-6°
Сообщить новость

Почему фотография – искусство настоящего времени

16.05.2019 09:42

Челябинский фотохудожник Владимир Белковский, рассуждая когда-то на тему, что отличает фотоискусство от других видов искусств, отмечал следующие моменты.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Культура
Автопортрет. Фото Владимира Белковского. Автопортрет. Фото Владимира Белковского.

Первое – документальность. «Нельзя сейчас снять Пушкина. Нельзя показать с помощью фотокамеры, какие мы будем через неделю, через год. Поэтому и говорят: фотография – искусство настоящего времени. Но это не совсем так. От нажатия спусковой кнопки до готового отпечатка надо, по крайней мере, несколько минут, то есть несколько десятков секунд. За это время в наш атомный век может многое произойти. И то, что было только что настоящим, станет уже прошлым», – писал он.

Вот почему говорят: история пишется объективом. Любой снимок – документ истории.

С другой стороны, далеко не каждый снимок – произведение искусства. Редкая фотография обладает еще и эстетической информацией. Можно сделать миллион кадров – и не получить ни одного снимка, который мог бы стать произведением искусства. «Можно взять кисть и что-то рисовать. Случайно можно получить шедевр. Но вероятность этого гораздо меньше, чем возможность выиграть в спортлото.

Речь ведь идет о произведении искусства, а рождение картины, скульптуры, книги или фотографии – связано совсем не с кистью и красками, гусиным пером или авторучкой, типом фотокамеры или объектива. Рождение произведения искусства связано прежде всего с личностью художника – с его взглядом на мир, с его чувствами, с его переживаниями и эмоциями не только в момент съемки, но и при дальнейшей работе над отпечатком», – считал фотохудожник.

– Что легко, не в муках рождается, как правило, и быстро умирает. Что недорого автору, вряд ли будет дорого и зрителю. И здесь не имеет решающего значения, кто изображен на снимке – знаменитый человек или неизвестная личность. Можно сфотографировать свою жену, можно главу государства. Результат зависит, прежде всего, от того, с помощью чего создано фото – только камерой и проявителем или сердцем и кровью.

Владимир Белковский считал, что после талантливого фотографа остается обычно несколько десятков снимков. На большее просто не хватает человека:

– Фотоискусство сильно своей документальностью. Но документальность – не натурализм, а прежде всего, правда. Причем, надо отразить не правду факта, а правду образа, правду идеалов, правду об одном человеке сделать правдивым рассказом о человечестве, – писал фотохудожник. – Вот здесь человек с фотокамерой должен видеть гораздо дальше, чем фотоаппарат. Видеть шире и глубже, чем это может сделать объектив его камеры. Надо суметь в буднях увидеть то, что другие не увидели.

И есть еще одно требование, на которое фотохудожник обращал внимание. Он должен нести зрителю положительный заряд эмоций, чтобы он ни изображал. Молодость или старость, радость или печаль. Фотография может быть черно-белой или совсем черной. Но нести человеку она должна радость и счастье, надежду и любовь, призыв к борьбе, а не к апатии и бессилию.

Так считал Владимир Белковский. Эти записки отпечатаны были на пишущей машинке, еще до входа в наш быт компьютеров.

Напомнить о них решил в день рождения отца, он родился 16 мая 1933 года в Белоруссии. На Южном Урале семья отца оказалась в начале войны, в эвакуацию.

Много лет он был художественным руководителем городского фотоклуба, в конце этого года фотоклубу исполнилось бы 60 лет.

Представляем несколько снимков Владимира Белковского, несущих уже много лет тепло и свет.

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?