-11°
Сообщить новость

Дмитрий Закарлюкин: «Болевые точки Челябинска должны стать точками развития»

30.11.2019 16:28

Экологическое состояние Челябинска погружает жителей в состояние депрессии. А вот предприниматель Дмитрий Закарлюкин видит в ситуации не только плохое настоящее, но и перспективное будущее.

Поделиться
Отправить
Отправить
Рубрика: Экология
Дмитрий Закарлюкин, предприниматель и эколог Дмитрий Закарлюкин, предприниматель и эколог

Как убрать большинство свалок за один день

- Дмитрий, Вы раньше занимались рекламой. Почему решили круто поменять профиль деятельности?

- В какой-то момент понял, что рекламировать табак и алкоголь, например, я просто не могу. Это же вредно для здоровья людей. Друзья хитростью включили меня в 2012 году в экологическую деятельность, и меня понесло. Это гражданская экологическая инициатива «Сделай!». Уборка природных территорий.

- Этот проект сейчас существует?

- Да. Раз в год мы проводим большую уборку по всей области. Если брать шире, такая уборка проводится по всей России. Кстати, в 2012 году в акции приняло участие 100 тысяч человек по стране. Из них 6 тысяч участников было в Челябинской области.

- Цель - именно уборка загрязненной территории? Своего рода большой субботник…

- Идея на самом деле шире: консолидировать большое количество людей вокруг идеи экологической сознательности. Лучше один раз капитально убраться, а потом просто поддерживать чистоту. Чем каждый раз проводить полномасштабную уборку.

- На сегодня это утопия для России.

- Таки нет! Изначально мы опирались на опыт Эстонии, где всеэстонскую уборку провели в 2007 году. Там два парня изначально договорились провести акцию. Оказывается, в Эстонии тоже была такая проблема. И эти два человека сумели запустить огромную национальную инициативу. Подключились министр экологии Эстонии, президент страны. В итоге участники акции за день убрали 70% несанкционированных мусорных свалок в стране!

- В 2014 году мне довелось проезжать по Эстонии. Мне показалось, что это очень чистая страна, очень благоустроенная.

- Они достигли того эффекта, к которому стремимся и мы здесь, на Урале. А второй очередью эстонские экологи запустили программу обустройства дворов. Мировая общественность вдохновилась.

- То есть Эстония задала тон мировому движению?

- Да! Более 150 стран включилось в это движение. В 2012 году подключилась к акции и Россия. Однако раскачать нашу огромную страну с разбегу почти нереально. Эстония же маленькая. С другой стороны, с нашими ресурсами многое возможно.

- Все-таки как получилось, что предприниматель Закарлюкин стал экологическим предпринимателем?

- У меня были друзья-экологи, которым я раньше просто помогал организационно, финансово, структурировал их мысли, процессы. То есть я помогал им, как мог. Но потом один из них попросил разрешения собраться у меня в офисе для обсуждения вот этого международного проекта, в котором теперь и Россия участвует. Я дал разрешение. И так случилось, что сам дико увлекся этой темой. Стал брать на себя какую-то ответственность, стал подключать партнеров. В конце 2012 года я понял, что это – моя война! Эстонский опыт вдохновил.

- Но бизнесу это мешает?

- Конечно, принципиально мешает! Поначалу у меня была короткая возможность отключиться от текущих бизнес-дел. Но вскоре я понял¸ что надо делать выбор: либо я занимаюсь бизнесом, либо занимаюсь уборкой. Я не эколог, не общественник, сами эти термины мне не нравятся. Кстати, эстонский результат показал: достаточно объединить идеей 5% населения, и это радикальным образом повлияет на страну в целом. К этому надо стремиться и нам. Для Челябинской области это 150 тысяч человек. Конечно, пока нам до этого результата далеко. Однако постепенно наращиваем число экологически сознательных граждан.

- В итоге Дмитрий выбрал экологический бизнес, соединив два в одном?

- Скажем так. В конце 2012 года у меня закончились деньги в связи с тем, что я отошел от бизнеса. Пробовал вернуться в бизнес, но внутренне уже не мог делать все так, как раньше. И понял, что можно строить свою деятельность в русле переработки отходов. Это даст постоянный фокус на проблеме (каждый шаг будет улучшать ситуацию). И в то же время это позволит генерировать финансовый поток. Я начал строить проекты в контексте социального предпринимательства. Это когда социальные проблемы решаются бизнес-методами.

- Сегодня Дмитрий Закарлюкин – довольно известная фигура в Челябинске.

- Когда я начал заниматься эко-проектами, некоторые подумали, что я занимаюсь политикой. Но это не так, конечно. Я познакомился Марией Яковлевной Соболь, она здесь возглавляет представительство зарубежной организации «Зеленый крест». Кстати, Соболь записали в «иностранные агенты» в силу известного закона. Но меня это не пугало.

Точно так же, как я начинал работать в Челябинске в сфере рекламы с мобильными баннерами. У меня была по этому поводу встреча с известным рекламщиком. Он сказал, что это невозможно. Еле-еле, мол, продают одну сторону наружных биллбордов за 10 тысяч рублей. А я же не знал, что это невозможно. Я в рекламе не разбирался. Поэтому стал пробовать. И у меня получилось! Хотя у меня цена была 70 тысяч рублей! 10 стационарных щитов можно было взять на эти деньги.

Не знал слово «невозможно»

- У Вас есть такой талант к продажам?

- У меня с детства подход открытости к людям. Как-то в детстве сказал родителям, что никогда в жизни не буду обманывать. Это, если хотите, моя базовая комплектация. Не могу обманывать. Это же будет означать, что обманываешь и себя. От этого и мое счастье зависит. Это очень эффективно – быть честным. Я патриот в хорошем смысле слова.

- Эффективно быть честным? В России, насколько можно судить, почти весь бизнес построен на пилении бюджетов.

- И это та причина, по которой я ушел из рекламы! В рекламе в России все контракты получаются за откаты.

- Сколько всего людей сейчас в Ваших проектах?

- Суммарно человек 200 волонтеров. Несколько десятков сотрудников, которые работают за деньги. Проекты окупаются.

- Дома Вас поддерживают?

- Как сказать. Мне супруга говорит, что надо валить из Челябинска и вообще из России. А я говорю, что куда бы мы ни поехали, мы себя заберем с собой. Давайте посмотрим в планетарном масштабе. Засрали здесь – поедем туда. Засрали Землю – улетим на Марс. Вместо того, чтобы навести порядок там, где ты живешь.

Как построить общество нового качества

- Итак, сегодня Вы занимаетесь экологическими проектами.

- Я бы сказал по-другому: своими проектами я строю общество иного качества. Вместе со мной люди занимаются проектом по разделению отходов. И мы уже собираем 25 типов отходов. В том же Копейске, где первыми в области начали раздельный сбор мусора, такого пока нет. Я остаюсь в Челябинске, остаюсь в России. Хотя мне говорят, что в другой стране с моими подходами я бы имел другие возможности и другие результаты.

- Другие результаты могут быть как раз здесь, поскольку здесь низкая стартовая точка, у нас пока слишком много нерешенных проблем в отличие от развитых стран.

- Конечно. Я просто далеко не всегда говорю об этом как хитрый маркетолог. Сделанное здесь будет заметнее за счет разности потенциалов. Жизнь наделила меня определенным набором навыков и умений. И они оказались теперь востребованы на новом направлении. Я инженер-конструктор. Делаю то, что умею. И здесь это нужно. Моя эволюция сознания привела меня к климатической повестке. Мы бесконечно забираем ресурсы, которые конечны. Это неправильно. От былого равнодушия к теме я пришел к пониманию, что надо регулярно убирать от мусора берега наших прекрасных озер, потом возникла идея переработки мусора.

Это все привело меня в челябинскую региональную организацию «Развитие экологической культуры». Мы с коллегами думали, чего хотим достичь. И пришли к выводу, что хотим сформировать экологическую культуру высокого уровня среди населения области. Хотя моя деятельность уже вышла за пределы региона. Мыслю глобально, действую локально. Если у человека высокий уровень экологической культуры, он не мусорит, не выключает фильтры на заводах.

- Тогда надо с собственников заводов начинать?

- Нет, с тех людей, которые непосредственно выключают рубильник. Собственников заводов бесполезно убеждать. У них деньги, связи, влияние. А человек, который стоит у рубильника, у него есть только его совесть. Он может сделать выбор.

- Но этого же человека просто уволят, если он не выключит рубильник по команде собственника?

- Возможно. Но я для себя выбираю в такой ситуации уволиться с той работы, которая заставляет меня поступать во вред окружающей среде. В которой я сам живу.

- То есть предстоит задача сформировать в массе наших людей такую экологическую культуру, чтобы не нашлось человека, который выключит рубильник.

- Звучит утопично, но ничего страшного. Большие результаты моей деятельности, вполне возможно, лежат за пределами моей жизни. Кто-то должен это начать делать.

- Про Россию говорят, что ее реформировать невозможно в силу ее огромности.

- Я делаю то, что можно сейчас. И каждый шаг расширяет перспективу. То, что было невозможно вчера, становится возможным сегодня. Технологии опять же меняются, создают новые возможности.

Экологические проекты Дмитрия Закарлюкина

- Давайте. Что же именно Вы делаете?

- Первым проектом было эко-такси зимой 2012/2013 годов. Машина собирала отходы по домам и в офисах у тех, кто раздельно собирает мусор, и увозила на переработку на мусороперерабатывающие предприятия Челябинска. Инфраструктуры раздельного сбора мусора в городе еще не было никакой. Из любой точки города машина забирала такой раздельно собранный мусор. Сначала я запустил проект за свой счет.

- Проект работает?

- Более того, проект работает не только в Челябинске, но и Москве, Санкт-Петербурге, Перми.

- Сколько нужно заплатить, чтобы у тебя таким образом забрали и увезли мусор?

- Как обычное такси – 200 рублей.

- То есть люди собирают у себя дома пакеты с разными видами мусора, вызывают эко-такси.

- Все правильно.

- Но это не отменяет ежемесячной платы за вывоз мусора управляющей компании?

- Конечно. Это проект, направленный на формирование экологического сознания. В нем участвуют люди, которые думают дальше своего мусорного ведра.

- Сколько в Челябинске клиентов у эко-такси сегодня?

- Порядка двух тысяч.

- Проект окупаемый?

- Да, прибыли не дает, но и вложений уже не требует.

- Предприятия по мусоропереработке находятся в Челябинске?

- Конечно. Распространенная идея, что у нас нет достаточно переработчиков. На самом деле в Челябинске мощностей по переработке достаточно, чтобы переработать 36,5% всех отходов домохозяйств миллионного города.

- А реально перерабатывается пока 3% примерно?

- Даже меньше. «Вторком» перерабатывает 40 тысяч тонн в год (в основном ПЭТ-бутылка). Но я, например, открыл компостный полигон, который дает возможность перерабатывать еще почти 40% от общего объема отходов.

- Плюс к 36%?

- Конечно.

- А что было после эко-такси?

- Оранжевые сетки-контейнеры для сбора отходов. В 2014 году появился «Вещеворот». Я пришел на «Вторком», предложил сотрудничество по сеткам-контейнерам. Мы можем поставлять ему сырье (ПЭТ-бутылки), для нас это реализация проекта по раздельному сбору отходов. Директор сказал, что ему интереснее работать по текстилю. И мы занялись текстилем. Американцы еще 100 лет назад собирали с населения ненужную одежду, часть продавали, часть передавали нуждающимся.

- «Вещеворот» - это своего рода секонд-хэнд?

- Это прежде всего сеть контейнеров, через которые мы собираем ненужную одежду у населения. Более приличную раздаем нуждающимся и частично продаем, окупая проект. Одежду плохого качества перерабатываем. Я называю это эффективной благотворительностью. Сбор вещей происходил всегда. Но никто их толком не сортировал. Мы делаем из этого системный подход. Плюс создали на проекте 25 рабочих мест. В Челябинске действуют точки сбора, в Магнитогорске, в Сатке. Кстати, в Магнитогорске проект начался с президентского гранта. В Челябинске мы все начинали на свои средства. Сейчас мы в год одеваем за счет «Вещеворота» 7 тысяч человек. 45 миллионов рублей примерно стоит вся та одежда, которую мы выдаем.

В 2015 году появился проект «Зеленая энергетика», проект по переработке органических отходов. Изначально это был биогазовый комплекс. Конечный продукт – органическое удобрение, которое продается садоводам. Перспективой должен стать компостный полигон в Челябинске, который недавно запущен. Масштаб у него совсем другой: несколько десятков гектар на окраине города. В конечном счете этот проект выводит на тему зеленой экономики. Наши города надо переводить на возобновляемые источники энергии. Это огромный пласт информации.

Еще назову «Эколофт». В нем разрабатываются новые проекты, которые выходят в самостоятельную жизнь. Тот же «Челябинский урбанист» родился как идея здесь. Но понятно, что Лев Владов смог его раскрутить. Еще есть проект «Крышки добра» - собираются крышечки от бутылок, собираются на переработку. Вырученные средства отправляем в центр больных детей «Искорка». Это все проекты в сфере социального предпринимательства.

- Движение «Челябинск, дыши!» - Ваш проект?

- Да. Я собрал первую устойчивую команду. Мы сделали приложение, позволяющее помечать точки вредных выбросов на карте города. Пробовали запустить флэшмоб «Здесь труба». Чтобы человек, проезжая мимо дымящей трубы, фотографировал ее и выкладывал в соцсети. Однако акция не пошла, люди не поддержали.

- Но этот проект не окупить.

- Да, это исключение. Проект будет существовать за счет донатов (пожертвований). Кстати, на базе челябинского движения теперь действует общероссийское движение «Россия,дыши!». После Челябинска аналогичные движения возникли в ряде городов страны. В Сибае, Тольятти, Ростове. В итоге произошло объединение. «Россия, дыши!» - это самостоятельные группы в разных городах. Но есть общая идея.

Болевые точки могут стать точками развития

- Все эко-проекты назвали?

- Нет! Еще есть проект «Целлюлоза» (контейнеры в офисных помещениях, собираем макулатуру). Причем, на каждые 100 килограмм собранного сырья сажаем одно дерево. Также начали проект «Электромобили». Реально инфраструктуры нет пока. Но я знаю маршруты эко-такси, знаю маршруты других проектов. Вечером машины встают на базу и могут заряжаться.

Возникла идея, что инфраструктуру электромобилей надо развивать через коммерческий электротранспорт: грузовики, общественный транспорт. У которых понятно, где база. Следомпоявится сервис электромобилей. Мы переоборудовали «ГАЗель» в электромобиль. Попутно я сделал электромотоцикл-вездеход полноприводный - пока в одном экземпляре. Бензиновый транспорт по закону нельзя использовать на берегах Тургояка, Увильдов, других наших озер. А электротранспортом пользоваться на берегах озер можно.

В 2017 году появился проект «Разделяй-ка» (уличная акция раздельного сбора отходов, проходит каждое третье воскресенье месяца, 12 точек в Челябинске и еще в Копейске). Пока это затратная акция. Но она дает огромный просветительский эффект. Происходит разделение мусора на 25 типов.

Проект мониторинга качества воздуха стал самостоятельным проектом – РЦМС онлайн. Он работает в том числе на другие города.

Особняком стоит проект «Убежище»: в бывшем бомбоубежище проводим экскурсии для детей.

- Челябинская область – неблагополучная зона в экологическом отношении. В то же время здесь сформировалось экологическое сознание у населения. Сколько людей при этом вовлечены в Ваши экологические проекты?

- Порядка 50 тысяч человек – с разной степенью включенности.

- А надо минимум 150 тысяч человек?

- Да.

- Можно ли сделать Челябинск городом, удобным для жизни?

- Конечно. Есть же пример Питтсбурга американского. Который превратили в цветущий город.

- Однако пока многие люди из Челябинской области уезжают. По экологическим причинам в том числе.

- Тяжелую ситуацию надо правильно использовать. Говорю как маркетолог.

- Может ли иметь значение для достижения быстрого эффекта то, что мы сейчас находимся в некой нижней точке?

- 100%! Хотя есть территории, где еще хуже, чем в Челябинской области. Но пока экологическая обстановка в Челябинской области продолжает ухудшаться. Однако болевые точки обозначены. Надо просто не закрывать на них глаза и работать над исправлением ситуации. На этой разнице потенциалов можно обеспечить серьезный прорыв. Смотреть на Ростов или Москву неинтересно с экологической точки зрения. А на Челябинск интересно. Любое движение в сторону улучшения будет заметно. И технологии экологические будут привлекать сюда инвестиции.

- Хотелось бы, чтобы у нас, как в Питтсбурге, появился департамент тенистых деревьев.

- Серьезно, есть такой? Я не знал.

- Несколько лет назад предприниматель Андрей Бодрягин привозил в Челябинск людей из Питтсбурга. Они рассказывали, что было сделано в американском городе, чтобы преобразить его.

- Челябинская область обладает не меньшим потенциалом, чем тот же Питтсбург. Наши болевые точки вполне могут стать нашими возможностями.

- Об этом потенциале говорят с советских времен.

- Так или иначе есть, на чем строить альтернативную экономику, в том числе зеленую. Надо просто не говорить о перспективах, а делать.

Фото Екатерины Галкиной

Поделиться
Отправить
Отправить
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?