-19°
Сообщить новость

«Чистый воздух» для Челябинской области к 2035 году. Поиск путей решения

15.11.2017 09:45

14 ноября в здании Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошёл круглый стол на тему: «О проекте предложений по задачам Стратегии развития Челябинской области до 2035 года по направлению «Чистый воздух»». Мероприятие было организовано Общественной палатой Челябинской области. В круглом столе приняли участие представители Росприроднадзора, Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры, челябинского ЦГМС, регионального министерства экологии и общественники.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Экология

Открыл круглый стол председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин:

«Мы собрались, чтобы конструктивно обсудить вопросы будущей Стратегии 2035 в части экологии. Предложений очень много. Они могут стать основой для будущих дорожных карт. Их реализация – путь к тому, чтобы качество воздуха в регионе улучшилось».

Предложения в систематизированном виде представил советник председателя Общественной палаты Челябинской области и председатель комитета экологии и ресурсоснабжения Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Минченко. Он подчеркнул, что одна из основных задач предложений по Стратегии-2035 – быть понятными людям, поэтому они сформулированы простым, доступным для неспециалистов языком.

«Возможно, часть этих предложений покажется экспертному сообществу наивной, но все они составлены с учетом общественных обсуждений – в них представлены те пункты, которые людей волнуют, их надо обсудить и, по возможности, пустить в работу, передать на исполнение профильным министерствам и ведомствам», - пояснил суть документа Андрей Минченко.

Собственно, цели программы «Чистый воздух» просты, а достижение результата состоит из решения двух задач: постоянное соблюдение норм предельно допустимого содержания вредных веществ в атмосфере независимо от погодных условий и снижение индекса загрязнения атмосферы в крупных населенных пунктах области. Причем для каждого города индекс будет устанавливаться индивидуально.

Поставленные задачи условно разбили на четыре блока:

Первый блок включает в себя меры по усилению контроля за охраной атмосферного воздуха: мониторинг, установка видеокамер, стационарных и передвижных лабораторий и даже использование малой авиации. Знакомая идея об общественном контроле получила новую оригинальную обработку. Для смартфонов будет разработано специальное приложение, и любой гражданин сможет с помощью него заснять нарушителей экологических норм – к примеру, дымящий завод, который работает в промзоне без разрешительных документов, или подпольный цех, который обжигает провода где-нибудь в гаражном кооперативе. Запись уйдет в надзорное ведомство, которое его зафиксирует и проведет проверку. Также готовится нормативно-правовая база, чтобы фото и видео, снятые с помощью приложения, принимались судом как доказательства при разборе дел.

Второй блок вобрал в себя предложения по «инвентаризации». Надо подсчитать, кто, сколько и чем «дымит», затем рассчитать промышленные квоты. Регион не может жить без производств, в том числе вредных, ведь закрытие их – это немедленный крах экономики, и бунтующие толпы безработных на улицах городов. Поэтому нужно искать разумный компромисс между промышленностью и комфортом жителей. В этот же блок вошли требования по монтажу современного очистного оборудования и использованию лучших из доступных технологий для защиты окружающей среды.

Изначально ясно, что средние и крупные промышленные предприятия будут сопротивляться и в первом, и во втором случае. Такое решение для них очень болезненно: очистные стоят астрономические суммы, а реальному производству ничего не добавляют - убыток чистой воды.

В блоке это разумно учтено – нерадивым обещан «кнут», понятливым и добросовестным – «пряник» – налоговые льготы (региональные и федеральные). Механизм почти дословно позаимствован из передового европейского эко-законодательства.

Третий блок узко специализирован и охватывает только периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Работа промышленных предприятий в это время должна быть в разы урезана, а контроль за этим усилен. Кроме того, предлагается ряд достаточно обоснованных более мелких мер – полив и влажная уборка улиц крупных городов, запрет на въезд большегрузного транспорта.

Если первые три блока созданы для исправления «минуса» прошлых лет, то Четвертый блок призван принести экологии региона знак «плюс». Блок огромен –перечислим лишь основные меры.

Многократное увеличение зелёных насаждений с использованием вечнозелёных многолетних хвойных пород деревьев. Энтузиасты предлагают даже на крышах зданий до пяти этажей разбить скверы – в городах не так много места.

Звучали и предложения о выносе главных загрязнителей за городскую черту в созданную индустриальную зону, организации «Зеленого щита» вокруг городов. Много поступило предложений по реконструкции и развитию дорожной сети – дороги должны стать шире, но не за счет сужения тротуаров и парковок. Средняя скорость движения по ним машин увеличена, а с боку проложены велосипедные дорожки. Безусловный приоритет электротранспорту и влажная уборка улиц каждый день. В те дни, когда это неприемлемо из-за погоды, – противопылевая.

Участники круглого стола обсудили предложения и приняли часть из них.

Член Общественной палаты России Феликс Панов рассказал о том, как экологическая проблема в ближайшее время будет решаться на федеральном уровне. По его словам, на протяжении 2017 года губернатор Борис Дубровский и Министерство экологии Челябинской области разрабатывали соответствующие инициативы для внесения изменений в законодательство. 10 ноября законопроект о сокращении выбросов направили в Госдуму. Новая норма предлагает выдать каждому предприятию квоту на выбросы, рассчитанную по общему загрязнению воздуха. Проект федерального закона № 277779-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) представил глава комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов.

«В своём докладе он отметил, что Челябинская область является одним из проблемных регионов по качеству атмосферного воздуха и данный законопроект направлен на совершенствование нормирования выбросов. Для этого предлагается использовать сводные расчеты загрязнения воздуха, который суммирует выбросы всех предприятий города и автотранспорта. Он позволяет оценить уровень загрязнения воздуха. Имея его, можно выдавать каждому предприятию разрешение с учетом общего загрязнения. Сейчас при выдаче разрешения общее загрязнение не учитывается».

Участники встречи высказали ещё множество предложений. В частности, эксперт Общественной палаты Челябинской области Луиза Коржова предложила перенять опыт Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, в которых действует полностью автоматизированная система мониторинга экологической ситуации. В Челябинской области такая система работает на ПО «Маяк» в Озёрске, откуда данные в режиме реального времени передаются в Москву.

В ближайшее время все высказанные дополнения по предложениям в Стратегию-2035 Общественная палата Челябинской области соберёт и систематизирует. Они станут основой для разработки важнейшего документа, который определит развитие региона на ближайшие два десятка лет.

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?