+19°
Сообщить новость

Самый легкий в мире самолет был построен в Златоусте

04.04.2019 08:51

На крыльях «Малыша» - в большую авиацию. Об этом история, достойная стать отдельной страницей в истории российской авиации.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Общество
Самолет "Малыш". Самолет "Малыш".

Самый легкий в мире самолет родом из Златоуста. Вспомнить об этом стоит накануне Дня космонавтики. Ведь свой первый полет в небо «Малыш» совершил в этот знаковый день – 12 апреля, в далекие уже 60-е годы ХХ века.

«Малыш» был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров.

Одноместный «Малыш» оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело страницы многих центральных изданий, а сам самолет совершил более 800 полетов.

«Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, 12 юных конструкторов, ждали этой последней минуты, - писала в те годы газета «Комсомольская правда». - И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная «Малышом», не была ни моделью, ни планером. Это был их первый «взрослый самолет». Как-то, когда самолет уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый летчик Водопьянинов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова».

В КБ Антонова заинтересовались уральской новинкой: один из самых легких в мире самолетов, легче мотоцикла, а мотор целых 32 лошадиные силы. Для взлета самолету требуется всего 50 метров. Управление машиной простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации. Ему приходило много писем – спрашивали, как мотоцикл переделать в вертолет. А из Америки пришло письмо от астронавта – он хотел приобрести «Малыша» для личного пользования.

«Малыш» - одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 километров от аэродрома. Размеры кабины были выбраны теми же, как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции. Размах крыла – 6,9 метров, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.

Комарова взяли – без специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Уже после этого он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше, где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», АН-28. Комаров в итоге стал почетным гражданином Польши, заслуженным деятелем науки и техники этой страны. А когда вернулся в Советский Союз, выйдя на пенсию, жил в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков.

Комаров работал директором клуба «Юный техник» производственного объединения «Полет». Зимой Лев Александрович неоднократно приглашал меня посмотреть на полеты. Один раз совершил полет на планере и я. Правда, в качестве второго члена экипажа, вместе с Комаровым. Полет длился секунд 10, высота – на уровне макушек деревьев на берегу Шершневского водохранилища. Оно использовалось в качестве летного поля: только зимой и ранней весной.

«Пролетают над Златоустом большие самолеты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет и ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?», - писала тогда «Комсомолка».

Льва Александровича давно нет с нами. Экспозиция о нем создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А еще в этом городе проводится конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова.

Как-то сын Льва Александровича — Александр - показал мне самолет «Малыш», выгравированный на сувенирном топорике. А вот он в виде небольшой деревянной модели-копии, сделал ее сам Лев Комаров. На борту модели изображение бегущего Буратино.

«Мне было четыре года, когда отец построил «Малыш», — рассказал Александр Львович, — я был малышом, и самолет именно так получил свое имя».

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?