У писателей был Сибиряк, у художников – Уральский

У рассказа о художнике Денисове-Уральском есть предыстория. О его творчестве мы узнали благодаря известному собирателю живописи Георгию Хаценкову. Благодаря искусствоведческому альбому о его коллекции «Неизвестная Россия. Русское искусство первой половины ХХ века. Шедевры коллекции Татьяны и Георгия Хаценковых».
У писателей был Сибиряк, у художников – Уральский
Лесная чаша - картина Денисова -Уральского

Коллекция Хаценкова послужила основой ряда крупных выставок, ставших знаковыми событиями в художественной жизни Западной Европы.

Как-то в Челябинск пришло письмо от Екатерины Гитино (ассистента Георгия Хаценкова): «Благодарим Вас за интерес к нашей книге. В нашем распоряжении оказалась картина Алексея Денисова-Уральского, великолепного мастера – камнереза и художника. В приложении Вы найдёте описание и фотографию этой работы».

И хотя присланная работа была посвящена горам Саяна, возник повод познакомиться с творчеством этого художника прошлого столетия, у которого есть немало картин, посвященных и природе Урала.

Алексей Денисов-Уральский (1863-1926) - живописец, камнерез и ювелир. Много путешествовал по Уралу, создал немало пейзажей уральской природы.

Родился будущий художник в Екатеринбурге в семье потомственного резчика по камню. С детских лет Алексей учился камнерезному делу – от простейших операций до создания самостоятельных работ.

Дебютом молодого мастера стала Всероссийская выставка в 1882 году в Москве. На ней он представил картину и сталактитовый грот из уральских минералов, которые были отмечены почетным дипломом. В конце 1880-х годов мастер-камнерез и художник-самоучка отправляется в Санкт-Петербург. В столице он осваивает искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств.

После успеха на Всемирной выставке 1900 года в Париже в декабре того же года Денисов открывает в Екатеринбурге первую персональную выставку «Урал в живописи». Весной выставка переезжает в губернский город Пермь.

Художник знакомится и дружит с писателем Дмитрием Маминым-Сибиряком, который окажет большое влияние на его становление. По примеру писател, в 1900 году Денисов добавляет к своей фамилии топоним – «Уральский».

В поездках по Уралу он выполнил множество пейзажей, в которых запечатлел разнообразные природные явления, растительность и геологические особенности края. Картины Денисова-Уральского репродуцировались в различных петербургских журналах.

В начале ХХ века следует череда важных событий, где Денисов-Уральский проявил себя и как творческая личность, и как коммерсант.

Так, в 1911 году он становится одним из инициаторов созыва в Екатеринбурге съезда горнопромышленников. В 1912-м организовал в Петербурге общество содействия развитию и улучшению кустарного шлифовального производства «Русские самоцветы». В 1917-м обращался к Временному правительству с проектом разработки цветных камней.

Весной 1902 года в помещении петербургского театра «Пассаж» художник открывает выставку «Картины Урала и его богатства». В начале 1903 года открывается «Горнопромышленное агентство по распространению полезных ископаемых России А.К. Денисов (Уральский) и К°». Представленный ассортимент был разнообразен: образцы и целые коллекции минералов, камнерезные изделия и ювелирные украшения, живопись и графика.

Денисов - активный и успешный участник многих выставок того времени. Успешно проходит выставка «Урал и его богатства», открытая в начале 1904 года в Москве. Участие в этом же году во Всемирной выставке в американском Сент-Луисе принесло художнику Большую серебряную медаль.

А в конце 1911 года Алексей Козьмич покупает помещение на престижной Морской улице. Соседями уральца становятся ведущие ювелирные фирмы России – Фаберже, Овчинниковы, Тилландер.

В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла «Русские самоцветы», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.

В середине 1910-х художник выполнил из камня скульптурные карикатуры — аллегории стран — участниц Первой мировой войны, которые показал на специально устроенной выставке в Петербурге (1916).

В начале 1918 года Денисов-Уральский, как и многие жители дач на Карельском перешейке, оказался в вынужденной эмиграции на территории Финляндии, ставшей независимым государством. Он делает, но безуспешно, попытки создания в Екатеринбурге своего музея.

Болезнь привела Алексея Козьмича в лечебницу в Выборге. В ее стенах он и умер в 1926 году, был похоронен в православной части выборгского кладбища.

В последние годы художник создал картины, посвященные Уралу, в том числе рельефную лепную картину «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 года он передал в дар Свердловску свое творческое наследие из 400 полотен и обширную коллекцию минералов и изделий из камня.

Произведения Денисова-Уральского хранятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге, Музее горного института в Петербурге. Предлагаем вашему вниманию несколько пейзажей художника, дополняющих образ природы Урала.

25 октября 2019

Новости партнеров

Нашли опечатку?