Зачем на крыше челябинского дома установили «гробы»?

Разместив этот снимок на своей странице в Фейсбуке, автор написал: «Я понимаю сталинский ампир и всё такое, но зачем «гробы»- то на крыше ставить надо было? Много лет смотрю на этот «гроб», который никто не замечает. Находится он на доме по проспекту Ленина, 26».
Необычная крыша челябинского дома. Фото Дмитрия Островского

Как говорится, публика оживилась в комментариях увиденного.

«Наследство периода борьбы с излишествами в архитектуре 50-х годов. Здание «кастрировано» по сравнению с проектом», - предположил один из авторов.

«Дом построен в 1937 году по документам. Ещё в самый разгар излишеств, так что вряд ли вы правы».

«Есть много зданий, построенных ранее, где во время ремонтов затем убирали скульптурные группы и разнообразные «вазы с фруктами» , поскольку их восстановление было затратным».

Я решил обратиться за разъяснениями к краеведу, профессиональному строителю Игорю Стоякину.

Он ответил: «В центре аттик, по бокам акротерии (подробнее в инете)».

Обращаюсь к Яндексу – спрашиваю про «акротерии», которые по бокам.

Это украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона.

В Древней Греции акротерии обычно устанавливались на фронтонах храмов. В эпоху Возрождения акротерии стали более разнообразными и нашли применение как угольные украшения.

Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, также акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.

Так что, как говорится, «все по плану». А что увидится кому-то в этом – дело каждого.

Поскольку затронулась тема борьба с архитектурными излишествами, есть повод узнать подробности из истории «челябинского плацдарма».

В середине 50-х годов вышло правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С появлением этого, теперь уже исторического документа, была пересмотрена архитектурная практика по всей стране. Коснулась она и Челябинска.

— На смену борьбе с «архитектурным упрощенством» 1930-х годов пришла борьба с «архитектурными излишествами» 1950-х, - говорит челябинский строитель и краевед Игорь Стоякин.

Из воспоминаний челябинского архитектора Евгения Александрова: «В 1953 году первым секретарём ЦК КПСС становится Н.С. Хрущев. Одной из первых инициатив Никиты Сергеевича стал перевод отечественной строительной индустрии на сборку домов и сооружений из сборных железобетонных конструкций. Однако этим дело не ограничилось. Принятое постановление ЦК КПСС и Совмина СССР задело и архитекторов. Их обвинили в косности, в так называемых архитектурных излишествах. Борьба с этими «излишествами» велась широким фронтом.

Коль скоро основные строящиеся тогда в центре города здания были мои, меня и подвергли основной критике. У нас, как известно, привыкли искать козла отпущения.

К нам в город прибыл высокий чин – заместитель председателя Госстроя РСФСР некий Печенкин. Меня пригласили на совещание. Во время своего выступления я доложил, что, по сути, мои дома не содержат каких-либо «архитектурных излишеств». Они будут самые высотные в городе, но это оправдано их ролью в застройке и местоположением. Однако всё это не удовлетворило приезжего начальника, и он обрушил на меня шквал критики. Я постарался продолжить своё выступление, снова повторил, что его предложение снять верхние этажи – это глупость, поскольку эти этажи наиболее экономичные. И если уж вести речь об экономии, то он со своими предложениями, — а было видно, что это не архитектор, а функционер, — как раз и приводит к неоправданным расходам».

— В процессе борьбы «с архитектурными излишествами» произошли изменения во многих архитектурных проектах строящихся жилых домов и административных зданий, - говорит Стоякин. — Это — жилой дом с магазином «Уральские сувениры» по проспекту Ленина, автором был Александров. Пришлось исключить из проекта три верхних этажа, эркеры, колонны, башенку и венчающий её шпиль.

В жилом доме по улице Кирова, 86 (автор тот же - Александров) были исключены из проекта колонны и лоджии, три портика с третьего по шестой этаж.

В знаменитом жилом доме на площади Революции, 1 (автор его снова Александров) были исключены из проекта три верхних этажа. Стал ниже на два этажа и жилой дом с кинотеатром «Спартак» по проспекту Ленина, 19 .

В годы, когда строился главный корпус Челябинского политехнического института, он открыл свои двери для первых студентов без нескольких этажей – были исключены из проекта четыре верхних этажа с башней и шпилем. Нынешний силуэт здания, одной из визиток города, обрел свой сегодняшний вид спустя годы, при завершении реконструкции в 2003 году.

В далеком уже 1956-м году было пересмотрено 55 групп строящихся жилых домов, административных зданий и объектов культурно-бытового назначения.

В газете «Челябинский рабочий» в марте 1956 года в статье «Некоторые вопросы строительства Челябинска» пояснялось, что корректировка генерального плана города вызвана «необоснованным расширением улиц, преувеличением размеров площадей, созданием кварталов со сложной конфигурации, затрудняющих применение типовых проектов». В статье также подверглась критике творческая деятельность ряда архитекторов, – отмечает Стоякин.

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
24 мая 2019

Новости партнеров

Нашли опечатку?