+6°
Сообщить новость

Новый жанр в фотографии появился на Урале. Фотоновеллы «собрались» в «Радуге в октябре»

10.10.2019 09:07

Фотоиллюстрация всегда была добрым помощником в журналистской публикации.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Общество
Простой сюжет. Фото Сергея Белковского Простой сюжет. Фото Сергея Белковского

Но чаще всего бывало так: писал текст один, а иллюстрировал его другой автор. Текст и фотография стояли рядом, но были не всегда «вместе».

Взаимодействие текста и фотографии в публикации – особый жанр. У него нет названия, но есть свои мастера. Вспомним хотя бы публикации Василия Пескова и Юрия Роста.

Предлагаемая подборка фотоновелл уже печаталась в разное время на страницах разных изданий Урала. Собранные же воедино – в книжку - эти «мгновения и впечатления» еще раз демонстрируют, как фото, «вмонтированное в текст», дополняет его, при этом делает кратким и более точным.

А главное, помогает рассказывать интересно и увлекательно о простых вещах. Из таких фотоновелл составлена книжка челябинского журналиста Сергея Белковского «Радуга в октябре», которая вышла в электронном виде в магазине Rideró. Скоро она будет опубликована и в нескольких других магазинах.

Предлагаем вниманию несколько фотоновелл из книги челябинского автора.

Простой сюжет

Сюжет – проще не придумаешь. Старик сидит на скамейке за столом. Перед ним – пустая миска. Он словно смотрит в нее.

И здесь хочется вспомнить другой сюжет – из сказки. Помните – в миске вода, а заглянешь в нее, увидишь прошлое или будущее. Так поступали сказочные герои.

Георгий Тимофеевич - герой, но не сказочный. Герой, потому что умудрялся жить так, что с ним с интересом знакомились начальники и чиновники и из Миасса, где он жил и из Челябинска. Хотя сам он никогда начальником не был, даже самым маленьким, работал простым шофером. А жил, как хотел, - имел и катер и карету, и лошадей. Потому что имел золотые руки. Этим и удивлял всех.

Последние годы – тоже по-своему подвиг. 15 лет он жил после тяжелого инсульта, когда учиться говорить пришлось заново. Помогли дети-врачи и простые мирские заботы, которых множество, когда живешь в своем доме на природе.

Вот так Злобин выходил во двор, садился на скамейку, опирался на неказистый, сколоченный из досок, стол и сидел, думал, любил вспоминать, когда рядом оказывался собеседник.

Как-то сидели с ним рядом:

- Наверное, попрощаться надо, - сказал просто, как о чем-то будничном Георгий Тимофеевич, - скоро уйду.

Он сказал о смерти, я понял это. И, как обычно, в таких случаях стал говорить, что рано еще об этом, лучше расскажите, как…

Он стал вспоминать, и мы сменили тему. Никто из нас о своей смерти, уходе из жизни старается не говорить. По крайней мере, вслух. Злобин попробовал, а я испугался услышать. Поэтому мы тогда не договорили тот наш последний разговор. А потом, в августе, Георгий Тимофеевич ушел. Навсегда.

Этот снимок - его последний. И теперь, спустя годы, смотрю на него, как на фотографию, в которой выражены последние дни жизни человека.

Белая миска на простом столе, белая седая голова. Усталость и молчание. Человек остается один на этом последнем пути, которого никому не избежать.

Взгляд Чебурашки

Сколько раз видел Чебурашку на экране телевизора? С детских лет – много раз, хотя в последние годы он приходит к нам все реже. Ему на смену пришли новые герои, подчас, больше подходящие для мультиков ужасов, чем детских сказок.

Жаль. И не просто жаль, тенденция эта вряд ли так безболезненна для сознания малыша. На смену Чебурашки пришли другие звери и полу-звери. Важно, чтобы они были добрыми. А вот это мы видим не всегда.

Но детям нравится, потому что других они героев не знают. И тогда начинает казаться, что монстр со страшными ушами и огромными глазами, откусывающий у себеподобного голову с этими самыми ушами и глазами – настоящий герой.

Часто повторяем: у каждого времени – свои герои. В том числе, и детских сказок. Но не стоит заменять Колобка и курочку Рябу. Пусть они переходят от поколения к поколению, от родителей к детям. Пусть с нами остается Чебурашка – «вечная ценность» детства.

Взгляд Чебурашки – взгляд, в котором нет ни капли зла. Что в наше время большая редкость. Чебурашке уже за это можно поставить памятник. Но главное найти ему место в сердце ребенка. Каждого.

Девочка обнимает своего Чебурашку, прижимается к нему своей щекой. Представьте, что вместо него рядом с ней оказался какой-нибудь монстрик из любимого фильма.

Пусть лучше останется так, как на этом снимке.

«Муравейник» из дров

Вот такой «муравейник» - из дров. В полтора человеческих роста, надо было кого-нибудь поставить рядом – для сравнения, да посмотрел по сторонам, никого рядом не оказалось.

Стожок из березовых поленьев потом сложится в поленницу, для сохранности зимой, да и для порядка – так принято.

Когда встречаешь в нашей российской глухомани такую «египетскую пирамиду», приходят мысли непривычные, до которых в городской суете и заботах «руки» не доходят.

Мысли о жизни дерева. Вот же он – кругооборот жизни дерева перед нашими глазами. На заднем плане – сосны, которым уже под сотню лет, а вот смерть дерева, в кучке дров – спилены, разрублены. Красиво, но жизни в них уже нет.

Хотя многие не согласятся – есть жизнь, просто другая. И на благо человека. Из бревен вырастет отличный теплый дом. А дрова – тоже тепло и энергия. Просто все хорошо в меру. Идешь по лесу, собираешь дровишки для костра, и мысли радостные теплятся, как сам танцующий огонь в костре. А встретишь такую махину бывших деревьев, и становится грустно. Значит, мера нарушена.

А может, не стоит философствовать? А лучше порадоваться за кого-то, что будет у него тепло зимой в доме. А значит, и на душе. Значит, продолжится жизнь человеческая. Благодаря дереву.

На такие вот мысли натолкнул случайно встретившийся березовый «муравейник».

Дрова-кирпичики

Что общего между ними - поленицей дров и «поленицей» красного кирпича? Есть общее: и первые и вторые могут дать человеку тепло, уют.

Получилось так, что и на поляне возле дома на окраине Миасса «поленницы» эти оказались рядом. Возле дома, старого, у которого появится пристрой, для него-то и был нужен кирпич.

Судьба «поленниц», встреченных случайно, будет разной. Яркой, но недолгой - у березовых дров. Долгой - у каждого кирпичика.

Написал и подумал: собственно, зачем нужно было писать про дрова и кирпичи? Лежали они и пусть бы лежали дальше.

Наверное, вот зачем. Важно во всем искать и находить то, что общее, что объединяет, а не то, что разнит. Так теплее и уютнее будет жить.

Такие вот дрова-кирпичики.

По «золотой» воде плавали утки

В начале октября, в разгар золотой осени, пошел с фотоаппаратом в парк Гагарина. Желание окунуться в золотую осень и запечатлеть ее краски было не у меня одного. Десятки людей проводили здесь самодеятельные и профессиональные фотосессии.

Краски действительно впечатляли. Видимо, сказалось то, что листья на деревьях не успели еще облететь и пожухнуть. Когда сквозь листья березы проходил солнечный свет, они казались янтарными и наполнялись золотыми красками.

А на одной из каменоломен ждало еще одно открытие. Здесь собралась стая диких уток. Утками в это лето челябинцев в каменоломнях парк было не удивить. Удивительным оказалось другое.

Позолотевшие березы вдоль берегов каменоломни давали красивое отражение. Казалось, что утки плавают по золотой воде.

Но такой она была не везде. Нужно было ждать, когда утки заплывут в такое «золотое» отражение. Так были сделаны эти кадры.

Спустя несколько дней снова побывал на этом «золотом» месте. Тихо, безлюдно, утки плавали, но уже без этих золотых красок. Был обычный пейзаж, каких было и будет много. А тех золотых мгновений уже не было.

Пушкин был и остается нашим «кодом»

Нужен ли нам сегодня Александр Сергеевич? А если нужен, то зачем? Ведь все, о чем он писал – давно история. Да и писал он все это гусиным пером, без компьютера. Задуматься об этом повод был как раз в день его рождения.

Есть мысли, что славу Пушкину сделала советская педагогика, когда с младших классов по старшие «проходили» Пушкина.

Многие отмечают, что после школьной программы брать в руки томик великого поэта не хотелось. И все-таки он был и остается «нашим всем» и «Солнцем русской поэзии». Почему?

«Что делает народ народом и даёт нам возможность быстро и точно понимать друг друга? Общий язык, знакомые образы, известные герои, типичные способы разрешения каких-то жизненных ситуации.

Всё это даёт нам литература. И в первую очередь – Пушкин. Это основа нашего взаимопонимания. Пушкин был и остается нашим «кодом». И код этот нужно передавать из поколения в поколение, иначе народ потеряет основу для взаимопонимания и перестанет быть народом, просто рассыплется», считает культуролог, секретарь Союза писателей России Нина Ягодинцева.

Да, школьная программа не делает Пушкина любимым поэтом, это и не её задача. Н но она вводит ученика в общественный диалог, даёт ему язык и правила для этого общения. Они должны быть усвоены ребенком, как должен он научиться пользоваться ложкой во время еды, чистить зубы, переходить на зеленый свет дорогу, чтобы не попасть под машину. Чтобы нормально себя чувствовать в обыденной жизни.

«У Пушкина есть и ещё одно жизненно важное для нас свойство: духовная гармония. Благодаря ей и в светлые, и в мрачные бездны бытия поэт мог смотреть, не разрушаясь. И нам нужно этому учиться – чтобы, проходя повороты истории, уцелел народ.

И неважно, что за два века сменилось несколько социальных систем, изменился быт – человек-то остался прежним. Именно литературная классика, и в первую очередь Пушкин, в своих произведениях дают нам наиболее точные ответы на вопросы нравственного характера», – добавляет Ягодинцева.

Поэтому именно Пушкин был и остается одним из тех, кто нас соединяет в единый народ.

А открыть для себя Пушкина как личного собеседника каждый сможет, если захочет, считает уральский культуролог.

А встретиться с Пушкиным можно в Челябинске в городском саду, который носит его имя. И где стоит памятник поэту, созданный скульпторами Львом и Энрикой Головницкими.

А еще теперь он есть у каждого в смартфоне, только попроси об этом всезнающую «Алису». А еще – если покопаться – в душе каждого из нас.

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?