Какие стихи стоит учить в школе?
+13°
Сообщить новость
21.12.2017 15:43

Какие стихи стоит учить в школе?

Мир меняется, литература остаётся. Так ли это? Заставлять зубрить Державина или либерально предлагать к заучиванию наизусть тексты популярных ныне рэп-баттлов? Сетевое издание LentaChel.ru оппросило учителей и учеников, чтобы узнать их мнение.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Образование
Какие стихи стоит учить в школе?

Интернет взрывают видео, снятые родителями, на которых дети плачут и расстраиваются, что не понимают какое-нибудь «Лукоморье» Пушкина или другие стихи. И соответственно не могут их выучить. Современным детям трудно учить стихи прошлых веков, заметил учитель русского языка и литературы, «учитель года — 2006» Марат Алимов.

«Дети изменились, а классические стихи остались прежними. Уровень восприятия произведений снизился, фрагменты в виде стихов им малопонятны. А когда стихи малопонятны, то и образное мышление не работает. Детям трудно учить стихи, потому что они в них не видят смысла», — пояснил Алимов «URA.RU».

«Если все дети читают «Гарри Поттера», то это, конечно, можно игнорировать, но лучше с помощью тех коллизий, что есть в этих книгах, поговорить о дружбе, предательстве, смелости и о чем хотите. А не придумывать свои примеры, которые на детей сегодня никак не влияют», — рассказал в беседе с корреспондентом того же «URA.RU» уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович .

Так какие стихи стоит учить современным детям? Может, стоит включить в нынешнюю школьную программу что-то современное? Мы поговорили с учителями, чтобы выяснить мнение южноуральских педагогов.

Классика нерушима, её нельзя подгонять под веяния времени

Учитель Михаил Нетус считает, что мало кто в столь юном возрасте способен осознать важность труда (а учёба - это и есть труд, но рассчитанный на соответствующий возраст). Кому-то и до конца жизни не хватит времени на это. Тем не менее программы обучения составляются профессионалами, которые учитывают, в том числе, и психологические особенности учеников (хотелось бы в это верить - авт). Классику невозможно подогнать под веяния моды, на то она и классика. Классические произведения рассматривают вечные вопросы, стоящие перед всем человечеством.

«Нельзя давать поблажки только из-за того, что ребёнку кажется сложным воспринимать материал. Возможно, учителю стоит выбрать другие методы и подходы. «Не хочу учиться, хочу жениться» - простой и удобный выход, но стоит ли уподобляться Митрофанушке?», - приводит пример из Фонвизина Михаил.

Он отмечает, что современную литературу можно было бы включить в программу, но ни в коем случае не в ущерб классике. Например, для роли просветителей школьников в мире поэзии подойдёт, на взгляд эксперта, Асадов, Бродский (для старших классов), Рождественский.

Есть ли из кого выбирать?

«Мое мнение, что детям надо учить стихи, чтобы тренировать память. Потому что именно уровень концентрации снизился. Если стихи малопонятны, пусть смотрят историю создания, в курсе школы есть анализ стиха», - говорит репетитор по русскому языку и литературе Николай Лётин.

По его словам, литература - это отражение эпохи, в которую она создавалась. То, что оставлено потомкам, чтобы они не повторяли ошибок прошлого. Если не знать литературу эпохи, то сведения по истории будут неполными.

«Впрочем, если учесть, что почти вся классика в своё время была запрещена... Тот же Пушкин был «оппозиционером» своего времени, противником самодержавия и атеистом, которого не раз отправляли в ссылку. Плюс многие его произведения критиковала церковь. Лермонтов не лучше. «На смерть поэта», кажется, учат до сих пор... Может быть, просто чиновники от образования решили убрать из школьной программы спорный материал?», - немного конспирологически вопрошает Николай Юрьевич.

На вопрос о включении современной прозы и поэзии в школьную программу он имеет своё мнение:

«Что подразумевается под «современной литературой»? Литература ХХ века в школьном курсе была, есть и будет. Другое дело, что весьма сложно выбрать что-то из современников ХХI века. Причин тому несколько. Во-первых, «постмодернисты» (назовем так авангардных авторов) часто включают в текст мат. Этим грешили еще Есенин с Маяковским, но современный авангард сильно ушёл вперёд. Не «винтовка - это праздник» же учить!».

Второй причиной Николай Лётин называет отсутствие выбора в принципе. Из кого выбирать? Из лауреатов Букера (Букеровская премия – прим.ред)? Улицкая, Пелевин, Прилепин? Или рок-поэзия? В принципе она есть в программе и сейчас, пусть и бегло. В некоторых школах ей для экономии времени отдают часы на уроках музыки, тем не менее, текст «Звезда по имени Солнце» или «Мой маленький плот» именно учат наизусть. На литературе предпочитают проходить Кормильцева или Высоцкого (как отца жанра).

«Сегодня создается слишком много произведений. Как решить, что из них хорошее и что из этого стоит читать детям? Арефьева и Шевчук - еще ничего, но вот Оксимирон или Саша Бес, популярные среди молодежи. Это спорно. Чему научат эти стихи? Можно, конечно, уделить этому несколько часов обзорно, чтобы привлечь внимание подрастающего поколения к уроку, но учить стихи, которые проживут максимум год и забудутся – какой смысл?», - заключает Николай Юрьевич.

Ищите то, что интересно вам, и вы полюбите поэзию

А что думают по поводу литературы сам школьники? Нам удалось пообщаться с ученицей 11 класса Ксений Марковой. Она сейчас готовится к сдаче ЕГЭ по литературе. Ксения утверждает, что детям нравится то, про что они могут сказать «о, это про нас»:

«Я помню себя в младшем школьном возрасте. Тогда мне и моим сверстникам нравились стихи сюжетные, простые и похожие на сказку - всё то, что может завлечь ребёнка. Учили, конечно, всё, что давали. Но тут работает изначальная предрасположенность детей учиться, которую вместе с ростом цифры класса ребёнок теряет. Уже в средней школе возникают первые трудности. Учителю сложно было привлечь нас к учебе. Какой Есенин, когда у Васи новая приставка и после уроков все идут к нему в гости, а потом гулять? А двойку за невыученный стих можно и вырвать из дневника», - вспоминает школьница.

Девушка говорит, что всё зависит от педагога. Если он сумеет заинтересовать детей в классической литературе и покажет им красоту поэтического слова, поможет научиться анализировать и думать над смыслом, дальше проблем не будет. На этом этапе стоит показать детям стихи со смыслами, но которые дети в силах понять, а преподаватель им в состоянии объяснить.

«У нас тогда началось нудное знакомство с золотым веком. Все эти бесконечные зубрежки, Пушкин как «солнце во вселенной поэзии»… но тут на помощь пришла дополнительная литература и современные поэты. Меня тогда заставил полюбить поэзию Заболоцкий. Нам разрешали самим искать то, что нам интересно, и сравнивать это с классикой. Это учило нас думать и копать. А вот в старшей школе уже было одно удовольствие учить стихи. Особенно про любовь. Красивые слова и выражение прекрасных чувств нравилось даже парням. Что меня каждый раз удивляло. «Оказывается, наши мальчики так красиво рассказывают стихи, ого», - улыбается девушка.

Она отмечает, что важно дать детям самим искать смысл между строк и в символах. Просто зубрежка к успеху не приведёт. Опять же, порой надо расширить границы школьной программы и вместо «Я достаю из широких штанин» позволить выучить «Лиличку» ребятам, ведь многие слышали её в песне любимой группы (имеется в виду группа «Сплин» – прим.ред), и им было бы интересно глубже копнуть. В качестве доступных для заучивания стихов и любимых молодёжью современных поэтов она называет Джио Россо, Алексея Гусева, Ах Астахову, Веру Полозкову, из прозы Полярного.

А какие стихи посоветовали бы учить школьникам вы?

2364

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей