Закон каждый носит с собой в кармане в виде «браунинга». Современники о Челябинске – 100 лет назад
+4°
Сообщить новость
23.08.2018 20:33

Закон каждый носит с собой в кармане в виде «браунинга». Современники о Челябинске – 100 лет назад

Известный челябинский книгоиздатель, много лет возглавлявший Южно-Уральское книжное издательство, Александр Афанасьевич Золотов выпустил как-то книжку «Мой Челябинск. Город глазами современников».

Рейтинг: 2 4.0/5.0
Рубрика: Общество
Закон каждый носит с собой в кармане в виде «браунинга». Современники о Челябинске – 100 лет назад Картина Игнатия Вандышева. Старый Челябинск.

В ней он собрал высказывания и цитаты людей, известных и оставивших свой след в истории города и страны. Наша публикация – дань памяти заслуженному человеку и журналисту, которого уже нет с нами. Для нас, горожан, это возможность узнать много любопытных фактов из истории своего города.

Итак, несколько отрывков из этого уникального издания, которое легко умещается на ладони.

Шведский композитор и фольклорист Вильгельм Гартвельд написал в своей работе «Каторга и бродяги Сибири» в 1912-м году:

«Мне пришлось побывать почти во всех городах европейской и азиатской России, был я и на Кавказе, но смело ручаюсь, что ни один город не носит такой поразительной и исключительной физиономии, как  Челябинск. Если вы читали гениальные рассказы Брет Гарта из жизни и нравов дальнего запада Америки, то вы получите представление о нравах в Челябинске. Это какой-то «вольный город» , для которого закон не писан».

Еще: «Нравы Челябинска зависят от того, что он является каким-то распределительным пунктом для ссыльных, больше всего уголовных, и что последних собирается в городе до двух тысяч человек. Закон каждый носит с собой в кармане в виде «браунинга», так как с наступлением темноты без такого «аргумента» никто на улицу не выходит».

В «Историческом вестнике» в 1909 году российский публицист Анна Нечаева писала:

«Челябинск резко отличается от других провинциальных городов тем, что чиновничество в нем не является господствующим классом и не задает тона. Более постоянный класс населения  состоит из  крупного купечества, мелких торговцев и железнодорожников.

В Челябинске есть все, но все скороспело, все сделано с горячкой, которая мешала солидно и основательно подумать над делом. Дома растут в Челябинске с быстротой поганых грибов после дождливой погоды, и конечно, обладают таким же крупным недостатком, то есть все непригодны для жилья и тем не менее берутся нарасхват. Явление это очень понятно и легко объяснимо.  Город так быстро растет, потребности так быстро назревают, что их не успевают удовлетворить  с надлежащей добросовестностью».

Другой российский публицист Николай Лендер в 1909 году в «Вестнике Европы» пишет:

«Челябинск – отвратительный городишко. Тут скрещиваются бесчисленные пути Европейской и Азиатской России, мимо Челябинска пролетают сибирские экспрессы, мимо него проходит все переселенческое движение крестьян – но какая жалкая, захолустная и зловонная яма этот Челябинск!».

Такое впечатление производил город на приезжих.

Конечно, многое в жизни Челябинска с тех пор изменилось. Изменилось и его место на Урале и в России. Он давно стал одним из тех городов, про которые говорят «опорный край державы».

Но знать, с чего все начиналось, помнить об этом, нужно.

И еще одно мнение – уже нашего современника Евгения Елисеева, бывшего вице-мэра города, затем представлявшего Челябинскую область в Совете Федерации. Это снова из книжки Александра Золотова «Мой Челябинск»: «Лет через 20-30 Челябинск вернется к своим естественным истокам, но уже на более высокой стадии – станет крупнейшим мировым перевалочным пунктом. Здесь товары будут готовить для последующего продвижения и реализации в самых различных странах. Именно это занятие станет основным для жителей города, который вполне может превратиться  в торговую Мекку. Тому будут способствовать всевозможные  транспортные магистрали, пересекающиеся в Челябинске. Южно-Уральская железная дорога – одна из самых напряженных в России. В последующие годы ее роль еще более возрастет. В немалой степени благодаря Транссибу в ХХI веке город окажется в самой гуще мирового интеграционного процесса».

Насколько окажется  точным это предсказание, покажет история. Новая история нашего города.

Сергей Белковский
Новости города: Челябинск
971

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей