилась книга о знаменитом физико-математическом лицее № 31, где Эрнест Кузнецов работал очень много лет.

Рейтинг: 1 5.0/5.0

- Я прослужил 16 лет на флоте. В 1958 году демобилизовался. Гражданской специальности на тот момент не было. Пошел в облвоенкомат, поработал там три месяца, должность сократили. Поступил на заочное отделение в пединститут по специальности «История». У меня уже было высшее образование военно-морского училища имени Фрунзе, поэтому поступил сразу на третий курс. В 1962 году окончил институт с красным дипломом. В это время появились вакансии преподавателя НВП и историка в 30-й школе. Я стал одновременно и тем, и другим. 

На самом деле я больше любил географию, но географии не было на заочном отделении института. Но мой отец был историком, работал директором школы № 8. Кроме того, нам отлично преподавали историю в военно-морском училище (правда, с уклоном в морскую историю). В общем, сложились определенным образом обстоятельства. Но насилия над собой при выборе гражданской профессии я не совершал. 

     Получив образование историка, пошел работать в 30-ю школу. Она была закреплена за местным микрорайоном, а 31-я изначально была специализированной. Как только она открылась, из 30-й в новую школу перевели сразу все девятые классы – чтобы обеспечить наполняемость. И я пошел вместе с ними. В 1966 году состоялся первый выпуск. Я уже был «чистым» историком, отказавшись от преподавания НВП, которую по большому счету учебной специальностью назвать было трудно. Преподавал поначалу историю древнего мира, потом дошел до новейшей истории. Выпускал тогда, в 1966-м, свой первый в новой школе класс – 10 «Б». Эти ребята запомнились тем, что у них был подлинный культ знаний. И не только в отношении истории. Они готовы были учить «от» и «до» все предметы. Такой культ продолжался еще примерно лет пять. 

Из тех, кого учил я за все годы, вспоминаю сразу Игоря Шереметьева, Юру Нестеренко, братьев Гильманов. А еще были Бобров (стал профессором МГУ), Балыбердин (контр-адмиралом), Ольга Демкина, Сергей Рябченков. Многие пошли работать потом в ЧПИ (нынешний ЮУрГУ). Есть среди наших выпускников доктора философских наук. Практически все выпускники 31-й школы потом поступали в вузы и самое главное – в подавляющем большинстве состоялись как личности, нашли свое место в жизни. Я горжусь этим. 

     Отличительные черты выпускников 90-х годов естественны для периода перемен. Это более прагматичные люди, которые шли в 31-ю школу сразу с прицелом на будущую профессию. И в этом нет ничего плохого. Из выпускников 31-го лицея получились отличные программисты, физики, другие специалисты.

     Я не поклонник популистских разоблачений, которых было много в конце 80 – начале 90-х годов. Я историк-консерватор. В том же Эдварде Радзинском вижу скорее писателя, а не историка. Сам всегда доверял больше собственным глазам и мнению авторитетных для меня людей. Убежден: до тех пор, пока госархивы не будут раскрыты, объективную картину отечественной истории мы не узнаем. Если же говорить не о прошлом, а о будущем, то остается лишь повторить известную истину: человечество, чтобы жить и развиваться, должно увеличивать производство материальных благ. Если в России нет прироста населения, значит, страна не развивается. 

     Очевидно, что историю творят именно личности. Народ безмолвствует и не способен на радикальные общественные перемены. России очень нужна сильная, яркая личность – самостоятельная, способная противостоять давлению извне. У такой личности слово не должно расходиться с делом. И видение перспектив должно быть историческим и философским. 

            Главное, что меня всегда волновало как преподавателя,– чтобы ученик не вызубрил тему, а понял ее, постиг суть происшедшего много лет назад. Нужно, чтобы человек понимал, о чем он говорит.

Идея философского кружка родилась прямо на уроке. Мой ученик Володя Коркин по сути подсказал идею. У нас был урок обществоведения. Одна из составляющих дисциплины – основы философии. Коркин вдруг задает мне вопрос: «Возьмем двоих людей – А и Б. Сознание человека А существует независимо от человека Б. Значит, оно материально». Я ответил Володе как учитель: «Вы сформулировали философскую задачу. И тем не менее допустили в одном из трех звеньев философской цепочки ошибку. Где эта ошибка? Давайте после уроков останемся и обсудим. Можно создать специальный философский кружок». Так все и началось. За прошедшие годы наш кружок сформулировал более 200 философских задач. Многие из них достойны того, чтобы быть упомянутыми. Например, одна из задач вполне могла привести меня к потере работы, если бы об этом узнали соответствующие руководители. Как известно, одним из основных тезисов марксизма было утверждение: «Все народы придут к коммунизму». В то же время философия говорит: «Абсолютная истина недостижима». Значит, указанный тезис марксизма – фикция. 

По материалам книги «31-й – это имя»

903
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления