Бюджетный дефицит Челябинской области снизился до 166 миллионов рублей

Вчера в Законодательном собрании Челябинской области состоялись публичные слушания по закону об исполнении бюджета 2016 года. Спикерами по итогам слушания закона об областном бюджете выступили министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын и член Совета Федерации от Челябинской области Олег Цепкин.
Бюджетный дефицит Челябинской области снизился до 166 миллионов рублей

Напомним, публичные слушания в соответствии с федеральным законодательством являются обязательной процедурой, предшествующей принятию законопроекта. Участниками слушаний выступили жители области, подавшие заявки на участие, представители общественных советов при отраслевых министерствах области, Общественной палаты области, профсоюзов, Совета ветеранов, молодежной палаты, представители малого и среднего бизнеса, СМИ и госструктур.

Только цифры

В прошлом году общий объем доходов, поступивших в областной бюджет составил 132,6 млрд рублей или 100,9% к плану, с ростом к 2015 году на 5,3%. Общая сумма расходов бюджета – 132,8 млрд рублей или 98,2% к плану с ростом к 2015 году на 5,1%.

Расходы на меры соцподдержки составили более 96 млрд рублей, что на 10,2%больше, чем в 2015 году: расходы на образование – 33,4 млрд рублей, здравоохранение – 27,7 млрд рублей, социальную политику – 26,4 млрд рублей, культуру – 1,0 млрд рублей, расходы на поддержку сельского хозяйства составили 4,7 млрд рублей.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета составили 108,2 млрд рублей, или 101,6% к плану (81,6% в общем объеме доходов, рост к 2015 году на 9,2%). Безвозмездные поступления в областной бюджет составили 24,4 млрд рублей, или 97,9% к плану. Из них бОльшая часть – 15,6 млрд рублей – это целевые средства, направленные на социальные выплаты населению, поддержку сельского хозяйства, дорожную деятельность, и проведение мероприятий в сфере здравоохранения и образования. Нецелевая поддержка из федерального бюджета в виде дотаций составила 8,8 млрд рублей.

Дефицит областного бюджета по итогам исполнения за прошлый год по сравнению с запланированными 8,7 млрд рублей составил всего 165,6 млн рублей. И даже он покрыт за счет собственных остатков, без привлечения банковских кредитов. По итогам года значительно снизился размер областного госдолга. По сравнению с началом прошлого года долговые обязательства региона сократились на 15% – с 33,4 млрд рублей до 28,5 млрд рублей.

Кстати, на уровне региона и в каждом муниципалитете специальные комиссии постоянно работают с задолженностью по платежам в бюджет. Результат их деятельности в 2016 году – свыше 2 млрд рублей, дополнительно поступивших в консолидированный бюджет области. Почти 95% собственных доходов областного бюджета обеспечены пятью доходными источниками: налоги на прибыль и имущество организаций, на доходы физических лиц, налог по упрощенной системе налогообложения и акцизы.

По сравнению с 2015 годом налог на прибыль организаций вырос на 13,4%. По статистическим данным, объем прибыли организаций по всем хозяйственным видам экономической деятельности за прошлый год по сравнению с 2015 годом увеличился на 63,5%, в металлургии – и вовсе в два раза. Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 8%, что обусловлено ростом фонда заработной платы.Высокий прирост продемонстрировали акцизы, поступления которых выросли на 40% в связи с дополнительной индексацией акцизных ставок на нефтепродукты.

С федерального уровня в прошлом году в Челябинскую область поступило 24,4 млрд рублей.

Спикер ЗСО Владимир Мякуш рассказал:

- В нашей области стало традицией публичное и широкое обсуждение итогов бюджетного года. Прошлый год был непростым в экономической сфере как для всей страны, так и для Челябинской области. В создавшихся условиях руководством региона были приняты все меры по финансированию социально-важных направлений. Удалось сохранить социальную направленность бюджета. Он был не просто социально ориентированным, а социально ответственным.

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын добавил:

- Бюджет 2016 года формировался в напряженных для страны и региона условиях. На тот момент из-за ограниченности доходов, экономических рисков и роста расходной нагрузки он был утвержден с максимальным дефицитом. Поэтому один из главных финансовых результатов прошлого года, по нашему мнению, – это сведение бюджетного дефицита к минимуму. Бюджетная политика Челябинской области в 2016 году была направлена на обеспечение сбалансированности и сохранение финансовой устойчивости региона. Как отметил при подведении итогов года губернатор, эта задача была выполнена.

Тем не менее, бюджет всё же остаётся дефицитным. Директор бизнес-школы ЧелГУ, старший преподаватель кафедры экономической теории и регионального развития Виталий Ашмарин считает, что ситуация остаётся таковой, потому что доходы регионального бюджета не позволяют полностью достичь целей, указанных в майских указах президента, в первую очередь Указа от 07.05.2012 г. №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политике":

- обеспечить увеличение к 2018 г. размера реальной зарплаты в 1,4-1,5 раза;
- повышение к 2018 г. средней зарплаты врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- доведение к 2018 г. средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней зарплаты в соответствующем регионе.

"Несмотря на рост доходов областного бюджета в 2016 году, денег на выполнение этого Указа катастрофически не хватает даже в условиях жёсткой экономии по всем остальным статьям бюджета, - поделился своим мнением в беседе с корреспондентом Лентачел.ру Виталий Ашмарин. - Правительство области действительно прилагает большие усилия для развития предпринимательства в регионе через создаваемые институты развития. Но большинство этих институтов ограничено в средствах. Эта помощь доходит до небольшого количества малых и средних предприятий (речь идёт о десятках предприятий). А должна доходить до тысяч эффективных малых и средних предприятий", - подчеркивает эксперт.

Кроме того, согласно данным Росстата, в Челябинской области промышленное производство сократилось в 2015 году на 2%, в 2016 - почти на 4%. Розничный товарооборот сократился за 2014-2016 годы более чем на 10%. Реальные располагаемые доходы граждан сократились в 2015 более чем на 5%, в 2016 - более чем на 10%. У Федерального правительства нет цели обеспечить развитие экономики, но есть цель довести уровень инфляции в 2017 году до 4%.

"Идеально эта цель достигается при отсутствии темпов роста экономики и реальных доходов населения. Указы президента для Правительства РФ имеют малое значение. Достижение установленных самим правительством и Центробанком контрольных цифр по инфляции - превалирующее. В условиях такой экономической политики Федерального правительства органы власти на местах бессильны самостоятельно обеспечить экономическое и социальное развитие в должной мере", - разводит руками Виталий Валентинович.

Таким образом, безусловно, областной бюджет должен быть социальноориентированным - обеспечивающим в первую очередь развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения - тех сфер, за которые, в первую очередь, отвечает региональная власть. Но социального развития не будет без экономического развития. А за это, по мнению Ашмарина, несёт приоритетную ответственность именно федеральная власть.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?