-14°
Сообщить новость

Главный ресурс современного капитализма кроется в «недалекой» голове потребителя

13.11.2019 14:30

Как-то придумал фразу о том, что «капитализм – это «дебилизация» масс плюс интернетизация всей страны».

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Общество
Доллары. Фото из открытых источников Доллары. Фото из открытых источников

Получилась такая «формула» по примеру ленинской: «Коммунизм – есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Кто родился и учился в СССР, хорошо помнят эту фразу. В Челябинске, например, она много лет была «растянута» вдоль крыши одного из главных домов в центре города.

Вспомнил об этом, встретив в Живом журнале эти заметки «Главный ресурс современного капитализма – дебилы».

Привожу некоторые отрывки из заметок автора, которые вряд ли «модные», но уж точно актуальные сегодня.

«Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели.

Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Он первый спросил «Что дальше?». И первый нашёл ответ», - утверждает автор этих заметок.

Далее утверждается, что капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены - не за морями, а в душах людей.

И капитализм, утверждает автор, начал уже не удовлетворять, а создавать новые потребности. И сам же их удовлетворять.

«Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями – потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды – менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае – каждый сезон».

А еще - можно также создавать новые опасности, чтобы защищать от них с помощью соответствующих товаров. И это происходит на каждом «шагу»: защищают от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона.

«Как маркетолог могу сказать, что на российском рынке лучше всего идёт модель «бегство от опасности», - считает автор заметок в ЖЖ.

Задача проста: сделать так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили. Почему маркетинга не было 100 лет назад и раньше? Ответ прост: потому, что нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности, замечает автор. И добавляет: когда же нужно выдумывать ложные потребности – тогда и нужен маркетинг. Как и реклама.

Маркетологи любят повторять: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. И это действительно так.

Чаще всего навязывание потребностей происходит на эмоциональном уровне. Реклама «идет» к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем разум.

Как-то философ Александр Зиновьев отметил, что идеальный потребитель – что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.

Кто такой идеальный потребитель? - этим же вопросом задается автор приводимых заметок. И дает ответ. Идеальный потребитель - это невежественный, живущий простыми эмоциями и жаждой новизны человек. Это своего рода взрослый человек с психикой шестилетнего ребенка. «Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю».

И главное, «он должен верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств».

Важную роль в воспитании идеального потребителя играет телевидение и другие СМИ, отмечает автор.

Когда-то Максим Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход – стараться опустить тексты до уровня читателя.Советский подход – поднять читателя до уровня литературы.

Советские писатели и журналисты, по мнению Горького, должны были поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных произведений. Современные СМИ, говорит автор заметок, «не опускаются до наличного уровня читателя – они активно тянут этого читателя вниз».

Вывод, который «на поверхности»: как советская пресса должна была вести коммунистическое воспитание трудящихся, так сегодняшние СМИ занимаются воспитанием идеальных потребителей. «Только совершенно оболваненные граждане способны считать целью жизни непрерывную смену телефонов или непрерывную трату денег на радующие глаз пустяки. А раз это так – граждан нужно привести в надлежащий вид, т.е. оболванивать», - резюмирует автор заметок.

Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купить можно везде.

Помните, как чиновник из министерства просвещения сказал, что цель образования – воспитание культурного потребителя?

«Невежество – это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества – это его важнейший компонент. Без этого современный рынок существовать не может».

Современный капитализм не смотрит вперёд, заканчивает свои размышления автор, ему главное – сегодняшняя экспансия. «И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому что это – сегодня главный ресурс».

Поделиться
Отправить
Отправить
Лента новостей

Нашли опечатку?