Мировую премьеру «Арктика» приготовила «челябинская американка» Лера Ауэрбах: эксклюзив

На днях в Челябинске выступал скрипач и культуролог Михаил Казиник. От него услышал про Леру Авербах. «Она ведь родилась в Челябинске?» - заметил в разговоре. «Я знаю, - ответил он. – Я дружу с семьей Авербахов».
Мировую премьеру «Арктика» приготовила «челябинская американка» Лера Ауэрбах: эксклюзив
Лера Авербах с Сергеем Юрским

Прошло еще пару дней, и от директора музея ЧТЗ Надежды Диды узнал, что скоро у Леры состоится премьера нового произведения, названного «Арктика». Написал письмо Лериному отцу Льву Исаевичу, чтобы узнать подробности.

Итак, мировая премьера нового произведения Леры Ауэрбах «Арктика» для фортепиано и симфонического оркестра состоится 30 марта 2019 года в Кеннеди Центре (Вашингтон). Исполняют: Национальный симфонический оркестр; Дирижер - Тэдди Абрамс; партия фортепиано - Лера Ауэрбах

Ответ получил быстро и письмо оказалось «теплым».

«Дорогой Сергей Владимирович! Мы были близко знакомы с Вашим отцом, бывали у Вас дома. Светлая ему память…

Надежде Артемьевне Диде большой от нас привет. Она сыграла большую роль в судьбе Леры - именно благодаря ей Лера попала в США, что и предопределило ее судьбу и, в конечном счете, судьбу всей нашей семьи (наш сын профессор математики в

Университете Торонто (Канада)».

Когда-то мой отец Владимир Белковский сделал юношеские портреты Леры Авербах в Челябинске. Я увидел в интернете коллаж с Сергеем Юрским, где используется тот Лерин портрет, сделанный в Челябинске перед ее поездкой в США, которая и определила ее дальнейшую жизнь.

«Арктика» - слово нынче очень модное. О ней много говорят. Благодаря уроженке Челябинска будут теперь говорить еще и средствами музыки, которая, как известно, не требует перевода.

Это произведение для фортепиано с симфоническим оркестром. Почему же «Арктика»? Оказывается, сравнительно недавно Лера участвовала в научной экспедиции на Северный полюс, которая произвела на нее очень сильное впечатление, сообщил мне ее отец.

Возможно, когда-то челябинцы встретятся с Лерой как с лауреатом премии «Светлое прошлое». Правда, дорога на малую родину у знаменитого музыканта будет не близкой. Но ведь при желании этот вопрос решаем.

А в Челябинске действительно был старт у этой ныне всемирной знаменитости. В 4 года Лера написала первые стихи, точнее, песню, и почему-то о смерти. Тогда же она стала заниматься на рояле и сразу начала сочинять музыку. Уже в 8 лет она выступала с оркестром, в 12 лет ее оперу «Подарок для Снегурочки» поставил Челябинский оперный театр.

В 1990-м году Лера Авербах становится лауреатом международной программы «Новые имена». Первая книга Леры «Опрокинутый мир» вышла в Челябинске в 1991 году. С участниками программы тогда встретился академик Дмитрий Лихачев. Тогда же юная челябинка становится лауреатом первого Всероссийского конкурса молодых композиторов имени П.И. Чайковского.

«Мои руки по локоть в бемолях» — так чувствовать может только музыкант. Но так сказать — только поэт. «Работаю в музыке, литературе и визуальном искусстве» — это ее слова, просто и ясно», — читаем в одной из публикаций про Леру.

Она признана самым исполняемым из ныне живущих композиторов мира. Три балета на ее музыку поставил знаменитый хореограф Джон Ноймайер. Ее симфоническая, камерная, вокальная музыка, оперы «Гоголь» для Венского театра по собственному либретто, «Слепые» по Метерлинку.

Авербах считается самым молодым композитором из списка престижного международного музыкального издательства «Сикорски», явившего в свое время миру творчество Прокофьева, Шостаковича, Шнитке.

«Я ловлю в себе музыку. Она уже есть, но ее надо расслышать. Она живет во мне, но в то же время и вне меня, совершенно независимо. Ее трудно поймать. И еще трудней записать — ведь она так свободна и вовсе не хочет, чтоб ее записали. Эти ноты разбросаны, непонятны — их надо причесать, одеть в тембры и облечь в форму. Это и есть работа композитора – сковать ноты ритмом, запрятать в такты, чтоб не сбежали на свободу. А потом ночью в бессильи плакать, потому что получилась совсем не та музыка», — напишет Лера, когда ей будет всего 16 лет, тоже в Челябинске.

А в 17 лет, в 1991 году, по приглашению она окажется в США, сумеет поступить в консерваторию, еще не зная английского языка. Начнет взрослую жизнь одна, без родителей, которые будут в то время в Челябинске.

«Быть может, звук важнее слова, А интонация — стиха. Всему венец, всему основа, Всему предтеча — тишина…».

Челябинка получила степени бакалавра и магистра по классу фортепиано и музыкальной композиции в нью-йоркской Джульярдской консерватории, закончила аспирантуру (по программе концертирующего пианиста) в Ганноверской высшей школе музыки.

Еще отрывок из публикации: «Диалог со временем» – так называется аудиодиск, на котором записаны стихи нашей знаменитой нью-йоркской соотечественницы Леры Авербах в исполнении автора и Сергея Юрского». Стоит добавить – уроженка Челябинска стала человеком мира.

Была такая важная страница в творчестве молодого поэта. Сергей Юрский включил несколько стихов Леры в свой репертуар. Прочел он их в 1995 году, выступая с концертом в Челябинске, где стихи дочери в исполнении знаменитого актера услышали тогда жившие еще здесь родители Леры - Лев и Лариса Авербах. Там же состоялась их встреча с Юрским. А в очередной свой приезд в Нью-Йорк Сергей Юрьевич предложил записать Лере совместный диск с ее стихами.

Позже, в годы учебы в Ганновере Лера напишет цикл стихов «Ганноверские тетради», которые будут изданы с предисловием Юрского. Предисловие называется «Нежное опровержение». В нем актер и писатель отметит: «К сожалению (или к счастью?), я не музыковед и не критик. Я не биограф Леры (трудная работа – биографу, пожалуй, ее просто не догнать). Я ее современник. И она для меня – опровержение моих тревог, что, дескать, культура вырождается, что деньги и безумие правят миром, что тщеславие пожирает таланты».

Стоит эти слова великого актера вспомнить сейчас, когда Юрского уже нет с нами.

Еще несколько «штрихов» из творческой биографии экс-челябинки.

Лера Авербах - автор более 120 симфонических, вокальных и камерных сочинений, а также оперных и балетных произведений. Регулярно выступает как концертирующий пианист в крупнейших концертных залах мира.

Музыку Леры Ауэрбах исполняют Гидон Кремер, Леонидас Кавакос, Хилари Хан, Вадим Глузман, Дэниэл Хоуп, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Филип Квинт, Нарек Ахназарян, Алиса Вейлерштейн, Давид Герингас, Николас Альтштадт, Дмитрий Ситковецкий, Ким Кашкашьян, Готье Капюсон, Дэвид Финкель, Пол Кац, Ву Хан, Зоряна Кушплер, Наталья Ушакова, Стелла Григориан, Мартин Винклер, Отто Катцемайер, Лилли Паасикиви, Никита Сторожев и другие выдающиеся музыканты.

Ее симфонические сочинения звучали в исполнении оркестров под управлением дирижеров - Тону Калюсте, Владимира Спивакова, Нееме Ярви, Феликса Коробова, Владимира Юровского, Шарль Дютуа, Кристофа Эшенбаха, Владимира Федосеева, Андрея Борейко, Андраша Келлера, Андриса Нелсонса.

Балеты и оперные спектакли на музыку Леры Ауэрбах ставили Джон Ноймайер, Азур Бартон, Гойо Монтеро, Теренс Колер, Соль Леон, Пол Лайтфут, Тим Плегге, Реджинальдо Оливейра, Меди Валерски, Кристин Милиц, Арила Сигерт, Дмитрий Белянушкин, Джон Ла Боучедиэр.

Балеты и оперы Ауэрбах исполнялись в театрах и концертных залах Гамбурга, Амстердама, Антверпена, Копенгагена, Берлина, Сан-Франциско, Лос-Анжелеса, Мюнхена, Баден-Бадена, Карлсруэ, Вены, Токио, Осаки, Торонто, Шанхая, Пекина, Москвы, Нью-Йорка.

20 марта 2019

Новости партнеров

Нашли опечатку?