Другой город
Челябинск
Вторник 17 октября, 2017 23:50 +9°
Новости в Челябинске
12.10.2017 14:57

Китай и Челябинская область: переговоры, технологии, инвестиции

Китай и Челябинская область: переговоры, технологии, инвестиции

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский принял участие в церемонии открытия третьего российско-китайского делового форума малого и среднего бизнеса в Гуанчжоу. Кроме того, он осмотрел наиболее значимые компании города на предмет преференций для нашего региона. Такая форма переговоров сейчас популярна среди предпринимателей: гостю нет необходимости запаковываться в строгий костюм с галстуком. Он по большей части не стеснён протоколом. Вопросы решаются в спокойной беседе, как правило, один на одни. Какие перспективы торговых отношений с Китаем, и что это принесёт конкретно Южному Уралу?

Рейтинг: 1 5.0/5.0

III Российско-Китайский деловой форум малого и среднего бизнеса приурочен к XIV китайской международной выставке средних и малых предприятий, которая проходит в Гуанчжоу с 10 по 14 октября.

Одна из целей – создание зоны комфорта для малого предпринимательства

Кроме губернатора Челябинской области в состав российской делегации вошли заместитель министра экономического развития России Азер Талыбов и уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

«Челябинская область готовится стать всероссийской площадкой форума в 2018 году. Мы стремимся укреплять линейные межрегиональные связи. На этом уровне решаются ключевые вопросы для бизнеса. Нужно создать зону комфорта для взаимодействия, развивать экономические связи малого и среднего бизнеса», – отметил Борис Дубровский.

Челябинскую область на форуме представил целый спектр компаний: Агентство инвестиционного развития (АИР), Продовольственная корпорация, компания «Равис», Челябинская птицефабрика, транспортно-логистическая компания «1 Карго», торговый дом «Химпром К», строительная группа компаний «Новый век» и многие другие.

Представители правительства Челябинской области приняли участие в секциях:

  • «Регионы Китая и регионы России: возможности и перспективы сотрудничества».
  • «Образование, наука и инновации: сотрудничество или конкуренция».
  • «Туризм как катализатор развития деловых отношений».

Это всё официальная часть – долгие речи, протокол, почти одинаковые люди в костюмах. Можно и нужно обсуждать глобальные, стратегические вопросы. Но Борис Дубровский не за тем ехал в Китай, чтобы только речи послушать. Цель губернатора – экономическое сотрудничество, как на уровне регионов, так и с отдельными компаниями.

Челябинская область экономически растёт практически во всех сферах – от сельского хозяйства до высокотехнологичного производства. Но это рождает новую проблему: человеку для роста нужна еда, экономике – деньги и технологии. Строительство инфраструктуры и целого ряда объектов к саммитам ШОС и БРИКС 2020 года потребует колоссальных ресурсов.

ЧТЗ, ТЛК и Бакал. Конкретные договорённости с компаниями

Борис Дубровский провел переговоры с председателем совета директоров корпорации «China CAMC Engeneering Co Ltd» - Ло Янем. Обсуждались вопросы в области машиностроения, экологии, строительства и инфраструктуры. В итоге непростых переговоров с китайской корпорацией инжиниринга был достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая изучит возможности китайской корпорации стать партнёром Челябинскому тракторному заводу. Одним из перспективных проектов для развития сотрудничества может стать развитие индустриального парка на высвобожденных площадях ЧТЗ.

Отдельной темой стало обсуждение возможностей кластера сельскохозяйственного машиностроения, сформированного в Челябинской области. Китай заинтересован в южноуральской сельхозпродукции, а ТЛК «Южноуральский» открывает широкие перспективы для обмена.

«У нас есть проекты. Мы приглашаем корпорацию CAMC к сотрудничеству», – заявил Дубровский.

Проекты такого уровня, понятно, не разворачиваются за один день. Одно уточнение деталей и подписание документов может занять месяцы.

Но есть и быстрореализуемые проекты. Борис Дубровский, пользуясь случаем, похлопотал за моногород Бакал. Губернатор предложил вниманию китайских бизнесменов проект строительства цементного завода в Бакале. И рассказал партнерам, что город в этом году получил статус территории опережающего социально-экономического сотрудничества (ТОСЭР). Кроме того, глава региона пригласил китайскую сторону рассмотреть возможность разработки месторождений глины и известняка, которыми богат Южный Урал. Такие проекты можно сравнительно быстро реализовать.

ВСМ «Челябинск – Екатеринбург»: по китайскому образцу

Следующие большие переговоры губернатор Челябинской области провел с руководителем российского филиала «Китайских железных дорог» Лян Эньгуаном. Борис Александрович осмотрел самый крупный в Гуанчжоу вокзал и познакомился с принципами работы транспортной системы высокоскоростных магистралей в Китае.

«У меня остались положительные впечатления от посещения южного вокзала Гуанчжоу. Современный подход к логистике и управлению сложной системой чувствуется на каждом шагу», – отметил Дубровский.

Китай - один из лидеров в развитии высокоскоростного транспорта. Прошедшим летом был подписан меморандум о реализации знакового проекта скоростной железнодорожной магистрали «Челябинск – Екатеринбург», которая станет началом объединения городов-миллионников в одну агломерацию. Правда, предстоит решить ещё множество вопросов в части выбора подвижного состава, оборудования и компонентов инфраструктуры. Китайская сторона готова выступить подрядчиком, а после подробной оценки проекта, возможно, и инвестором. В октябре состоится рабочая встреча технических команд.

Мы провели опрос коммерсантов и учёных, непосредственно ведущих дела с Китаем, чтобы узнать, что они думают о перспективах сотрудничества Южного Урала с Поднебесной.

Гиганты уже экспортируют. Нужна помощь малым предпринимателям

Андрей Коган, владелец компании Торговый дом «КИТАЙ»:

- ММК, «Магнезит» и другие промышленные гиганты уже активно экспортируют в Китай. Новая поездка нашей делегации сможет помочь китайским производителям найти новые рынки сбыта. Есть перспективы создания у нас на территории совместные с Китаем предприятия для производства и реализации продукции.

Правительство принимает меры для улучшения экспортного потенциала области - Южный Урал участвует в обучающих программах Российского экспортного центра.

К сожалению, продукции мелких и средних предприятий в Китае будет пробиться сложно. Надеяться на глобальный экспорт в Китай, по-моему, пока нет оснований. Правительство Китая жёстко следит за интересами собственных производителей и не пустит на свой рынок российский товар, если в Китае есть такой же свой. Так происходит с автомобилями: Китай заставил всех мировых производителей перенести производство автомобилей на территорию своей страны. И ставит огромные заградительные пошлины на автомобили, ввозимые из-за рубежа.

С другой стороны. китайцы - надёжные партнеры. Особенно если развивать партнерство постепенно и честно выполнять взятые на себя обязательства.

От дешёвой рабочей силы – к передовым технологиям

Ярослава Бохан, переводчик с китайского, имеющая большой опыт работы с китайскими предприятиями:

- На сегодня Китай интересует, в первую очередь, сырьё (лом цветных и чёрных металлов, металлопрокат). Проявляется интерес и к готовой продукции, что, вероятно, связано с ростом цен на рабочую силу в Китае и одновременным снижением в России (в юаневом эквиваленте). Но пока это только интерес. Себестоимость труда у нас низкая, но могут быть вопросы по производительности.

Челябинская область удачно расположена на маршруте следования товаров с Востока на Запад. Роль логистического распределительного центра может сильно повысить привлекательность области в глазах китайских инвесторов. В том числе это может помочь привлечь инвестиции на создание совместных предприятий. Хотелось бы верить, что развитие грузовых перевозок повлечёт за собой и расширение пассажирских перевозок. Сейчас улететь напрямую в Китай из Челябинска невозможно.

Мне видится, что стратегия защиты экономики региона от китайского вмешательства - в нормированном сотрудничестве. Нужно привлекать иностранных инвесторов, но базироваться они должны на местных предприятиях. Способствуя модернизации, привнося новые технологии и каналы сбыта. Работать на таких предприятиях будет местное население, налоги будут отчисляться в местный бюджет.

Китай сам уже прошёл этот путь. Будучи когда-то регионом с дешевой рабочей силой, привлекающей иностранные компании, Китай заполучил передовые технологии, оснастил производственные линии.

Китай – стратегический партнёр Челябинской области

Ангелина Вершинина, директор ООО «Лин-Трейд» (продажа и поставка металлообрабатывающего оборудования):

- Китайцы исполнительны, готовы идти на компромисс, что важно. Но не нужно рассчитывать на их гиперответственность в 100% случаев. Ситуации бывают разные - человеческий фактор никто не отменял. Приготовьтесь контролировать рабочий процесс на всех этапах сотрудничества: начиная от подписания контракта, процесса производства товара и заканчивая его поставкой. Вести переговоры с китайской стороной необходимо тонко, деликатно, осторожно и не торопясь. Одним словом, по-восточному. Импульсивные решения тут не нужны.

Россия - ключевой стратегический и торговый партнёр Китая. Об этом нам говорят растущий каждый год товарооборот, инвестиции Китая в российскую энергетику, лесную промышленность и ресурсодобывающие компании. Об этом же говорит и работа в рамках ШОС, и транспортный проект «Шёлковый путь». Такие масштабные проекты можно реализовать только при взаимном доверии сторон.

Важно, чтобы Китай инвестировал в экономику нашего региона

Юлия Нелюбина, преподаватель кафедры восточных и романо-германских языков ЧелГУ, переводчик, руководитель языкового центра «Империя»:

- Мы уже сотрудничаем с провинцией Хейлунцзян и Синьцзянь-Уйгурским автономным районом. Поставляем в основном пищевую продукцию: макароны, зерновые, куриные лапы, мороженое, сладости с длительным сроком годности. Челночниками, в отличие от 90-х годов, становятся уже китайские студенты, обучающиеся в России. Они закупают в больших количествах косметическую продукцию и парфюмерию, в частности, в «Золотом яблоке». Затем перепродают на родине.

Чтобы улучшить экспортный потенциал области, был построен ТЛК «Южноуральский». Важно, что при каждой возможности рекламируются преимущества именно нашего логистического центра перед другими (есть центральная транспортная ветка). Наша область ищет китайские инвестиции в экономику региона, в том числе для строительства объектов инфраструктуры к саммиту ШОС и БРИКС в 2020-м году. Предлагается совместное строительство скоростной магистрали Екатеринбург-Челябинск, заводов различного профиля.

Что касается китайских товаров, не настолько уж они и дёшевы. При возросшем курсе доллара курс юаня также пропорционально возрос. Проблема должна была быть снята прямой конвертацией рубля и юаня при торговых сделках. Цена на импортные товары возросла, в том числе на китайские. Себестоимость рабочей силы и сырья в Китае также подросли. Становится дороже покупать там, хотя, видимо, дешевле, чем вкладываться в развитие своих отраслей (особенно страдает лёгкая промышленость). Не все российские предприниматели готовы ждать 10-20-30 лет, чтобы их вложения окупились.

На самом деле наша область, если не ежедневно, то, во всяком случае, еженедельно, проводит различные мероприятия с бизнесом Китая. Как на своей территории, так и на территории Китая. Пытаясь привлечь максимальное количество китайских инвестиций в область и экспортировать как можно больше продукции. Одной из причин низкого экспорта могу назвать неготовность российского бизнеса длительно вкладывать средства в рекламу своей продукции в Китае. Забывают наши предприниматели, что мы не единственные иностранцы на китайском рынке. Там уже устоялись любимые китайскому покупателю бренды, которые сложно потеснить без должного вложения в рекламу.

Можно экспортировать в Китай интеллектуальную собственность

Владислав Немцов, обозреватель экономики Китая:

- Говоря о продуктах, которые могут быть поставлены Челябинской областью на экспорт в Китай, разумно сопоставить потребности китайского рынка и его тренды с возможностями и ресурсами нашего региона. Основные изменения в экономической политике Китая были приняты еще 5 лет назад. Сегодня они продолжают трансформировать экономику и определяют три основных направления развития:

  1. Увеличение внутреннего потребления на рынке Китая.
  2. Импорт высоких технологий из-за рубежа.
  3. Создание собственного высокотехнологического производства.

Уровень жизни в Китае растет. Ожидается, что средний класс численно достигнет 500 миллионов человек. Покупательная способность и объём потребления импортной продукции быстро растёт. Активно развивается инновационная экосистема Китая, реализуются трансферы зарубежных технологий. Внедряются такие инициативы, как «Сделано в Китае 2025» - для развития хай-тек промышленности внутри страны.

Эти тренды китайского рынка открывают возможности для предприятий Челябинской области экспортировать продукцию. Это могут быть как натуральные пищевые продукты, которые своим качеством и ценой будут конкурентны прочим импортным товарам на потребительском рынке Китая. Это может быть технологическое оборудование и приборы для аэрокосмической, машиностроительной и строительной отраслей. Эти производства представлены широко в нашем регионе и имеют хороший потенциал для входа на китайский рынок по причине качества, а также технологичности и себестоимости.

Экспорт интеллектуальной собственности также может быть привлекательным направлением для организаций, ведущих НИОКР и научную деятельность. Китайский рынок большой и список продукции для экспорта может быть большим. Но надо определить правильную стратегию и найти правильного партнера на местном рынке.

442
Популярное
Лента новостей