Поминки по челябинскому общественному транспорту? Стоит ли ждать перемен?

Когда-то Челябинск был городом с самой развитой в Союзе системой трамвая. Южный Урал одним из первых регионов за пределами столиц претендовал на метрополитен. По улицам сновали сотни автобусов и троллейбусов. Но в какой-то момент все поменялось. Теперь впору говорить о транспортном хаосе с непредсказуемым финалом.
Поминки по челябинскому общественному транспорту? Стоит ли ждать перемен?

Общественный транспорт – движущая сила любого современного мегаполиса, включая Челябинск. Однако, если в некоторых других городах все чаще видишь новости об обновлениях автопарков, строительстве новых трамвайных линий и развитии метро, то у нас, как правило, все это происходит ровно наоборот. Транспортные МУПы находятся в состоянии банкротства, подвижной состав сильно изношен. Любые обещания внедрить программы по оздоровлению системы заканчиваются фиаско.

«Общественный транспорт в Челябинске похоронен, это факт, - считает транспортный эксперт Яков Гуревич. По сути, сейчас каждый горожанин должен скинуться по 2 тысячи рублей в счет долгов наших МУПов. Это все результаты бездумной работы чиновников. Хотя, чтобы оживить систему, достаточно было просто иметь грамотную программу и начать ее реализовывать. Сейчас все больше слышно пустую болтовню».

Действительно, долги, к примеру, «Челябавтотранса» уже превысили общую стоимость всего его имущества. Сегодня власти города выкупили автобусы предприятия и его недвижимость под созданное ООО «Общественный городской транспорт». Именно на базе этого предприятия планируется реюнион системы. По сделке компании достались около 200 автобусов, ремонтная и уборочная техника, административные и технические здания. Общая стоимость имущества составила 350 миллионов рублей. И, по словам начальника управления транспорта администрации Челябинска Романа Болотова, этот шаг был очень правильным. Чиновник предполагает, что это позволит экономить несколько миллионов рублей на обслуживании автобусов, и выводить на линию их максимальное количество. А значит, довольно быстро получиться начать окупать вложения и даже выйти на прибыль.

Автопарк на улице Молодогвардейцев сегодня больше напоминает кладбище автобусов. Сотни машин в прямом смысле гниют на улицах, под навесами и в гаражах бывшего МУП "Челябавтотранс".

Однако эксперты склоняются к мнению, что для оптимизма у Болотова оснований на самом деле мало. Большая часть полученной техники нуждается в капитальном ремонте, а десятки автобусов вообще уже никогда не смогут выйти на дороги. Полученная собственность больше похожа на горы металлолома. Кроме того, развитию автобусной системы помешает неверно выстроенная система дублирующих маршрутов. Сегодня получается так, что пока ты будешь ожидать автобус, за это время проедут десятки частных маршрутчиков. Они, в отличии от городского транспорта, уже добрались даже в самые дальние уголки Челябинска. И более-менее способны обеспечить своевременные перевозки пассажиров.

Примерно те же проблемы и у электротранспорта. В депо простаивают сотни трамваев и троллейбусов, многие из которых неисправны. А денег и возможности их чинить нет - «ЧелябГЭТ» также банкротится. Помимо этого, в капитальном ремонте нуждаются и трамвайные пути. Уже очень много было фактов, когда движение трамваев останавливалось по причине лопнувшего рельса или оторвавшихся проводов.

Челябинский трамвай некогда был всесоюзным лекалом, как самая развитая трамвайная сеть в большой стране. Сегодня же даже оставшиеся несколько десятков действующих трамваев плохи. Есть опасение, что через год-два они вообще не тронутся с места.

Денег на покупку новых трамваев в городской казне нет. Если ничего не предпринять прямо сейчас, очевидно, что трамваи и троллейбусы для Челябинска уйдут в историю, а трамвайные пути ...будут постепенно демонтированы.

Что же касается челябинского метро, тут ситуация еще хуже. Построенные несколько десятков километров тоннелей сегодня законсервированы, тонеллепроходческий комплекс остановлен. Никто толком не может сосчитать, сколько денег нужно на достройку. Называются цифры от 50 до 100 миллиардов рублей! Разумеется, все попытки получить деньги в таких масштабах пресекаются на федеральном уровне (экономический кризис в России не первый год, средств не хватает даже на жизненно важные сферы), а город такие затраты, очевидно, не потянет в обозримом будущем. Кроме того, проект метрополитена давно устарел и морально и физически. Запустив планируемый участок от «Тракторозаводской» до «Проспекта Победы», окупить его не удастся никогда. Транспортные потоки со времен создания проекта сильно поменялись, востребованность метро будет низкой.

В сухом остатке имеем то, что имеем. Частные перевозчики не хотят инвестировать в большие проекты, довольствуются лишь извозом на автобусах малой вместимости. Чиновники многие годы придумывают различные программы, обещают, что общественный транспорт вот-вот получит новое дыхание. Однако люди в кабинетах меняются, а проблемы остаются и даже усугубляются. При этом никто не хочет брать в пример уже устоявшиеся схемы, когда удавалось восстановить и даже развить то, что чахло годами. Как, скажем, в Казани или в Москве. Когда частникам установили жесткие правила игры, а весь транспорт города ввели в единую схему. Нам же, простым жителям Челябинска, остается только пользоваться тем, что осталось, и уповать на мудрость городских руководителей. Которые все чаще показывают, увы, свою профессиональную несостоятельность. Хотя, возможно, причина в другом. Кто-то неосознанно (или сознательно) решил поставить крест на истории общественного транспорта в Челябинске. Кто у нас там нынче во владельцах систем маршрутных такси?

Фотографии взяты из открытых источников в интернете.

14 декабря 2017

Новости партнеров

Нашли опечатку?