Почему о школе говорят плохо, а думают ещё хуже?
+14°
Сообщить новость
25.06.2018 00:00

Почему о школе говорят плохо, а думают ещё хуже?

По окончании учебного года самое время поговорить о том, в каком состоянии находиться современная российская школа. Может ли она быть интересной для детей? Нужно ли для этого менять школьную программу? Готовит ли школа детей к жизни? Об этом и многом другом говорили редактор Lentachel.ru с директором и педагогами челябинского лицея № 77.

Рейтинг: 2 3.0/5.0
Рубрика: Образование
Почему о школе говорят плохо, а думают ещё хуже?

Споры о том, какой должна быть современная школа и какие задачи должна решать, не утихают. Кто-то вспоминает советскую школу, другие смотрят на передовые методики обучения в разных странах. А что может предложить сама российская школа? Как правильно обучить ребенка, подготовить к вступлению во взрослую жизнь и в то же время обезопасить от столкновения с ситуациями, например, травли со стороны сверстников? За круглым столом в лицее № 77 собрались редактор сетевого издания Lentachel.ru Герман Галкин, директор лицея Вера Брюхова, учитель химии (он же – учитель 2007 года в Челябинской области) Марс Вахидов и Ирина Дейнеко, руководитель лаборатории «Развитие педагогического потенциала». Диалог получился живым и местами острым.

О взаимоотношениях с родителями

Брюхова:

- У нас существует совет лицея. В него входят представители родителей и учащихся старших классов, до 50 человек. Раз в месяц совет собирается и решает важнейшие вопросы. Начиная с принятия нормативных документов, программа развития, план работы школы на год, финансовые вопросы, подготовка мероприятий. Такая же практика во всех образовательных учреждениях.

У меня собраны письма выпускников лицея разных лет. Они говорят о важности школы в их жизни, благодарят за высокий уровень профессионализма педагогов, нравственные уроки, помощь в определении жизненных ценностей. Сегодня тревожит то, что в СМИ почти нет позитивной информации о школьном образовании. А если вдруг появляется негативная информация, это вызывает сразу бурную реакцию общественности. С современными информационными технологиями надо уметь правильно обращаться.

Вахидов:

- Школа должна плотно работать с родителями. В нашем лицее вся работа ведется при участии родителей. Те, кто за совершенствование системы образования, они ищут решение.

Родители должны активно участвовать в обсуждении того, чему и как учат детей в школе. В нашем лицее дело обстоит именно так. Школы, конечно, разные бывают. Но с точки зрения закона об образовании любая школа предъявляет требования как к детям, так и к родителям. Родители должны активно участвовать в жизни ребенка. Когда есть контакт с родителями, мы можем уйти от ситуаций, когда кто-то говорит, что ребенка в школе унизили, задели его чувство личного достоинства. В нашем лицее самые разные дети учатся, например. Мы верим, что если он в 6 классе не стал чемпионом по химии, биологии, он может раскрыться, реализоваться позже. У кого-то это может произойти и вовсе в 40 лет. Так или иначе мы не отказываемся работать с теми, кто не очень хорошо успевает. И потом те, кто были троечниками, приходят в лицей с благодарностью за то, что их заставляли учиться. Позже они начали-таки учиться в колледже, вузе.

Забудьте, чему учили в школе?

Дейнеко:

- Часто приходится слышать мнение, что после окончания школы выпускникам говорят: «Забудьте все, чему вас учили в школе». А потом говорят: «Забудьте все, чему учили в институте». Как будто с нуля человек начинает взрослую жизнь. Это на самом деле не так. Я бы хотела пройтись по некоторым мифам. Например, миф о том, что школьные предметы вообще не нужны. Так могут говорить, наверное, только те, для кого образование, развитие вообще не главное в жизни. Сравните первоклассника и выпускника школы. За эти 11 лет происходят очень серьезные изменения, и не только физиологические. Конечно, главную роль в этом процессе играет школа. Прежде всего школьное обучение может эти преобразования в человеке осуществить. Конечно, ученики становятся мобильными в получении знаний. Но мы же взрослые люди и понимаем, что это разные вещи: быстро отреагировать на какую-то информацию и усвоить знания, которые потом помогут в жизни стать активным, успешным.

Второй миф: что школа дает только объем знаний, не развивая и не воспитывая ученика. Педагогика сотрудничества в нашей стране существует вообще-то с 80-х годов прошлого века. Учителя-новаторы давно изменили позицию школы из предметно-ориентированной в развивающую. Любое учебное заведение, не говоря уже о нашем лицее, который является инновационным образовательным учреждением третий десяток лет (с 1991года), подтверждает факт серьезных перемен в школе. Современные образовательные технологии (проектные, исследовательские, игровые, проблемного обучения и т.д.) давно вошли в практику работы лицея № 77.

И еще один миф: что троечники – самые успешные люди. Я со своими выпускниками это обсуждала. Они мне говорили: как может организовать работу коллектива, например, человек, который не может организовать даже свою собственную жизнь? Всему в жизни надо учиться, а школа учит целеполаганию, достижению целей, мотивирует на личностное развитие.

Галкин:

- Тут же главный вопрос не к конкретной школе, а к системе образования, за рамки которой очень трудно выйти, как мне кажется, даже хорошему учителю. Который понимает, что надо учить по-другому. В итоге получается, что лучшие учителя работают вопреки системе, что-то порой нарушая. Я закончил школу № 31, которая и в советские времена считалась лучшей в городе. Но я немного могу вспомнить хороших педагогов, которые действительно способны были заинтересовать своим предметом и при этом видели личность в своих учениках.

А понятие успешности – относительное понятие. Это же не означает непременно достижение материального богатства. Это прежде всего самореализация человека.

Вахидов:

- Конечно. В материальном смысле некоторых успешных людей ставить в пример крайне опасно. Школа должна ориентироваться на высокие идеалы. Если мы будем вытачивать учеников под суровую реальность, то можем получить людей, отнюдь не всегда положительных. Есть разные бизнесмены, чиновники, политики, которых не хотелось бы брать за образец для подражания.

Галкин:

- На беседах по профориентации в школах, которые провожу, часто сталкиваюсь с тем, что старшеклассники мечтают, получив профессиональное образование, пойти работать на госслужбу, в силовые структуры, в армию. А например, профессию врача или учителя выбирают очень редко.

Готовит ли школа к жизни?

Вахидов:

- На вопрос, подготовила ли школа к жизни, ответ есть. Школу обвиняют, выдвигая обвинение не по адресу. Школа дает общий уровень образования, учит коммуникации, готовит к разным профессиям. Но собственно профессиональное обучение должны обеспечивать уже последующие уровни образования. Это не задача школы. Но в то же время школа – и есть жизнь. Первая ступенька жизни.

Галкин:

- В Челябинске есть такой журналист и издатель Влад Феркель. Он издал книгу, посвященную мемориальным доскам во всех районах города. Издал без какой-либо бюджетной поддержки. Это своего рода история города. Вспомнил об этом в связи с вопросом о школьной программе истории. Учащиеся изучают древний мир, события, которые происходили 800-900 лет назад. Это, наверное, важно для общего развития. Хотя вряд ли в жизни эти знания пригодятся, если только человек не посвятит себя в дальнейшем изучению истории древнего мира. А вот много ли мы знаем о родном крае, о его истории, природе? Много ли современные ученики (да и взрослые) знают о том, чья имя носит та или иная улица, чем знаменит человек.

Вахидов:

- Да, в школьную программу некоторые важные вещи мы не сможем включить. Однако на самом деле есть определенная свобода в школьном образовании в рамках проектных работ. Здесь нас никто не ограничивает. Причем, у нас в лицее проекты делает каждый ребенок со 2 по 9 класс. Вторая тема – внеурочная работа с каждым классом. Правильнее будет сказать так: есть рамки (наверное, они обоснованы, резко что-то менять вообще опасно). Но в этих рамках мы можем маневрировать. Много челябинцев поступили в вузы столиц и даже зарубежные. Многие сейчас работают за рубежом. Они там оказались востребованы. Это ли не свидетельство качества нашего образования?

Познать окружающий мир

Галкин:

- Все-таки то, как преподается в школе история – это очень спорно. Для современных школьников даже события Великой Отечественной войны воспринимаются как нечто очень далекое. Не говоря уже о событиях прежних веков. Если это не личный опыт и не личный опыт жизни родителей, которые из первых уст могут рассказать, это трудно усваивается детьми.

Дейнеко:

- Наши классные руководители с ребятами объездили всю страну (Москва и Петербург, Кавказ и Алтай). Были в Казахстане, Белоруссии (Брест, Хатынь). Каждые каникулы несколько классов отправляются в путешествие.

Брюхова:

- В отличие от многих школ мы ведем огромную внеурочную работу, в том числе поездки по родному краю. На майские праздники разные наши классы побывали в Туле, в Астане, в Казани, проехали по «Золотому кольцу». Каждые каникулы обязательно организуем такие выезды.

Галкин:

- Маленькое предложение насчет родной Челябинской области. Она очень большая по территории, много красивых мест у нас, много исторических мест. Например, я в силу своей прежней журналистской работы узнал, что наш Верхнеуральск – это город-музей. С другой стороны, он известен своей тюрьмой, где сидели многие известные люди, в том числе жертвы сталинского режима из числа революционеров первой волны. Которые называли себя не троцкистами (такой ярлык им приклеили во времена Сталина), а большевиками-ленинцами. А Златоуст одно время был известен как город, в котором трудно родиться и умереть. Поскольку роддом там лет 15 назад был не очень хороший (рожать ездили в Миасс или Челябинск). В то же время на кладбище закончились места. И просто не было земли под новое кладбище.

Дейнеко:

Если говорить о родном крае, то в программе по литературе, например, есть национально-региональный компонент. Учителя рассказывают о наших уральских писателях и поэтах на уроках. Это фактически предусмотрено программой. Мне не приходится это делать за счет урезания программы по Достоевскому. В рамках исследовательской деятельности ученики выбирают темы по краеведению и побеждают на интеллектуальных конкурсах. Я как мама рада за сына, который за подобную работу по истории родного края после побед в проектах «Шаг в будущее» и «Наследие» в 2008 году был награждён администрацией города бесплатной поездкой в международный детский центр «Океан». Он окончил наш лицей.

Фото Екатерины Галкиной

Окончание следует

Герман Галкин
Новости города: Челябинск
2812

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей