+4°
Сообщить новость
13.01.2018 22:09

От глашатая через печатный станок к Всемирной паутине – что дальше?

Мы живем во время, когда человек купается в бесконечном потоке информации – она окружает его буквально со всех сторон. Как рыба не замечает воды, что её окружает, человек перестал воспринимать этот объём информации как нечто удивительное и заслуживающее сверхвнимания. Но этот поток появился не сразу и не вдруг. Это успех, наработанный многими поколениями, и его творцами стали люди технических специальностей – инженеры, физики, а исполнителями – журналисты. К 13 января, Дню российской печати, материал LentaChel.ru.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
От глашатая через печатный станок к Всемирной паутине – что дальше? 13 января 1703 года в России по указу Петра Первого вышел первый номер русскоязычной печатной газеты "Ведомости".

Журналистика как явление социальное имеет давнюю и славную историю. Её прообразом были глашатаи, которые на площадях объявляли народу последние новости. Когда людей стало больше, и возросло количество торговых и политических связей между городами и странами, потребовались более серьёзные формы. Они были одинаковы по сути, но разными по исполнению – в зависимости от страны.

Наиболее древние подобные образцы можно видеть в музеях. К примеру, оттиски с обожжённых глиняных досок в Японии – «Иомиури Каварабан» (1615 год). Или «Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien», опубликованная в 1605 году в Страсбурге (первая газета). Наиболее удачным образцом стал еженедельник, выпускаемый римлянами со времён Юлия Цезаря, гармонично сочетавший в себе ораторские традиции глашатаев и зарождающуюся периодику.

Стоит отметить, что с первого своего крика, оповестившего о рождении, журналистика становится политическим инструментом. В глубокой древности в демократическом полисе либо римской республики невозможно было сделать карьеру без умения красиво говорить, а также доносить свои мысли. Эта традиция сохраняется в журналистике по сей день. Одновременно с появлением провластных изданий возникли и оппозиционные. Первая оппозиционная газета появилась в Древнем Египте, она выпускалась на папирусе в пику официальным сообщениям фараона.

Дальнейшее развитие журналистики постоянно тормозилось отсутствием необходимых технологий и внутриполитическим давлением. По настоящему массовой журналистика стала после появления печатного станка и литер, позволяющих набрать необходимый текст в потребном количестве и относительно быстро. С этого момента журналистика переходит от простой констатации фактов и перечисления произошедших событий к иным более богатым формам: от тематических сборников по ведению домашнего хозяйства и садоводства до политических памфлетов.

Став актуальной политической силой, журналистика практически сразу же разбилась на «высокую» аналитическую, делающую новости для привилегированных слоев и зарождающейся интеллигенции, и бульварную. Акулы пера, продажные мерзавцы, гоняющиеся за чужими сплетнями – все эти термины относились в большей степени к работникам бульварных СМИ, живущим сиюминутными сенсациями.

Тем не менее именно бульварная журналистика сформировала первые редакции – то есть группы людей, зарабатывающие свой хлеб поиском, редактированием и распространением информации (французские нувеллисты). Не преминули воспользоваться благами СМИ для проталкивания своих идей французские и английские революционеры, а также силы, с которыми они боролись, например, церковь и монархи. Какими только словами и цифрами ни обозначали журналистику: пятая великая держава, третья сила, четвёртая власть.

А потом «случилось» радио. Оно, как и телевизор, переставило привычный мир с ног на голову. Для некоторых журналистоведов это стало точкой отсчёта медленного угасания настоящей журналистики, так как потребителю информации стала нужна картинка. Чем красочнее и динамичнее она была, тем меньше зритель нуждался в аналитике. Но, вероятно, эти люди ошибались, так как самое страшное ждало впереди – его величество Интернет, очень быстро опутавший своими щупальцами всю планету.

Казалось бы, журналистам не осталось места в этом мире. Но большинство изданий смогло принять новую форму – электронную. И журналистика фактически вернулась к тому, с чего начинала: в век глашатаев, то есть к перечислению событий, происшествий, аварий, политических кризисов. Слишком быстр темп жизни – некогда вычитывать длиннющие материалы с множеством аргументов, лучше потреблять готовый новостной продукт.

Бегло взглянув на местами славное прошлое, констатируем то, что происходит в день сегодняшний. Люди постепенно пресытились бесконечной чередой информационных событий. Некоторые начали опять тосковать по хорошей аналитике или публицистике, главное достоинство которой - аргументированное частное мнение. Журналистика мнений, десятилетие блогера - вот куда ушла журналистика. Но и там не остановилась.

Позволим себе пофантазировать, что же несёт работникам пера день грядущий. Будут ли журналисты нужны в тот день, когда новая модель смартфона научится делать подборку новостей за любой период, одновременно переводя их с любого языка на ваш родной и параллельно варя вам кофе? Вероятно, журналистика распределится на два течения: первое попробует воскресить ретро-стиль, создавая небольшие профессиональные сообщества, занимающиеся какой-то узкой темой (автомобили, садоводство, театральная критика, спорт и другое); вторая же переродится, создав новое гибридное течение.

Что же это будет? Стык телекоммуникационного изображения, радио и печатного слова. Журналист, мгновенно реагируя на запрос, ведёт прямую трансляцию с места события, там же возникают небольшие тексты, информационные справки и комментарии, всё это распространяется прямиком на устройства по «летающему» интернет-соединению.

Правда, есть то, что может дать только журналист и не может машина: способность взглянуть на событие под особым углом, восстановить цепочку действий, объединить несколько событий, чтобы говорить о зарождающемся или имеющем место быть явлении, открыть глаза на истинный смысл произошедшего, прочитать между строк распоряжения Правительства и законы, забраться внутрь объекта для его изучения, достать эксклюзив. А также многое другое, для чего необходимо обладать типичными качествами сотрудника СМИ – критическое мышление, некий умеренный скептицизм, умение смотреть со стороны и при этом быть внутри события, масштабировать объект изучения, делать выводы и оперировать фактами и, наконец, вкладывать в своё дело часть души.

Редакция LentaChel.ru поздравляет всех журналистов России с их профессиональным праздником и желает здоровья, крепких нервов и творческих успехов.

1184

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей