Бесполезное об очевидном: предварительные причины трагедии на водоеме Максим

Сегодня состоялась пресс-конференция в пресс-центре ИА «Интефакс – Урал» с участием сотрудников ГУ МЧС по Челябинской области. Она была посвящена трагедии в водоёме Максим близ поселка Тогузак в Чесменском районе. Мероприятие оказалось пустым по сути. Всю представленную МЧС информацию можно четко разделить на два типа: бесполезную и очевидную. Главный вопрос - кто виноват? А в ответ тишина.
Бесполезное об очевидном: предварительные причины трагедии на водоеме Максим
Спасатели на карьере Максим

Эту новость обсуждают давно уже и на столичных сайтах, и на зарубежных. Всё дело в глупости ситуации. Начнем с изложения фактов, как они были представлены на конференции. Итак, поздний вечер 2 июля, водоем Максим в Чесменском районе области. Именно водоем, а не озеро. Это искусственный карьер длиной тысячу метров и шириной 900 метров. Глубина на месте происшествия - всего 2,5 метра. Фактически это большая длинная лужа. Ни для купания, ни для прогулок водоем не предназначен. Не надо быть экспертом, чтобы это понять. Не мог этого не понимать и мужчина, который управлял лодкой.

Важнейший фактор - погода. Никакого шторма в тот день не было и в помине. МЧС отмечает - в момент происшествия видимость была хорошая, поверхность водоема – зеркальной, волнения отсутствовали. Следовательно, на природу грешить смысла нет, погода была идеальной для водной прогулки.

Для плаванья в данном случае было использовано моторное маломерное судно типа «Прогресс». Его стандартные тактико-технические характеристики (ТТХ) следующие: вес 500 кг, мощность мотора 15 лошадиных сил, вместимость 5 человек (два на переднем баке, два на заднем, один возле мотора). По официальным данным региональных управлений МЧС и СКР, моторная лодка не была зарегистрирована в государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) и не проходила освидетельствования. Так что к ГИМС вопросов нет - судно «левое».

Теперь о пассажирах и их оснащении. Установлено, что на лодке было девять человек. Если брать основную версию – двое взрослых и шесть детей в возрасте от 2 до 15 лет. Отсюда неоспоримый факт: судно было перегружено как формально (по числу человек), так и по весу. МЧС добавило информацию: ни у кого из погибших не было спасательных жилетов, а по правилам должны, разумеется, быть. Тем более когда в такую водную прогулку отправляются дети. Увы, на деле правила эти почти никто не соблюдает. ГИМС добавило деталей по ЧП: как оказалось, у мужчины, управлявшего лодкой, не было еще и документов на управление судном.

В результате катастрофы погибло четыре ребенка: в возрасте 2, 9, 10, 15 лет. Двое выплыли. Оба взрослых, бывших на лодке, утонули. Помочь тонувшим с берега бросились двое мужчин в возрасте 40 и 45 лет - они тоже погибли. В настоящий момент точная причина трагедии неизвестна. Она будет озвучена после окончания следственных мероприятий. Вот такая странная и даже пугающая картина. Что же это за роковой водоем?

Теперь попробуем порассуждать. Погибло четверо детей. У двухлетнего малыша шансов не было никаких изначально. А вот прочие дети вполне могли выплыть, но не выплыли. Причина? Самую убедительную версию высказал заместитель начальника центра (ГИМС) по Челябинской области Иван Колков: эта причина - паника. «Глубина на месте происшествия - 2,5 метра. Было шесть детей, самому маленькому – два года. Плавание отнимает большой ресурс: не так просто поплыть, потянув с собой человека, у которого срабатывает рефлекс утопленника, и он тянет на дно. Из-за паники вполне реально было утонуть», - предполагает Колков.

и все равно вопрос: как в луже километр на километр при идеальной погоде потонуло четверо взрослых мужчин, двое из которых первоначально вообще были на берегу? Самая простая и все объясняющая версия - они были пьяны. Но пока это лишь предположение.

«Факт алкогольного опьянения будет подтвержден только после медицинской экспертизы. На сегодняшний день есть презумпция невиновности, обвинять кого-то преждевременно», - заявил Иван Колков.

Государственный инспектор по маломерным судам центра Олеся Граф пояснила, что уже сейчас можно говорить о трех административных правонарушениях - части первой и части второй статьи11.8. КоАП РФ («Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления») и статьи 11.10. КоАП РФ («Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах).

Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»).

Все положенные юридические па станцованы, все инстанции отчитались властям о принятых мерах. Власти рассказали народу о том, что следствие проведено. СМИ об этом написали. Но кто же все-таки виноват? Происшествие, мягко говоря, нерядовое. А самое главное, погибли люди. В том числе дети. Надо детально разобраться.

Так или иначе, но фактически виноватых в трагедии нет. Скорее всего, по сумме факторов виновным назначат мужчину, управлявшего лодкой. А он мёртв. В этой истории нет двойного дна, только трагедия загубленных детских жизней и гомерическая человеческая глупость.

Ева Полякова, Евгений Кутепов

05 июля 2017

Новости партнеров

Нашли опечатку?