+8°
Сообщить новость

Знаток искусства Антонова боится, чтобы дети не разучились плакать от счастья

01.04.2019 17:54

Легенда музейного дела президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Александровна Антонова, рассуждая о современном искусстве, замечает, что для нее совершенно ясно: многое из современного творчества не может быть отнесено к категории искусства по тому принципу, по которому определяется классика, в том числе классика ХХ века.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Культура
Ирина Антонова. Фото из открытых источников Ирина Антонова. Фото из открытых источников

Такие «произведения» не имеют отношения к искусству, поскольку лишены, причем, сознательно, эстетических критериев, даже критерия качества, считает она.

«Если мы связываем искусство с эстетическими критериями, то тогда эта продукция − не искусство. Или же мы расширяем понятие искусства», − замечает Антонова.

Знаток искусства отмечает, что объем дурной продукции, которую вываливают сегодня на зрителей, поражает. Вторичность, имитация, натиск репродукции, поддельного − это нарушение законов искусства, уверена она. Можно иметь на столе крошечную статуэтку Давида Микеланджело, и она даст какое-то представление о шедевре. Но это будет совсем не то, что оригинал.

«Даже музейный слепок, по параметрам повторяющий оригинал, не дает полного представления, потому что не воспроизводит материал оригинала − мрамор с его свечением», − считает Антонова.

И еще одно наблюдение: если смотришь картинки в интернете, чтобы потом получить радость от общения с подлинниками, это замечательно. Но если удовлетворяешься только этими картинками, то так не снимается даже самый верхний слой искусства. «Больше всего я боюсь, чтобы дети не разучились плакать от счастья. Не от боли, не от огорчения, не от зависти − а от счастья. А откуда счастье? От любви и от искусства, − отмечает Ирина Антонова. − А это рядом. Надо уметь быть счастливым от любви».

Эксперт уверенна, что искусство исчерпать себя не может. Для этого достаточно увидеть, что творится в музеях. Люди толпятся в музеи мира, как в метро. В этом есть суетность, мода, но не только. Главное − потребность смотреть «живые» шедевры.

Люди утомляются (это ведь особый тип усталости от посещения музеев), но едут зачем-то со всего света в Лувр, Эрмитаж, Третьяковскую галерею. Значит, это им зачем-то нужно, резюмирует Антонова.

Справка:

Ирина Антонова − советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения. Многолетний директор, а теперь президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Доктор искусствоведения.

Цитата Антоновой: «Когда тебе 95, можно уже не говорить ничего либо только чистую правду. По-другому нельзя. Какие могут быть игры на краю бездны?

Все, что сверх 70 лет, вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание. И тут в голову приходят всякие мысли, иногда даже неглупые. Появляется глобальное отношение к проблемам, явлениям, людям».

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?