Уроки математики. Чему на самом деле следует учить в школе

Как человек окончивший математическую школу, но не питавший большой любви к точным наукам, могу сказать о том, что мне из школьных уроков пригодилось, а что нет. По большому счету не пригодилось практически ничего. Производить несложные расчеты меня научили родители. Как выяснилось, для моей жизни этого вполне достаточно.
Уроки математики. Чему на самом деле следует учить в школе

Школьные знания по математике пригодились 7 % опрошенных

Но сначала немного статистики. В поисковиках недавно наткнулся на результаты опросов. Правда, не по России, а по Беларуси. Итак, исследовательский центр ИПМ, опросив бывших школьников, выяснил, что больше всего им пригодились в жизни три предмета: русский язык (56% в рейтинге нужности), белорусский язык (16 %), математика (7%). Остальные предметы набрали менее 5%. А химия, биология, трудовое обучение и еще 14 предметов набрали и вовсе меньше 1%. По России нахожу форумы, где тоже много подобных выводов. Но вернемся к математике. Большинство математических правил, формул, теорем, которые учили в школе, в жизни лично мне не пригодилось никак. Собственно, я их поэтому и забыл очень быстро, сразу после окончания школы. В то же время определенную системность мышления (хотя и недостаточную, как мне кажется) ощущаю. Не знаю, влияние это школы или моего отца, который был известным в нашей области математиком.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Сказано когда-то Михаилом Ломоносовым. В принципе нет возражений. Вопрос в объеме математических знаний, которые реально необходимо усваивать в школе. И в их актуальности, конечно. Очевидно, что точные науки обучают нас способности считать, делать несложные вычисления. Но для этого хватит вообще-то нескольких месяцев. На что же мы тратим еще несколько лет на уроках математики? Точные науки приучают к определенной внутренней дисциплине и еще учат думать аналитически и логически? Видимо, для кого-то данное утверждение верно. Но на практике большинство выпускников школ ограничиваются способностями считать в уме (если речь идет о не очень больших числах), а логически думать как раз не могут. Доходит до смешного.

Представители Рособрнадзора пару лет назад приводили на слушаниях в Госдуме по итогам ЕГЭ такой пример. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б. Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников школ не смогли её решить. Вопрос к системе образования?

Я бы сказал, что в отношении большинства наших граждан это вопрос еще к той, советской системе образования, которую многие почему-то хвалят.

Умение считать – важное для жизни, нет вопросов. Хотя бы умение считать в уме до тысячи. Дальше помогут калькулятор и компьютер. Но вот если взять отрицательные числа, теоремы, интегралы, логарифмы и много чего еще – как мы используем сегодня в жизни эти знания? Понятно, что математиков, инженеров и других представителей технических профессий вопрос не касается.

Изучение математики с помощью рисунков

Интересно смотреть опыт других стран, которые в мировых рейтингах образования опережают Россию (а таких стран на сегодня 35). Сингапурская математика отличается, например, тем, что очень поздно вводит решение задач через уравнения с неизвестными (только в 7 классе). До этого все алгебраические задачи решаются через рисунки. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. На эту программу обратили внимание на Западе после того, как сингапурские школьники стали показывать отличные результаты на международном тесте для учеников 4 и 8 класса по математике и науке.

Профессии без математики

Да, умножение и деление, решение уравнений и задач заставляет мозг работать. Но чем хуже рисование, музыка, сочинение стихов? Художник мысленно представляет рисунок, просчитывает пропорции и расстояния, силу нажима кисти и насыщенность цвета. Ему не нужно для этого доказывать теорему. Музыкант помнит ноты, аккорды, выдерживает необходимые паузы и одновременно регулирует силу нажима на инструмент. Ему не нужно извлекать квадратный корень. Поэт в стихах создает яркие образы. Опять же без участия математики. В реальной жизни, если разобраться, вообще много ситуаций, которые требуют поиска решений и анализа, но не относятся к точным наукам.

Уроки математики, на мой взгляд, должны на порядок больше готовить учащихся к реальной жизни и не перегружать мозг теоретическими знаниями, которые будут нужны только ограниченной части учащихся. Абстрактные знания в принципе не закрепляются в памяти, если нет возможности проверить их на практике. В то же время есть много реально существующих проблем, которых могло бы не быть, если бы на уроках математики в школе уделяли бы этому внимание.

Чему должны учить на уроках математики

В жизни приходится постоянно отвечать самому себе на вопросы, требующие элементарных математических знаний и элементарной же логики. Как успеть на поезд, если надо ехать с пересадками расстояние во много километров? Получится ли из килограмма мяса приготовить ужин для 10 гостей? Сколько калорий в том или ином блюде (актуальный вопрос в последнее время дл многих)? На какое время работы хватит одной лампочки? Но будем честными, для ответов на эти вопросы не нужны данные высшей математики, не нужно знание теорем, логарифмов и квадратных корней. Итак, что же предложил бы учить на уроках математики в школе я?

1. Какое минимальное время необходимо, чтобы утром сделать зарядку, умыться и почистить зубы, собрать портфель, одеться и собственно дойти (доехать) до школы, чтобы не опоздать?

Отталкиваемся от времени, которое тратится дома на утренние процедуры (оно более-менее фиксированное). Потом считает, исходя из средней скорости пешехода, например, в 4 километра в час, и знания, что от дома до остановки общественного транспорта 500 метров, а в точке прибытия транспорта до школы – еще 700 метров. А на общественном транспорте надо проехать, допустим, 3 остановки до точки пересадки и еще 4 после пересадки. Делаем при этом поправки на возможные пробки на дорогах, что приводит к скорости движения транспорта, например, 11 километров в час. Очень актуальная задача для детей, которые часто опаздывают на первый урок. Но на самом деле актуальная и для многих взрослых тоже. У которых к факторам, требующим учета, относится еще и необходимость завезти ребенка в детский садик или школу (если начальная).
2.Сейчас много говорят о финансовой безграмотности населения, особенно молодых людей. Знакомая банкирша рассказывала, что самые грамотные в финансовом отношении люди – пенсионеры. Они точно знают сумму ежемесячных доходов. Отталкиваясь от нее, грамотно рассчитывают свои расходы. Молодые на этом фоне производят пугающее впечатление. Именно среди молодых людей очень много тех, кто необдуманно залезает в кредиты, особенно в кредиты микрофинансовых организаций, дающие займы под астрономические проценты – до тысячи процентов годовых!

Логично было бы давно включить в школьную программу по математике курс по расчету процентов по кредиту. Чтобы будущий заемщик мог понимать, сколько придется платить по кредиту в месяц и сколько в сумме переплачивать банку. И соотвентственно мог оценить, по силам ли ему брать займ на таких условиях. И отдельно важно просчитать, чем опасны вышеупомянутые быстрые займы.


3. Можно посчитать реальную зарплату, которую получает в среднем человек в России. Сопоставить с реальными расходами.

И сделать вывод: за сколько лет реально накопить на серьезную покупку в виде машины или квартиры. Ну или сразу подумать о том, какую профессию выбрать, если средний размер зарплаты не устраивает.

Пока очевидно, что у многих выпускников вузов и даже школ явно завышенные ожидания. Они непонятно, с какой радости, предполагают, что им будут много платить. По наблюдению опытных предпринимателей, на работу не стоит брать людей моложе 28 лет. Надо, чтобы закончили вуз (или техникум), женились, завели детей, поголодали, поняли, что занимались ерундой и наконец-то пришли к адекватному восприятию жизни и себя.


4. Как считать сдачу в магазине – очень важное умение, которому опять же в школе не учат.

Между тем многие школьники ходят в магазины. И уже не только за жвачкой. Иногда возникают ситуации, когда детей иные ушлые продавцы обманывают.


5. Как поменять валюту? Какие валюты можно найти в банках в родном городе? Каков их курс? Где его можно узнать?

Раньше или позже если не все, то многие поедут за границу. Значит, и этот вопрос актуален.

6. Мечтающим завести собственное дело полезно уметь просчитывать спрос на товар, который планируется производить и продавать.

Неплохо бы уже в старших классах школы уметь также просчитывать поток людей на том месте, где планируется ставить, предположим, торговую точку. И конечно, надо прогнозировать, какой получится прибыль. С учетом необходимости затрат на закупку товара или комплектующих, налоги, аренду, зарплату сотрудников (если таковые планируются).

Список примеров из жизни, где нужны реальные математические навыки, можно продолжить. Но Министерство образования пока остается глухо к этим требованиям жизни. На уроках математики продолжают заниматься теорией.

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
06 октября 2017

Новости партнеров

Лента новостей
Читать все

Нашли опечатку?