Мозги для брони. Павел Исаков и его вклад в историю Танкограда
-3°
Сообщить новость
18.01.2018 12:37

Мозги для брони. Павел Исаков и его вклад в историю Танкограда

Истории Танкограда посвящены десятки книг, тем не менее, «Танкоград в лицах» - еще мало изучен. Даже в Челябинске мало кто из современных горожан назовет пять имен, связанных с Танкоградом. Разве что директора Зальцмана вспомнят. Среди имен, о ком долго не вспоминали по понятным причинам, был и Павел Исаков.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Общество
Мозги для брони. Павел Исаков и его вклад в историю Танкограда Павел Исаков в 1971 году

В январе этого года ввести его имя в публичную историю танкостроения и ЧТЗ решили в музее завода, собрав ветеранов предприятия, кто в разные годы работал вместе с Павлом Исаковым. Участниками встречи стали и руководители движения «За возрождения Урала». А повод был весомый– в январе Павлу Павловичу исполнилось бы 100 лет.

Более 30 лет своей жизни он отдал ЧТЗ, куда приезжал для работы дважды. В начале войны совсем молодым инженером, затем в начале 50-х. Под руководством Исакова коллективом СКБ‑2 ЧТЗ были созданы десятки образцов бронетанковой техники — тяжелые танки КВ, ДВ‑1с, танки от ИС‑1 до ИС‑6, Т‑10, БМП и несколько ее модификаций. Все эти машины — серийного производства, многие из них до сих пор стоят на вооружении российской армии. Во всех модификациях тяжелых танков и САУ, что были созданы и выпускались на ЧТЗ в годы войны, был вклад молодого Павла Исакова.
После войны в 1946 году танковое СКБ, руководимое Жозефом Котиным, возвращается в Ленинград. Тогда же вернулся в родной город и Исаков, став заместителем главного конструктора Ленинградского Кировского завода.
Спустя несколько лет, в 1953 году, он снова приезжает работать в Челябинск - главным конструктором СКБ. В течение двух десятков лет под руководством Исакова были созданы и переданы в серийное производство около десяти образцов бронетанковой техники, не имеющих мировых аналогов. В том числе — плавающий танк «ПТ‑76» и боевая машина пехоты «БМП1».
Ветеран завода, будущий заместитель главного конструктора ГСКБ‑2 ЧТЗ Эрик Яровой рассказал, как вместе с Исаковым участвовал в разработке, испытаниях и производстве первой в мире боевой машины пехоты.
— В 1958 году начинал свой путь на заводе, когда шла работа над самым тяжелым в мире танком (вес его был 56 тонн). Это был так называемый объект 750. Мощность двигателя составляла тысячу лошадиных сил. На танке была установлена самая большая нарезная пушка калибром 130 миллиметров. Больше никто на танках таких пушек не устанавливал. Но после прихода к власти Хрущева отношение к танковой отрасли меняется, разработку тяжелых танков от челябинского СКБ передают Нижнему Тагилу. У нас же появляется новая тематика: посадить пехоту на колеса. Нужно было создать машину на гусеничном ходу для проходимости в любых условиях — по снегу, по грязи, по косогорам и по болотам. БМП должна быть плавающей, гусеничной, защищенной броней и способной везти экипаж в одно отделение — 11 человек. Стояла задача: создать машину для переброски десанта с одного места на другое с запасом хода не менее 500 — 600 километров.
При этом БМП должна была защитить себя: была установлена 73-миллиметровая пушка «Гром», стрелявшая кумулятивными снарядами, которые пробивали любой танк. В мире подобных машин еще не было.
Испытания начались в Чебаркуле, продолжились в Подмосковье, Белоруссии. Своим ходом БМП‑1 вернулась в Москву для показа генсеку ЦК Никите Хрущеву. Но к этому моменту его сняли, и чудо техники показывали на параде в Москве в 1965 году уже новому генсеку Леониду Брежневу…
За создание легендарной БМП Павел Исаков был награжден орденом Ленина. За свою работу по созданию броневого щита страны он получил звание лауреата Ленинской премии, а также звание Герой Социалистического Труда. Под его руководством было создано десятитомное учебное издание «Теория танков», которое до сих пор является настольной книгой для студентов профильных вузов и слушателей военных академий. Скончался Павел Павлович в 1999 году, похоронен в Санкт-Петербурге, где жил с середины 70-х годов.

В день столетия прославленного конструктора его вспомнили на Южном Урале, где он провел многие годы своей плодотворной деятельности на благо обороноспособности своей страны. Где вписал свою главу в летопись Танкограда.

Сергей Белковский

Фото музея ЧТЗ



Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?