Из любой темы можно сделать красивый урок
+4°
Сообщить новость

Из любой темы можно сделать красивый урок

29.05.2017 18:10

Учитель физики школы № 32 c углубленным изучением английского языка (Озерск) Евгения Жинкина выиграла конкурс «Учитель года» в 2015 году. Мы говорили с победительницей о том, что с чего всё началось. А также о том, может ли ученик превзойти учителя.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Образование
Евгения Жинкина, учитель 2015 года Евгения Жинкина, учитель 2015 года

- Евгения, какой была цель участия в конкурсе? Непременно победа?

– Я хотела познакомиться с новыми идеями. Но получила гораздо более ценный опыт, чем ожидала. Было удивительно, что те педагоги, кто не вошел в лидирующую десятку, стали меня поддерживать, участвовали в моем мастер-классе, педмастерской.

– Урок физики непросто сделать зрелищным. Какая тема Вам досталась?

– Действительно, тема была у меня не самая зрелищная: введение новой физической величины, теоретизированный материал, достаточно много надо усвоить. Пришлось поломать голову, чтобы продемонстрировать работу учащихся. В своих классах я никогда эксперимент на этой теме не применяла. Но здесь попробовала, и всё получилось. Даже из такой теоретизированной темы, как оказалось, можно сделать красивый урок.

– Вы работали на том уроке с учениками магнитогорской школы № 5. Как они вам?

– Эти дети просто поразили меня своей логикой. Они не отвечали на вопрос односложно «да» или «нет». Всегда: «Да, потому что», «Нет, потому что». Навык явно отрабатывался у них с раннего детства. А у нас же вся наука построена на логике.

- Какой момент в ходе конкурса был самым тяжелым?

- Первый день дался тяжелее всего. Ребят привели за 5-7 минут до начала. Я заговорила с ними, чтобы понять их. Они вдесятером переключились на меня. Остальной мир перестал существовать. Мы начали разговаривать, жизненные темы плавно перетекли в беседу.

– И какую тему выбрали ребята?

– Тему «Страна, в которой я хотел бы жить и быть гражданином». Между прочим, готовясь к конкурсу, я отрабатывала беседу на своих учениках. Не поверите, но мы выбрали ровно ту же тему! Сначала ребята мне аргументированно доказали, что Россия неправа, присоединив Крым. При этом сослались на четыре закона, включая Конституцию Украины. Потом они развернули ситуацию и доказали, что права Россия. И тоже очень аргументированно.

– Озерск – закрытый город. Ядерная специфика градообразующего предприятия «Маяк» сказывается на заинтересованности школьников физикой?

– Я бы не сказала. Есть ученики, которые приходят безо всякого понимания, что такое атомная энергия. Но в городе есть информационный центр атомной отрасли, куда мы обязательно ходим на экскурсии. Ребята знакомятся с историей и современным развитием атомной энергетики. Когда они одевают на себя костюмы, в которых работают специалисты, вплоть до защиты самого высокого уровня, то понимают, что ни дышать, ни двигаться в этом фактически невозможно. Однако же люди работают!

В 2013 году для меня и моего ученика потрясающим опытом стала научная школа для учителей физики, организованная объединенным институтом ядерных исследований из Дубны. Нам показали циклотронные ускорители, датчики, детекторы. Мы получили возможность пообщаться с людьми, которые непосредственно работают на этих циклотронах. Свою научную работу представил и мой ученик, с которым мы вместе ездили. Его очень впечатлила поездка. Кстати, тот ученик в этом году закончил школу, получил 100 баллов по физике на ЕГЭ и поступил в МГТУ им. Баумана на бюджет.

– Говорят, содержание физики в учебниках не отражает развитие науки сегодня…

– Не соглашусь. Чтоб понимать процессы, которые происходят сейчас, нужно иметь хорошую теоретическую подготовку хотя бы на базовом уровне. В 7-9-м классах мы проходим классические теории, все, что подтверждено экспериментом, а 11-й класс – только современные теории. В прошедшем учебном году мы в 11-м классе, например, обсуждали теорию относительности и ее применение. Ученикам пришлось вспомнить информацию из 7-го класса: материя – это вещество и поле. Но сейчас есть и третий вид – темная материя. И ребята уже это знают.

– Физика - точная наука. Правильность выводов проверяется экспериментально.

– Да, эксперимент – это критерий. Хотя порой встречаются ситуации, когда одна и та же проблема может быть решена разными способами, одно и то же явление объяснено с разных сторон. Например, в оптике свет можно рассматривать как поток частиц или электромагнитную волну. Это разные теории, но результат один и тот же.

– В школе часто экспериментируете на уроках?

– Экспериментируем. У нас материально-техническая база одно время сильно поизносилась. Популярным тогда был виртуальный эксперимент. Интернет есть: задаются параметры - смотрим, как система будет на эти параметры реагировать. Я поначалу с горящими глазами занялась этим. Но один из учеников меня отрезвил: «Я могу запрограммировать вашу систему так, что она будет противоречить всем законам природы». И он прав. Программу же пишет человек!

Позже мы стали применять робототехнику. В 7-м классе изучали равномерное и неравномерное движение. У нас была тележка с капельницей. В зависимости от того как капли ложатся при ее движении, можно определить равномерность движения. Дети сперва смеялись над старыми приборами. Тогда я предложила семиклассникам самим собрать робота и запрограммировать его. И предложила провести урок. Они подготовились и провели. Я сидела на задней парте, ученики стояли у доски, все показывали и объясняли. Урок прошел на «ура». Периодически что-то подобное повторяем.

– Вам встречались ученики, которые в плане знаний перерастали Вас как учителя?

–У меня был сильный ученик, который очень много занимался дополнительно, и на ЕГЭ по физике набрал 100 баллов. К середине 11-го класса ему под силу оказались такие задачи, которые я уже не могла решить. В какой-то момент я осознала: это счастье, что ученик меня превзошел.

С использованием материалов газеты «Вектор образования»

Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?