Проект «Активный житель 74» – шаг в будущее для Челябинской области
-12°
Сообщить новость
19.11.2018 12:02

Проект «Активный житель 74» – шаг в будущее для Челябинской области

Как жителю большого региона быть услышанным властями? В Челябинской области недавно нашли ответ на этот вопрос. В 2017 году губернатор Борис Дубровский принял решение о развитии регионального портала государственных и муниципальных услуг Челябинской области (gosuslugi74.ru). В июле текущего года проект был запущен в промышленную эксплуатацию.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Коммуникации
Проект «Активный житель 74» – шаг в будущее для Челябинской области

Что такое «Активный житель 74»?

Программа «Активный житель 74» – это система опроса, позволяющая жителям области принять участие в выборе различных вариантов реализации тех или иных проектов, предлагаемых органами власти. Она предлагает через Интернет оценить правительственные и региональные проекты, реализованные на Южном Урале. А кроме того, граждане выбирают решение наиболее актуальных проблем повседневной жизни. Безусловно, возможности граждан влиять таким образом на власть сильно повышаются.

Чтобы принять участие в опросе, необходимо зарегистрироваться на региональном портале госуслуг или использовать для входа логин и пароль от Единого портала gosuslugi.ru. Для владельцев смартфонов и планшетов разработано приложение «Активный житель 74». Необходимо загрузить его на свой гаджет с «Google Play» или «Appstore». Фактически каждый сможет найти для себя удобное решение.

– Внешне региональный портал госуслуг напоминает федеральный портал gosuslugi.ru, – поясняет министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Козлов. – Выдержан привычный интерфейс, расположение основных блоков, чтобы для пользователя освоение нового ресурса было максимально комфортным и привычным. Около 70% жителей области в возрасте старше 14 лет могут свободно пользоваться этим ресурсом. Это более двух миллионов человек.

Портал оказался востребованным. К середине ноября была подано уже 31 тысяча электронных заявлений от жителей области. Сегодня число зарегистрированных пользователей портала составляет 20 800 человек. Половина из них – люди в возрасте от 25 до 34 лет. Принято считать, что пожилые люди трудно адаптируются к веяниям времени, включая электронные услуги. В нашем случае статистика говорит об обратном: почти четверть всех пользователей портала госуслуг – это люди в возрасте 45 лет и старше.

Во многом такие показатели связаны с тем, что проект, который предложил глава региона Борис Дубровский, прост с «технической» точки зрения. Потому разобраться в нем могут как молодые люди, так и представители старшего поколения.

В основе «Активного жителя 74» лежит использование московского проекта «Активный гражданин». В Челябинской области ресурс создавала та же компания, которая разрабатывала аналогичный столичный проект. Таким образом, использовалась готовая методология его внедрения. Однако есть и свои ноу-хау.

Опыт столицы оказался успешным – сегодня этот проект насчитывает более двух миллионов участников. Это сопоставимо с населением таких стран, как Латвия или Словения. За четыре года работы системы проведено 3600 голосований, реализовано 1900 решений. Можно сказать, что практически каждый день в Москве воплощаются в жизнь решения благодаря указанному проекту.

В свою очередь создание регионального портала на Южном Урале преследовало сразу две важные цели. Необходимо было решить задачу, экономя при этом бюджетные средства. Вывод одной услуги на федеральный портал значительно дороже, чем разместить услугу без посредников на местном портале. Кроме того, федеральный портал не позволяет приземлить на него полезные онлайн-сервисы, которые сейчас реализованы на региональном – например, электронные голосования «Активный житель 74», оплата коммунальных услуг через систему «Город» и другие услуги. Так что преимущества очевидны.

О цифрах и не только

За четыре года управления Челябинской областью Борисом Дубровским электронная грамотность населения заметно выросла. Сегодня жители региона все чаще прибегают к услугам электронных порталов, предпочитая решать свои задачи быстро и эффективно у монитора компьютера, нежели по-старинке простаивать часами в очередях. Благо созданные в области электронные сервисы позволяют, не выходя из дома, решать едва ли не весь спектр повседневных вопросов.

Уместно привести несколько цифр. По поручению президента России Владимира Путина, к концу года доля граждан, использующих электронную форму услуг, должна составить в стране не менее 70%, к концу 2017 года было только 60%. Сколько жителей пользуются электронными услугами, оценивает Росстат по результатам выборочного опроса населения в регионах. В Челябинской области по итогам 2017 года 60,7 процента жителей пользовались услугами в электронном виде.

Это уже тогда был самый высокий показатель в Уральском федеральном округе, хотя и немного уступал общероссийскому (64,3%) уровню, который во многом определяется статистикой Москвы, Питера, Казани.

В указанном опросе в Челябинской области приняли участие более четырех тысяч жителей из 35 населенных пунктов, в том числе жители сельских поселений. Большинство из них предпочитают получать услуги в электронном виде, то есть при помощи официальных веб-сайтов органов власти, портала госуслуг, через мобильные устройства, электронную почту или терминалы самообслуживания.

После появления в Сети проекта «Активный житель 74» (часть регпортала госуслуг) южноуральцы смогли «размежевать» свои заботы по разным «корзинам». Так, среди наиболее популярных федеральных услуг наши земляки называют такие сервисы, как извещение о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России, регистрация автотранспортного средства в Госавтоинспекции, получение российского или загранпаспорта. В то же время к региональным властям люди обращаются в основном в случаях содействия в поиске работы, информировании о положении н рынке труда в регионе или по вопросам компенсаций на оплату услуг ЖКХ.

Эти новшества сразу выдвинули регион в число «электронных лидеров» страны. Сегодня Челябинская область в этом социально-экономическом сегменте входит в десятку наиболее «продвинутых» регионов в России: в электронном виде нашим жителям доступны более 200 услуг на федеральном и региональном порталах. Это и вопросы социального обеспечения и коммунальных услуг, здравоохранения и культуры, трудовой занятости и правопорядка, транспорта и торговли, науки, спорта, семьи, гражданства, налогов и множества других сфер деятельности человека. Все это позволяет человеку сэкономить время, деньги, нервные клетки, что с каждым днем и месяцем понимает все большее количество жителей региона.

Сегодня Челябинская область входит в десятку наиболее «продвинутых» регионов в России по использованию жителями электронной формы услуг: за неполных четыре года губернаторства Бориса Дубровского число жителей региона, подавших заявки на региональные услуги, выросло в четыре раза (до 145,5 тысяч), а на федеральные – более чем в 12 раз (до 1160 тысяч).

Мы видим, что есть интерес к проекту, люди высказывают свое мнение, и очень важно, что власти на местах реагируют, – подчеркивает глава региона. – Жизнь не стоит на месте, появляются новые каналы взаимодействия между властью и гражданским обществом. Электронные голосования, на мой взгляд, отражают веяния нашего времени, когда всем хочется поучаствовать в принятии решений и быть услышанным.

Программа виртуальная – результаты реальные

Итак, проект «Активный житель 74», запущенный в середине 2018 года губернатором Борисом Дубровским, предполагает проведение опросов граждан. Опросы могут быть как общеобластные, так и таргетированные, то есть уникальные для каждого муниципального образования вплоть до небольшого населенного пункта.

– Основной целью проекта «Активный житель 74» является вовлечение жителей нашей области в процесс принятия решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Челябинской области, показать легитимность принятия этих решений, – считает начальник Управления по внутренней политике правительства Челябинской области Виталий Шиков. – Голосование поможет определить дальнейшие направления деятельности местного самоуправления. Жителям предлагается высказать свое мнение по различным вопросам: благоустройство, место проведения мероприятий, определение места установки некоторых объектов инфраструктуры и т.д. Кроме того, предполагается информирование населения о жизни их малой родины через новостную ленту.

И хотя проект «Активный житель 74» по электронным меркам еще совсем юн, он уже приносит первые плоды. Пока проект работает в отдельных муниципалитетах области, но уже в первой половине будущего года эта программа получит статус общеобластной.

Как это работает? В Сатке, например, улицу Металлургов украсят кустами шиповника. Так решили сами местные жители. Сатка стала первым городом, подключившимся к проекту Дубровского. Горожанам посредством электронного голосования предлагали сделать выбор между тремя культурами для озеленения обновленного тротуара. Кизил и акация саткинцам понравились меньше. Они выбрали шиповник.

В конце октября на территории, прилегающей к Ашинскому городскому рынку, администрация муниципалитета провела сельскохозяйственную ярмарку. Благодаря активному голосованию жителей района, в котором приняли участие 172 человека, было выбрано место проведения ярмарки и определен состав участников. В ярмарке приняли участие и представили свои товары 32 производителя сельхозпродукции из Аши, Катав-Ивановска, Юрюзани и двух районов соседней Башкирии, которые обеспечили жителей западной части Челябинской области мясом говядины, свинины, баранины.

В Миассе активные жители одноименного проекта выбрали внешний вид нового фонтана. Он разместится в северной части города – в сквере машгородка на проспекте Макеева. Администрация Миасса уже приступила к работам по воплощению пожеланий своих земляков – фонтана средней глубины с двумя чашами.

В настоящее время проходят активные голосования и в других населенных пунктах Южного Урала. Так, в Усть-Катаве люди должны определить, устроит ли их новогодний ледовый городок в нагорной части города, в Кусе накануне проведения II Фестиваля народного творчества и ремесел горожанам задали вопрос об уральских валенках, в Уйском районе к празднованию Нового года для жителей подготовили сразу три вопроса – украшают ли они свое жилище, надо ли украшать многолюдные места и ставить ли елку на ледовом катке «Юность».

Жителям Златоуста предложили украсить город иллюминацией в виде символа их города – крылатого коня,, а также попросили определиться с очередностью ремонта межквартальных лестниц. В Магнитогорске городские власти уже сейчас начинают думать о будущем лете, выложив на портал «Активный житель 74» голосование о летних парках.

Впредь руководство муниципалитетов Челябинской области в первую очередь будет ориентироваться при планировании текущей деятельности на мнение местных жителей. Узнать его теперь легко можно по результатам общественного электронного голосования.

– Развитие регионального портала государственных и муниципальных услуг Челябинской области и появление на нем сервиса электронных голосований «Активный житель 74» – важный шаг в правильном направлении, – убежден политолог Александр Мельников. – В последнее время власти Челябинской области уделяют серьезное внимание развитию электронных сервисов. Это, безусловно, очень актуально, поскольку, с одной стороны, отвечает современным реалиям внедрения во все сферы нашей жизни новейших информационных технологий, с другой стороны, соответствует гражданскому запросу на создание более полноценных и оперативных механизмов обратной связи между государством и обществом. Насколько я знаю, уже на сегодняшний день на региональном портале зарегистрировано порядка 15 000 жителей области. Несомненно, эта цифра будет расти, в том числе благодаря сервису «Активный житель 74».

Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?