-7°
Сообщить новость

Почему «Россия» не продается, а рабочий в Челябинске похож на «Терминатора»

26.08.2019 20:18

К приближающемуся дню города челябинский журналист Сергей Белковский выпустил книгу «Прогулки по Челябинску. Лирические 60-е годы и не только». Вышла она в электронном варианте в издательстве Rideró.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Общество
На улице Челябинска можно встретить "Терминатора". Фото Сергея Белковского На улице Челябинска можно встретить "Терминатора". Фото Сергея Белковского

«Собиралась она не спеша, несколько лет и сложилась в книжку, где около 200 страниц. В Riderо книга появится в течение дня. Затем книгу «Прогулки по Челябинску» можно будет встретить в нескольких интернет-магазинах», – говорит автор.

Вот небольшой фрагмент из нее из главы «Символы и их истории»:

В поисках рабочего взгляд «натыкается» на «кусок Терминатора»

Рабочих людей на постаменте в «стенах» рабочего города, каким давно является Челябинск, можно встретить немного. Самый впечатляющий и значимый – у главпочтамта на Кировке. Памятник танкистам-добровольцам Льва Головницкого. Образ рабочего и уже солдата. В фартуке и в танкистском шлеме на голове.

Памятник этот уже давно стал неотъемлемой частью культурного и исторического пространства нашего города.

А в паре сотен метров от него сравнительно недавно появился иной образ «человека труда». Скульптуру эту в народе прозвали гермафродитом, куском Терминатора.

Среди комментариев по поводу этого объекта встречаются такие:
«Коренастый мужской торс, составленный из частей какой-то машины. Руки обрублены чуть ниже плеч. Этакая биомеханическая версия Венеры Милосской».
«Безголовый, безрукий гермафродит «Венер» в центре Челябинска стал символом дурного вкуса властей города».
«Арт-объект по улице Воровского вызывает у жителей вопросы, но я считаю, что это хорошо, значит, он интересен», — прокомментировал тогдашний глава администрации Челябинска Сергей Давыдов.

О сути своего «Венера» создатель скульптуры Камиль Сайфулин сказал так: «Венер» – это собирательный образ рабочего человека. Главная идея композиции – сила и мощь, именно поэтому акцент сделан на торсе. Я пользовался трубами, шестернями, гайками, прутами, чтобы как можно ярче выразить характер своего героя. У него есть даже сердце. Самая важная часть Венера спрятана в левой части железной груди за дверцей с краником. Я очень люблю металл, у меня в гараже целый склад понравившихся мне деталей».

Так совпало – перед своей встречей с челябинским «Венером» прочитал любопытную публикацию –«ЦРУ в борьбе за русских абстракционистов». Суть ее в том, что в годы холодной войны спецслужбы США специально формировали ценность примитивного искусства в нашей стране, тем самым способствуя снижению эстетической планки и среди советских художников и среди публики. В то время социалистический реализм, может быть, угнетал своей чрезмерной идеологизацией в темах и сюжетах, но зато он строился на традициях русского реализма, живописного мастерства.

Думаю, неслучайно об этом вспомнил, стоя перед челябинским «Венером». Может быть, кому-то выгодно, чтобы уральского человека труда, уральского рабочего воспринимали именно так – неким уродцем, к тому же, с винтом вместо головы?

Хочу вспомнить те образы рабочего, человека труда, как было принято говорить раньше, созданных челябинскими мастерами несколько десятилетий назад. Время прошло, а они – эти образы - мне ближе и приятней. В них есть уважение к человеку труда, труда тяжелого, но во многом именно благодаря такому труду Урал давно и прочно стал «опорным краем державы».

Эти снимки, сделанные челябинскими фотомастерами, много публиковались в стране и мире, выставлялись на различных выставках и получали там награды, принося славу Уралу как краю, где живут и работают настоящие мастера – металлурги и машиностроители.

Среди таких работ - например, снимок Вячеслава Гнеушева «После смены». Портрет рабочего с букетом цветов послужил основой для плаката «Трудом красив и славен человек», выпущенного в Москве на всю страну. Сам Гнеушев работал на коксохиме на ЧМЗ. Здесь и была сделана эта фотография.

«Россия» не продается»

Совсем не из-за своего размера стала знаменита скульптура Н. Лаверецкого «Россия», выполненная в технике каслинского литья. Впервые «Россия» была представлена в 1900 году на Парижской Всемирной выставке в Каслинском чугунном павильоне, как известно, удостоенном Гран-при и Большой золотой медали.

Президент Франции предложил тогда приобрести павильон для Франции - за огромную по тем временам цену, два миллиона рублей. На это президент получил ответ: можно купить все, кроме скульптуры «Россия». И вот почему: «Россия» не продается!». Эти слова стали крылатыми и вошли в историю нашей страны.

Сейчас оригинальный каслинский павильон находится в музее Екатеринбурга. Бронзовая копия оригинальной чугунной скульптуры была изготовлена в 1900 году. Всего существует ограниченное количество копий, одна из них - в администрации президента Российской Федерации.

Можно увидеть «Россию» и в центре Челябинска на пешеходной Кировке у здания областного Законодательного собрания.

В образе женщины увидел скульптор Евразию

Заглянул как-то в мастерскую Андрея Старцева, с кем знаком давно. Заинтересовала среди новинок красивая восковая скульптура молодой женщины – «Евразия».

- Для меня, Евразия это не только (и даже не столько) наш самый большой континент, а сколько мой край, мой город, сказал художник. - Город, который стоит на самой границе между Европой и Азией и вобрал в себя дух и культуру обеих этих цивилизаций.

Здесь они встретились, боролись, но сплавились в крепкий сплав, перековались в крепчайший уральский булат, - продолжает рассуждать Старцев.

- Андрей, это понятно. А почему – женщина?

- Почему я аллегорически изобразил Евразию в образе молодой женщины? А как еще мужчина может изобразить Любовь? А это у меня обобщённый образ Любви человека и образ матери, которая тебя взрастила, которая для тебя всегда молода. Это и образ любимой, с которой ты делишь все радости и тяготы жизни. Это также и образ твой любимой дочери, судьба которой в твоих руках.

Ну а птицы - это образ свободы, полёта, стремления вверх. И в тоже время это символы народов, государств, составляющих всю нашу Евразию.

Андрей Старцев – автор больших серий скульптурных произведений «Ангелы», «Женщины-деревья», «Механический зоопарк».

А еще его творения знают многие челябинцы, даже не подозревая об этом. Он автор герба Челябинска и многих фирменных знаков предприятий Урала. Среди которых - Инвестбанк и Челиндбанк.

Справка:

Сергей Белковский – челябинский журналист и фотограф. Автор книг «Родинка на холсте», «Дом на площади», «Негламурные герои». Лауреат ряда премий, в том числе, «Золотая лира».

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?