Курортные надежды Челябинской области
+27°
Сообщить новость
01.03.2018 14:14

Курортные надежды Челябинской области

О внутреннем туризме на Южном Урале в последние годы говорят постоянно, ставя его развитие одной из приоритетных задач в развитии региона. Что может помочь движению в этом направлении – об этом наш разговор с членом комитета по развитию внутреннего туризма в объединении предпринимателей «Опора России» Андреем Самокатовым.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Курортные надежды Челябинской области

Для разговора мы выбрали не Южный Урал вообще, а одну из его территорий, еще с давних советских времен считающейся курортной. С 60-х годов можно говорить об официальном  появлении курорта Кисегач, объединяющего территорию вокруг нескольких озер, в том числе – Кисегач, Еловое, Теренкуль, Табанкуль.

- Курорт – это особая территория, где есть свои ограничения и должны быть свои плюсы. На пороге весна, не за горами – начало нового летнего сезона. Что можно было бы уже сделать, чтобы это «заработало» уже нынешним летом?

-  Уже в этом летнем сезоне можно исправить ситуацию с изменением скоростного режима на автотрассе, которая проходит в Миасс через курорт. Эту дорогу все, кто там бывает, хорошо знают. Как и то, что автомобили по ней гонят с большой скоростью. Особенно на участке, который идет с горы. Почему бы перед въездами на базы отдыха  на трассе не появиться «лежачим полицейским»? Например, такие есть, кстати сказать, перед любым отелем в Египте.

Другие проблемы этой дороги – ее освещение и обустройство пешеходной части. Не секрет, что берег озера Еловое  перегорожен заборами и часто, чтобы совершить пешее путешествие вдоль озера, людям приходится выходить на эту автотрассу.

Во всем мире вдоль подобных дорог в курортных зонах устанавливают шумозащитные ограждения.  Вдоль озера Елового шли и будут идти поезда. Шум от них, конечно, слышен в местах отдыха на этом озере. Смягчить его могла бы шумоизоляция, как опять же это делают во всем мире. Такая шумоизоляция нужна и вдоль автотрассы, и на некоторых участках железной дороги. Понятно, что это все может произойти не сиюминутно, но нужно поднимать и этот вопрос, если хотим, чтобы курорт Кисечаг славился не только своими лесом и озерами.

Курортная зона должна бы стать местом для развития велопрогулок.  Где подобное передвижение  должно развиваться еще, если не там? Но для этого пока возможностей практически нет. Должны на территории курорта появиться и аншлаги о том, что территория имеет соответствующий статус. Это служило бы и предостережением для каких-то противозаконных действий, и одновременно – рекламой курорта.

- В постсоветские годы, когда у баз и у санаториев начались не лучшие времена, стала происходить и деградация берегов этих озер. Деревья вырубаются, корневые системы их губятся, берег захламляются мусором.

- Это касается и островов на озерах. и тех участков леса вдоль берега, где нет баз отдыха. Это еще одна задача для курортной зоны – создание единой набережной вдоль озера, которую нельзя было бы никому перегораживать. Именно такая набережная, открытая для прохода, должна стать объединяющей всю курортную зону в этой части полосой. Опять же ничего не нужно изобретать – просто вспомните, какие пешеходные зоны есть в любой славящейся туризмом стране. Идешь по ним мимо отелей, переходишь свободно от пляжа к пляжу. У нас же – череда заборов, которые входят прямо в воду и которые как-то нужно преодолевать отдыхающему, чтобы двигаться дальше.

Если провести благоустройство береговой прогулочной зоны, это сразу будет отличать дикие озера от тех, которые образуют курортную зону.

Нужно сказать и о другой стороне проблемы – при увеличении потока отдыхающих и туристов вдоль берега сам этот берег и деревья на нем будут страдать, берег будет вытаптываться. Поэтому нужен проект благоустройства береговой линии-набережной, который бы  включал покрытия, защищающие корни деревьев от повреждений.

- Кто это должен делать – создание единой благоустроенной  прибрежной  прогулочной зоны?

- Это должны делать муниципальные власти, которым принадлежит земля. Но на это денег сейчас не хватает. Наверное, прилегающие территории к базе могут помочь обустроить и собственники этих баз. Ведь чтобы развиваться в каком-то едином ключе, нужны слаженные действия.

- Сейчас модно стало говорить о промышленном кластере. Что это такое? Некая территория, к которой подводятся дороги и коммуникации? То есть создаются условия для начала деятельности. Предоставляются льготы в виде налогов. А чем отличается туристический кластер?

- По сути ничем. Должно быть то же самое, чтобы произошел рывок в развитии туристической деятельности на этой территории. Тем более, нужно помочь тем, кто пытается развиваться на рынке регионального туризма. Ведь рынок туризма очень насыщен и конкурировать на нем становится все сложней и сложней.

На земли курорта Кисегач были наложены ограничения, по которым строить можно некапитальные объекты. И говорить о развитии курорта, как современного и конкурентного объекта, стало трудно. Даже на месте старых зданий, которым больше полувека, построить новые современные корпуса сейчас нельзя. Возможна только их реконструкция. Но сколько ни реконструируй барак, барокко из него не выйдет.

В прошлом году был разработан проект курорта Кисегач, который определил  объемы разрешенного строительства на территории. Это должны быть современные здания. Но когда речь идет о возведении некапитального объекта, найти для него инвестора очень сложно.

- Какие еще «тормоза» видите вы для развития регионального туризма и , в частности, курорта Кисегач?

- Сейчас большинство земель под дорогами к базам отдыха  относится к государственному лесному фонду, При этом работники лесного хозяйства на своих картах помечают эти дороги, как просеки. В итоге их нельзя законно асфальтировать, ремонтировать. А раз  дорог таких на картах нет, то и денег на них у муниципалитетов, соответственно, тоже.

Эти вопросы ставим сейчас и перед соответствующими муниципальными и перед областными властями. Федеральный государственный лесной фонд – большая часть земель курорта Кисегач.

- Без дорог, газификации, электрического и водоснабжения невозможна современная жизнь. А еще есть система канализации. Для курорта Кисегач это тема важная и давняя. Есть у вас предложения по решению этой экологической и коммунальной проблемы?

- Полвека назад были построены очистные сооружения для курортов на озере Табанкуль. Все близлежащие здравницы и пансионаты сбрасывают фекальные стоки в это озеро. Если посмотреть на него  с высоты птичьего полета, а такие снимки у меня есть, легко заметить несколько голубых озер и среди них одно – зеленого цвета. Это смотрится даже красиво, если не знать, почему оно такое. Это озеро Табанкуль.

В каскаде озер Табанкуль находится в самом верху. Из него вода перетекает в другие озера – Теренкуль,а  из него в Кисегач…Все, кто знал озеро Кисегач полвека назад, говорят, что вода в нем сильно изменилась. И не в лучшую сторону.

Если курорт будет развиваться, а тенденция последних кризисных лет именно такова, число отдыхающих вырастет. Значит, вырастет и нагрузка на Табанкуль, а через него и на другие озера, где отдыхают люди. Вопрос нужно решать. Есть предложение перебросить очистные стоки мест отдыха на сооружения Чебаркуля. Когда впервые об этом заговорили, оппоненты утверждали, что это миллиардный проект.  Выяснилось, что стоимость такой переброски может быть в пределах 50 миллионов рублей. Это уже совсем другая сумма для решения столь важной для региона проблемы.

И еще принципиально важно. Если реализовать такой проект, то озеро Табанкуль  сможет восстановиться и снова стать пригодным для отдыха людей.

- Знаю, что вопросы развития туристического бизнеса в Челябинской области вы обсуждали с заместителем губернатора региона. Сейчас подготовили с предложениями от «Опоры России»  письмо на имя губернатора Бориса Дубровского. О чем в нем идет речь?

- О том же, о чем и с вами сейчас говорили. Опыт показывает, что развиваться кластером в туристической сфере гораздо проще и эффективнее, чем развивать отдельный объект на озерах. И нужно создать условия, чтобы курорт Кисегач развивался. Главное, чтобы на этой территории, являющейся курортом, сочетались две задачи – охрана и развитие. Причем, задача развития этих территорий очень важна, потому что без развития ослабевает и охрана.

Сергей Белковский

1123

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей