Александр Фокин: «Надо понимать, зачем именно вам высшее образование»
-14°
Сообщить новость
17.09.2018 10:51

Александр Фокин: «Надо понимать, зачем именно вам высшее образование»

Учебный год в России только начался. Что сегодня происходит в высшей школе? Востребованных ли специалистов выпускают вузы? Правильно ли, что в университеты принимают не по результатам вступительных экзаменов (их фактически нет), а по результатам сдачи выпускниками школ Единого государственного экзамена? Сколько людей с высшим образованием надо России? Об этом и о многом другом редактор Lentachel.ru говорил с Александром Фокиным, преподавателем истории, доцентом Челябинского госуниверситета.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Образование
Александр Фокин: «Надо понимать, зачем именно вам высшее образование»

- Александр, как Вы относитесь к ЕГЭ? Известно, что поначалу в вузах очень скептически оценивали этот экзамен.

- Я с одной стороны, сторонник ЕГЭ. С другой, противник. Сторонник – потому что меньше стало коррупции. Есть примеры, когда люди из провинции поступают в самые престижные вузы страны. Но для регионов система ЕГЭ – минус. Скажем, наш вуз каждый год готовит олимпиадников. А потом лучшие из них уходят поступать в вузы Москвы и Питера. Мы своими руками готовим кадры не для Челябинска. Хотя в этом году наметилась тенденция, когда некоторые лучшие выпускники школ Челябинска возвращаются обратно после попыток поступить в Москву. В столице нынче оказалась супервысокая конкуренция. На бюджетные места поступали выпускники школ с максимально возможными результатами (300 баллов). Мало того, у них еще были дополнительные показатели – спортивный разряд, участие в творческих конкурсах (пение, танцы, пр). У кого этих дополнительных показателей нет, даже максимальные баллы не помогали поступить. Конкурс возрастает, по крайней мере на гуманитарных дисциплинах.

- Государство сейчас стимулирует рост числа студентов на естественно-научные направления.

- Да, каждый год места для гуманитариев уменьшают, у естественников все остается на прежнем уровне. Но беда в том, что немного выпускников школ готовы сдавать, например, профильную математику (а не базовую) или профильную физику. Доходит до того, что во всей Челябинской области выпускников, сдающих физику, меньше, чем есть мест на физических факультетах всех вузов. То есть фактически среди абитуриентов нет конкуренции.

С другой стороны, есть такой лидер среди школ, как физико-математический лицей № 31. Его ученики регулярно выигрывают мировые олимпиады по ряду естественных дисциплин. Из этого вытекает логичная жизненная стратегия.

- Какая?

- Если выбираешь профессию программиста, например, то все же понятно. В России надо закончить бакалавриат или магистратуру, а потом влиться в научный коллектив с западным участием. Даже Челябинск активно интегрируется с европейскими научными сообществами. Но это касается прежде всего технических специальностей. Предположим, наш вуз занимается рядом научных исследований. А современное оборудование по тому или иному направлению есть только за рубежом. Заключается партнерское соглашение. Выделяется квота на работу с каким-нибудь ускорителем, прибором. В результате российские ученые (речь про математиков и физиков прежде всего) живут на три дома. В России они учились, в Европе и СШАполучают финансирование. И еще есть Китай (вкладывающий огромные деньги для того, чтобы догнать страны-лидеры в науке). Поэтому если кому-то из российских ученых предлагают поработать в Китае в самой современной лаборатории, то почему бы нет?

- Гуманитариям сложнее.

- Конечно. Мы явно проигрываем техническим специальностям.

Гуманитарии не могут так же очевидно продемонстрировать результаты своей работы. Кстати, такая же проблема и у гуманитариев в Европе.Хотя бывают свои особенностями. Когда возникла арабская угроза, арабистика пережила взлет. А после Второй мировой войны был серьезный рост славистики. Западная Европа и США очень хотели разобраться в том, что собой представляют славяне, что можно ожидать от Советского Союза. В результате наших эмигрантов-ученых брали на работу. И они сформировали довольно мощную научную школу славистики.

- Вы преподаете историю. Что интересного отмечаете в профильной для себя сфере?

- Все современные инновационные подходы к изучению истории России приходят к нам с Запада. За исключением, пожалуй, периода Древней Руси. А почти по всем остальным периодам главные специалисты по теории в истории России – иностранцы. Русские историки вынуждены брать в работу теории¸ придуманные в Оксфорде, Гарварде, Йеле и еще где-нибудь. Вот такая ситуация.

- А чем отвечают на эти тенденции власти России?

- Президент Путин, как известно, не так давно открыл памятник императору Александру III. У наших властей идеал, видимо, это такая стабильная, сильная империя, а в идеологии – просвещенный консерватизм. С одной стороны, в ту эпоху был промышленный рост (пример – реформы Витте и Столыпина). Сейчас нам до группы мировых лидеров по темпам промышленного роста сложно дотянуться. Так что есть, к чему стремиться. Сейчас у властей России идея скромнее – обогнать хотя бы Португалию.

- Экономику строят люди, которые еще недавно учились в школе.

- И вот тут можно снова вернуться к ЕГЭ. Есть одна большая проблема. Скажем, когда некоторые преподаваемые в школе дисциплины страдают. Из-за того, что выпускники школ в январе их не выбрали. Соответственно в школах начинают в часы, которые должны были быть отведены той же биологии, например (которую выпускники для ЕГЭ не выбрали), ставить предметы, которые гарантированно будут сдаваться на ЕГЭ. Конечно, уровень знаний по предметам, которые не войдут в ЕГЭ, снижается.

А еще в школах замалчивают проблему несоответствия школьной программы и ЕГЭ. Если ученик в полном объеме освоит школьную программу, ЕГЭ он хорошо не сдаст. К сдаче ЕГЭ нужно специально готовиться. Поэтому так развито сейчас репетиторство. В котором задействованы и школьные учителя, и преподаватели вузов. При каждом вузе есть курсы по подготовке к ЕГЭ. Без репетиторов хорошо сдать ЕГЭ практически невозможно.

- Опыт уже накоплен. ЕГЭ сдается уже более 10 лет. Пора делать выводы?

- Надо понимать, что 17-летних ребят (еще несовершеннолетних людей) подвергают на Едином госэкзаменедовольно жестокому психологическосу давлению. Многие результаты ЕГЭ получились плохие не из-за незнания выпускника, а из-за стресса.

- Вопрос. А зачем хорошо сдавать ЕГЭ? Разве есть связь между хорошей сдачей ЕГЭ и хорошим трудоустройством?

- Хорошо сдать ЕГЭ надо, чтобы поступить на бюджет в вуз.

- Но во-первых, кроме вузов есть еще техникумы. А во-вторых, нет же цели всю жизнь учиться. Работать надо. В чем плюс от поступления на бюджет в вуз?

- Да и бюджетных мест не так много. Сейчас ситуация такая, что повышают оплату за учебу в вузах. И самое главное, никто не гарантирует хорошего трудоустройства по окончании вуза. Вообще это многофакторная ситуация. До сих пор действует инерция престижности высшего образования. Высшее образование – признак того, что человек в жизни состоялся. Но многие молодые люди на самом деле не понимают, чего они хотят. С другой стороны, высшее образование вроде бы действительно раскрывает широкую дорогу. Но по этому поводу я шучу иногда, что необходим в вузах факультет общего развития. Чтобы научить людей правильно себя вести в обществе. Этакая школа хороших манер.Человек, выучившись на экономиста, историка, политолога, химика, потом идет зачастую в продавцы-консультанты. Таких случаев много. И ему при наличии высшего образования проще общаться с людьми.

- С учетом стоимости высшего образования возникает вопрос – стоило ли оно того?

- Согласен, что это дорогой путь в продавцы-консультанты. Отчасти на путь высшего образования толкают молодежь работодатели, которые ставят условием приема на работу наличие высшего образования.

- Руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов задавался вопросом, что будут делать молодые люди после окончания вузов? Экономике же такое количество выпускников вузов не нужно. Нужны люди, умеющие работать руками.

- Это третья проблема. В России высшее образование выполняет функцию социальной подушки. Если эти молодые люди сразу после школы окажутся в ситуации, что надо устраиваться на работу, а работы нет… Если бы еще создавались активно рабочие места…

Есть пример металлургического колледжа в Челябинске, который гарантированно обеспечивает выпускникам трудоустройство. Но таких примеров мало. Молодые люди ориентируются на некие модели успеха. Никто не думают о ситуации, когда не будет работы, когда молодой человек не сможет найти себе места. Один из классических примеров – Билл Гейтс и Марк Цукерберг, которые бросили учебу в университете и занялись бизнесом. Но куда больше примеров тех, кто бросил учебу в университете и потом ничего не добился в жизни.

- Социальная подушка? Но потом же выпускники вузов все равно приходят во взрослую жизнь, пусть на несколько лет позже. А 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест нет.

- Нету! Тут надо говорить о структуре российской экономики. Есть нефтегазовый сектор, который преобладает. А в остальном больше не сфера производства, а сфера обслуживания. Я понимаю, что часть выпускников вузов идут в «Красное и белое», «Эльдорадо» и подобные сети. И в итоге там и остаются.

- Но это же не тот офис, о котором они мечтали.

- Конечно, нет. Но если ничего другого найти не получается, остается только такой вариант. Кстати, в регионе проблема стоит меньше, чем в Москве. Поскольку в столице ожидания выпускников вузов больше. Я заметил, что когда я учился в университете ( с 1999 по 2004 год), у нас единицы студентов работали. Сейчас это повсеместно распространено. Многие, начиная уже с 1 курса, работают официантами, курьерами и пр. И у этих студентов взросление происходит раньше. Эти ребята начинают быстро понимать, где можно найти работу. Они оказываются лучше приспособлены к жизни, чем прежние поколения студентов. Я в свое время после выпуска даже не представлял, куда можно пойти. Даже пытался пойти в книжный магазин продавцом-консультантом (с дипломом историка!). Слава Богу, меня не взяли! Мне трудно было представить, что можно прийти в школу и предложить, чтобы меня взяли учителем.

- История в вузах изучает не современную историю?

- Конечно, мы главным образом изучаем события, которые от нас уже далеко. От древних времен до ХХ века. Есть набор тем. Как их выстроить, это зависит от преподавателя. Кто-то просто читает по учебнику. А кто-то может искать новые факты, чтобы сделать обучение интересным.

- Как ведется сейчаспреподавание в вузах? И кто они, преподаватели вузов?

- Идет своего рода война, о которой мало говорят. С одной стороны, есть вузовская автономия. Но есть примеры, когда преподаватель истории на лекции начинает рассказывать нечто среднее между гипотезами небезызвестного Фоменко и программами Рен-ТВ. Про заговоры масонов и т.п. Человек явно выбивается из общей парадигмы, из того, что мы называем научным знанием. С другой стороны, есть тенденция максимально формализовать работу преподавателя. Из-за несоответствия формальным показателям проблемы возникли даже у серьезных вузов – типа Европейского университета в Москве, Московской высшей школы социальных и экономических наук.

- А что все-таки должен знать по истории человек, который поступает на исторический факультет?

- Тут дело не в том, что он должен знать. Хотя есть, конечно, набор базовых знаний: когда отменили крепостное право, когда случилась Октябрьская революция. Но будущий историк должен обладать некими навыками. Например, навыками аргументации. Он должен уметь отстаивать свою позицию. В ЕГЭ по истории одно из заданий такое: «Императрицу Екатерину по праву считают великой». Надо привести два аргумента в поддержку такой точки зрения и два – против. Выпускник школы должен уметь взглянуть на одну проблему с разных точек зрения. Он должен уметь пользоваться историческими знаниями.

- В древнерусской истории много белых пятен?

- Да. Поэтому в такой ситуации можно манипулировать, придумывать небылицы про то, что было до введения христианства. Якобы хотят подчинить русский народ. Есть любители распространять теории заговоров в этом направлении.

- Чему могут научить выпускника школы на историческом факультете вуза при наличии 31 спорного момента в отечественной истории?

- Да, спорных моментов много. Но моя, например, позиция как преподавателя вуза – научить студентов критически мыслить. Чтобы человек мог критически воспринимать информацию, чтобы не превращался в информационного зомби. Человек должен понимать, кому выгодна та или иная информация. Второй важный навык, которому надо учить в университете – способность самостоятельно учиться. В школе этому не учат. Техническое образование устаревает лет через 5 после окончания вуза. Значит, человек должен уметь самостоятельно совершенствовать свои знания.

- А в гуманитарной сфере?

- В гуманитарной сфере свои сроки. Иногда подольше, иногда изменения, наоборот, происходят стремительно. Например, если взять события 1991 года применительно к такому предмету, как история. Очень быстро и очень радикально изменились программы обучения под влиянием событий того времени. Выяснилось, уже не надо учить историю КПСС и все эти пленумы.

- Особенно тяжело пришлось школьным учителям.

- В школе по сей день не учат критическому мышлению. У самих учителей нет этого критического мышления. Я несколько лет работал в системе повышения квалификации. Забавно бывало видеть, когда приезжали с области школьные учителя и во время лекции сидели в телефонах. Я им напоминал: «Когда школьники приходят на уроках и сидят в телефонах, вы их ругаете?». Они отвечали, что да, ругают. Я им тогда задавал вопрос, почему они сами себя ведут так же: «Что с вами делать? Вы же взрослые люди, некоторые старше меня».

У школьных учителей жесткие условия: большие нагрузки, много документов, которые надо оформлять. Но этот навык учиться, нагружать свой мозг – крайне важен. К сожалению, и в вузе не все преподаватели не стремятся совершенствовать свои знания и навыки. Считают, что если защитили кандидатскую, их путь в науке закончился.

- Если в вузах будут учить критически мыслить, тем самым будут воспитывать политическую оппозицию!

- Ну студенты всегда были основой протестов!

- Власть с одной стороны говорит, что нужно качественное образование. Но если это будет так и если студенты будут способны критически мыслить, они однажды сметут эту власть, которая, насколько можно заметить, нетерпима к критике и которая не дает полноценно развиваться молодежи и обществу в целом.

- Однажды приезжали представители издательств, которые продвигали свои учебники. И делились информацией, что сталкиваются с очевидным противоречием.

На уроках обществознания они говорят, что надо проявлять активную гражданскую позицию, отстаивать свою точку зрения. А с другой стороны, надо говорить студентам, чтобы не ходили на митинги протеста, это провокация. Возникает для учителей обществознания ситуация шизофрении. Но и со средствами массовой информации та же картина. С одной стороны, СМИ должны защищать интересы демократии. А на деле для журналистов введен ряд ограничений.

- Подтверждаю. Сталкивались с контролем Роскомнадзора, хотя цензура по Конституции запрещена.

- Еще беда в том, что не всегда критическое мышление востребовано в вузе. Причем, как преподавателями, так и студентами. Некоторым студентам нужны просто корочки об окончании вуза. У нас вообще нет прямой связи между оценками, качеством образования и последующей успешностью в жизни. Существует масса примеров. У меня есть однокурсники, которые хорошо учились. Сейчас работают в колледже и получают, прямо скажем, не самую большую зарплату. А троечники открыли баню и зарабатывают на ней сравнительно неплохо.

- Бывает, что у человека есть просто предпринимательское чутье. А учился он плохо и книг вообще не читал.

- Бывает. С другой стороны, в фитнес-центре, знаю примеры, инструкторами работают студенты, получающие финансовое образование. Человек умеет выстраивать коммуникации. И в роли инструктора зарабатывает вполне прилично. А еще вспоминаю пример с однокурсником, который три года подряд сдавал на диплом, все у него не получалось. Но потом в КВН себя реализовал. Сейчас успешный сценарист в Москве. Даже для «Универа» писал.

- Сильно политика влияет на систему образования в России?

- Последнее серьезное такое влияние связано с событиями 1991 года. Конечно, иногда сейчас пытаются какие-то политические моменты пронести в учебники. Например, когда изучается тема о присоединении Крыма при Екатерине. Звучит мысль, что Крым всегда был российским. А иногда еще вспоминают про XI век, когда русские князья появлялись в Крыму. Но все-таки глобальных изменений в предмете истории, например, под влиянием политики нет. Но есть сложные вопросы по ХХ веку: Ленин, Сталин и т.д.

По древнему же миру изменений фактически нет.

В целом в вузе очень много зависит от преподавателя. Оценки исторических событий бывают иногда очень разными.

Мое самое любимое задание для студентов – предложение написать эссе, что было бы с Россией, если бы в 1812 году победил Наполеон? Было бы хуже России от этого? А может, он бы отменил крепостное право на 50 лет раньше? А может, он подарил бы России Кодекс Наполеона, как он сделал это по отношению к странам Европы? И тогда бы в нашей стране сформировалась современная по тем временам юридическая модель. Может быть, Россия бы пошла по другому пути. Наполеон же не планировал уничтожить славян. Есть же пример с французским маршалом Бернадотом, который стал шведским королем. Швеции от этого хуже не стало.

А в России, предположим, стал бы Мюрат императором. И Россия бы оказалась политически и экономически частью Европы. Понятно, что на экзамене таких вопросов студентам не задают. Но упражнения в качестве развития критического мышления бывают полезны. Посмотреть исторические источники, почитать письма Наполеона.

- Сколько людей с высшим образованием нужно современной России? Сейчас у нас 56 % россиян имеют высшее образование. В США только 42 % имеют высшее образование. При этом в США нет такого острого дефицита квалифицированных кадров. А В России такой дефицит есть.

- Если бы у нас была развитая экономика знаний, если бы Челябинская область ставила своим приоритетом создание местной Силиконовой долины или организацию дата-центра в Миассе, то было бы здорово. Каждый год у нас власти объявляют о создании очередного кластера. Но что на выходе? Если у нас хотят создавать очередной крупный проект в сфере разработке полезных ископаемых, то почему бы не выстроить систему нескольких переделов? Чтобы выдавать не сырье, а готовый продукт.

Вот если бы человек из Яндекса или кто-то типа Павла Дурова возглавил Россию, многое могло бы измениться. Но пока это только мечта. А Челябинская область была индустриальной, сейчас же стала индустриально-аграрной. Есть ощущение, что наш регион идет по пути регресса, поставляя колбасы и сырье.

- Есть отличие в значении высшего образования во времена СССР и сейчас?

- В СССР люди с высшим образованием формировали определенную жизненную среду. У них были запросы в том числе на культурный отдых.

- И там было немало критически мыслящих людей.

- Да. Могу привести пример с Томском, старым городом с университетскими традициями. Из нашего времени можно вспомнить Пермскую культурную революцию (Марат Гельман этим занимался). В Екатеринбурге тоже есть свои козыри. Челябинск, к сожалению, застрял в парадигме «индустриального города». Но надо понимать, что сегодня рабочие поставлены в такие условия, что им трудно развиваться как личностям. Приходилось слышать рассказы молодых рабочих, что на некоторых наших крупных старых заводах взрослые пьют, молодежь увлекается другими вредными веществами. Это для них такой способ релаксации. Потому что другие варианты досуга для людей с такого производства непривычны.

- Число вузов в России власти сокращают.

- Это искусственное давление, не предлагающее альтернатив. Это плохо.

- Куда идут работать ваши выпускники?

- Очень разные судьбы. Кем-то можно гордиться. Одна моя дипломница работает во Франции в стартапе. Они продают дизайнерские изделия ручной работы из ткани XIX века. Стоит это безумно дорого. Есть более скромные примеры, когда выпускник Челгу пошел работать помощником судьи. А вот в науку чтобы кто-то пошел, таких примеров из числа моих выпускников не помню, к сожалению. Вузовское образование в целом сжимается. Порой просто нет мест для тех же способных выпускников. Да и невыгодно это. Ставка для преподавателя в университете (кандидата наук) – 25-32 тысячи рублей. Такие же деньги может зарабатывать кассир в крупном магазине. Который обучался две недели.

-Стоит ли молодым сегодня советовать получать высшее образование?

- Если есть жесткая аллергия на высшее образование, то мучить себя не стоит. Но если вы не знаете, к чему склонны, можно попробовать себя найти в процессе обучения. В целом все-таки человек с высшим образованием имеет больше шансов в современных условиях. У него больше связей, больше опыта общения. Наличие диплома как формальный признак иногда тоже может иметь значение.

В общем, с высшим образованием возможностей больше, чем без него. Но необходимо как можно раньше понять, зачем нужно высшее образование. Если только ради диплома – это одна стратегия. Если для того, чтобы работать в госорганах – это другая стратегия. Есть варианты – строить карьеру в сфере крупного бизнеса или реализовывать себя в творческой сфере. Вот это надо понять – зачем.

Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?